Профессиональная этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
1)Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
2)Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 5
§ 1. Основные понятия профессиональной этики государственной службы 5
§ 2.Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности.. 9

Глава II. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих 12
§ 1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих. 12
§ 2. Этические правила и требования к государственным служащим. 19


Заключение 23



Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

контр. по этике.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

     §2.Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности

     Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную  систему, но и этическую. Государственная  служба выступает носителем должной  морали, нравственных ценностей, ориентирует  людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его удельный вес в структуре общества 4. Для понимания проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий "мораль" и "нравственность".

     В человеческом обществе существуют так  называемые "вечные вопросы" - что  такое добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы –  суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения людей в далекой древности. Нормы морали, как продукт исторического развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает религия, особенно христианство. Что такое мораль? Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность5. Это особая форма общественного сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в сфере государственно-служебных отношений. В принципе мораль, нравственность, этика – понятия однопорядковые, тождественные.

     Повсюду и каждодневно человек вступает в сложную систему связей-отношений  с другими людьми. При этом он руководствуется теми или иными принципами, нормами поведения. Это моральная практика, которая возникла из объективной необходимости регулирования взаимоотношений в человеческом обществе. В регулировании государственных и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере государственной службы. Понять взаимодействие морали и права – значит понять сущность морали.

     Мораль  и право объединяет много общего. В Древнем Риме говорили, что "право  есть искусство добра и справедливости". Их объединяет то, что мораль и право  являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения людей. Они служат общей цели – согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного порядка 6. В целом, право соответствует или должно соответствовать моральным нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для авторитарных, недемократических государств.  Вместе с тем, мораль и право имеют существенные различия:

     -исторически мораль появилась раньше государства и права;

     -право состоит из норм, установленных государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении;

     -в правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений и фактов. Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший простор для толкования и применения;

     -требования морали выполняются людьми добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Внутренний гарант морали – совесть человека, внешний – общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения;

     -моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной;

     -мораль охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.

     Особенностями и характерными чертами морали являются:

     1)всеобщность ее функционирования;

     2)опора на традиции, привычки;

     3)опора на общественное мнение;

     4)субъективно-личностный характер;

     5)повелительная роль, определяющая ее особую значимость в общественных отношениях. Моральные правила и нормы, связанные с государственной службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой профессиональных моральных требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями.

     Глава II. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих

     §1. Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих

     Практика  государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных  служащих должно основываться на прочных  нравственных принципах.

     Под нравственными принципами государственной  службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав, свобод и законных интересов. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

     Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли  у нас нормативного установления. Но правила служебного поведения и требования к нему закреплены в действующем законодательстве7.

     Наука и практика показывают, что общими нравственными принципами служебной  деятельности государственных служащих являются следующие принципы.

     Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

     Принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов, в том числе о государственной службе и кадровой деятельности. В любой правовой системе все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, каждый правовой акт имеет свою нравственную ценность. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу.

     Этот  принцип требует верховенства Конституции  РФ, федеральных законов над иными  нормативно-правовыми актами, положениями  и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас еще низок уровень правовой культуры государственных служащих, весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безответственность и безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих8.

     Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

     Принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение, чтобы чиновники чувствовали моральную ответственность за свое служебное поведение и деятельность.

     Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти. Этот принцип требует внимательного и справедливого подхода при назначении служащих на новую должность, учета всех его достоинств и заслуг.

     Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к: государству, государственному строю; политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе); ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.); к обществу, населению; к другим государственным служащим9.

     Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на какие-либо политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, поскольку государственная служба – это институт государства. А всё, что связано с государством и государственной властью – это явления политические. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику.

     Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Без такой государственной службы невозможно создать стабильный и надежный механизм правового демократического государства. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы нецелесообразно и недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду 10.

     Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство, подрывают авторитет власти.

     Признаками  коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование  служебного положения вопреки интересам  государственной службы; умышленное использование служебного положения и авторитета занимаемой должности для личного обогащения; наличие личной корысти и личной заинтересованности. Предметом коррупции могут быть: приватизация государственной собственности, распределение бюджетных средств, предоставление льгот и лицензирование, налогообложение и таможенная сфера, здравоохранение и образование, призыв на военную службу.

     То  есть, нравственные принципы государственной  службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений служащего с государством, обществом и другими служащими.

     Безусловно, государственный чиновник в любом  государстве служит, прежде всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его названия – "государственный служащий", то есть служащий государству. Кроме того, именно государство, а не общество нанимает гражданина на государственную службу, заключая с ним служебный контракт, и выплачивает ему денежное содержание.

Информация о работе Профессиональная этика государственного служащего