Психология и этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:36, реферат

Описание

Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.

Психология – это наука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.

Содержание

Вопрос 1.
Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.

Вопрос 12.
Раскройте сущность понятия «характер» . Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.

Вопрос 29.
Охарактеризуйте общие требования , предъявляемые к внешнему облику делового человека.

Вопрос 33.
Приведите примеры проявления психического процесса ощущения в вашей профессиональной деятельности.

Вопрос 43.
Как внешний облик влияет на поведение людей? Что вы порекомендовали бы одеть человеку, идущему: на официальный приём, на встречу с друзьями, на банкет?

Работа состоит из  1 файл

психология и этика.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Вопрос 1.

Дайте определение психологии как  науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.

 

Вопрос 12.

Раскройте сущность понятия «характер» . Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.

 

Вопрос 29.

Охарактеризуйте общие требования , предъявляемые к внешнему облику делового человека.

 

Вопрос 33.

Приведите примеры проявления психического процесса ощущения в вашей профессиональной деятельности.

 

Вопрос 43.

Как внешний облик влияет на поведение  людей? Что вы порекомендовали бы одеть человеку, идущему: на официальный  приём, на встречу с друзьями, на банкет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.

Дайте определение психологии как  науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.

 

Психология – это наука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.

Основными особенностями психологии как науки являются:

Во- первых, психология представляет собой науку о самом сложном  и пока малоизученном феномене, называемом психикой.

Во –вторых, задачи психологии сложнее  задач любой другой науки, так  как в ней мысль как бы совершает  поворот на себя. Именно в психологии сливаются объект и субъект познания.

В- третьих, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет а)глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними. (6 с.6)

Основными задачами психологии в настоящее время являются:

  1. разработка методологии психологии, т.е. изучение сущности психических явлений, их закономерностей и возможностей управлять ими ;
  2. 2) использование психологических знаний для повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  3. Теоретическая основа психологической практики. ( 6 с. 10)

В современной психологии функционирует  широко разветвлённая система научных  знаний, направлений и ряд отдельных  дисциплин, связанных с различными областями практики и находящихся на разных уровнях формирования. Каждая отрасль изучает психику человека в конкретных условиях его жизнедеятельности.

Можно классифицировать отрасли психологии по принципу развития психики в деятельности человека. Отсюда следует, что основу классификации отраслей психологии представляет психологическая сторона как фактическая деятельность, как развитие, как отношение человека (субъект развития и деятельности) к обществу (место его деятельности и развития).

Исходя из данной классификации, выделяют ряд отраслей психологии, предмет  исследования которых составляют психологические  проблемы в разных видах деятельности.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. В её структуру входят нейропсихология; психофармакология и т. д.;

Педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процесса развития в ходе обучения и воспитания человека. Она исследует формирование мышления у учащихся, изучает проблемы управления процессом усвоения приёмов и навыков интеллектуальной деятельности и проблемы управления. Выясняет психологические факторы, влияющие на успеваемость, взаимоотношения между преподавателем и учащимися, климат в коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся. Исследует психологическую специфику учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, психологические особенности работы со взрослыми в процессе обучения и т.д.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, аспекты развития трудовых навыков. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, определение влияния на трудящегося организации его труда, производственной обстановки, местоположения техники, средств сигнализации и т.п.

Инженерная психология в составе психологии труда изучает процесс работы оператора на автоматизированных системах управления, решая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной.

Интерес авиационной психологии состоит в исследовании психологических закономерностей в процессе обучения человека лётному делу и мастерству полётов.

Космическая психология исследует поведение человека в условиях невесомости, возникновения особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.

Военная психология анализирует психологические особенности деятельности человека в условиях боевых действий, проблемы управления боевой техникой, стороны взаимоотношений командира и подчинённого, методы психологического воздействия посредством пропаганды и т.д.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, реализующие систему права.

Судебная психология исследует психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.).

Криминальная психология изучает психологические проблемы поведения, состояние деформации личности преступника, мотивы престу преступления и т.д.

Пенитенциарная психология изучает психологию поведения индивидуума в заключении, психологические вопросы воспитания при помощи методов убеждения и принуждения и т.п.

Психология спорта выясняет психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия, методики и средства их психологической подготовки в связи с физическими нагрузками и т.п.

Психология торговли оценивает индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса в целях изучения психологического воздействия рекламы на человека, исследует факторы психологии моды, психологические проблемы обслуживания клиентов и т.п.

Рассмотрев психологические факторы  развития, можно выделить ряд отраслей психологии, реализующихся по принципу развития.

Возрастная психология изучает возникновение и развитие различных процессов и психологических особенностей личности здорового человека. Разделяется на детскую психологию, психологию подростка, юности, взрослого человека, геронтопсихологию.

Сравнительная психология - структурная часть психологии, рассматривающая филогенетические формы психической жизни. В данной области сопоставляются психики животных и человека, выясняются характер и причины наличествующих сходств и различий в их поведении.

Одной из отраслей сравнительной психологии является зоопсихология. Предметом её изучения является психика животных различных систематических групп.

Классификация отраслей со стороны  психологии отношений личности и  общества обособляет отрасли психологической  науки, объединяемые понятием социальная психология. Сферу её интересов составляют социально-психологические проявления людей при взаимодействии в различных общественных группах. К социально-психологическим явлениям в макросреде относятся механизмы и эффективность влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.) на различные общности людей, а также закономерности распространения слухов, общепринятых вкусов, предубеждений, общественных настроений и т.д.

Зная и изучая психологию, человек  формирует себя, учиться приспосабливаться к окружающей среде и к другим людям. (4 с. 32)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 12.

Раскройте сущность понятия «характер». Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.

 

Характер в переводе с греческого означает черта, особенность человека ,отпечаток.

- совокупность(или сочетание) устойчивых  индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для неё способы поведения.

Характер не наследуется и не является прирождённым , а также  постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются , во- первых, общественно – историческими ( каждый человек живёт в условиях определенного общественно –исторического строя, определённой социальной среды и складывается к5ак личность под их влиянием) и , во-вторых, индивидуально- своеобразными ( условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны е неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и , тем самым, корректировать ожидаемые действия и поступки.

Характер человека проявляется  в испытываемых им чувствах и эмоциях, в его импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях; умение же и способность человека владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим говорит о культуре общения.

Характер влияет на продвижение работника по служебной лестнице. Замечено , что человек с хорошим характером, при прочих равных условиях, быстрее продвигается по службе. Человек с живым оптимистическим характером испытывает постоянно удовлетворённость и настроение у него жизнерадостное, а это в свою очередь положительно сказывается на здоровье.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.(7 с.38)

Многие особенности  характера зависят от свойственного  личности темперамента – это уравновешенность или неуравновешенность поведения, подвижность или инертность, своеобразно окрашиваемая те или иные его черты.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий  уровень способностей сочетается с  такими чертами характера , как высокая  требовательность к себе, умение критически относится к своему делу. Уровень  способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Характер –  это индивидуальная особенность  личности. Нет двух людей, у которых  были бы совершенно одинаковые характеры, но многое в характере отдельного человека типично и для групп людей, объединённых общественным строем, социальным положением, профессией или какими-то ещё условиями существования в мире вещей и событий.

Так, например, для бизнесменов типично проявление чувства партнёрства, коммуникабельность, дипломатичность, верность данному слову и т. п.

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить  и понять такое сложное  целое  нельзя, не выделив в нём отдельных  сторон или типичных проявлений ( черт характера). Под чертами характера  понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к деятельности.

Черты характера  необходимо рассматривать и оценивать  во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает  своё значение, часто совершенно различное, в зависимости от её соотношения с другими чертами.

С точки зрения характера как целостного образования  можно выделить цельные и противоречивые характеры. Целевые характеры –  это характеры, в которых отсутствуют  какие- либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.

Из всего  многообразия черт характера выделяют основные виды:

Моральные –  чуткость , деликатность, внимательность;

Волевые – решительность, настойчивость , твёрдость, целеустремлённость, упорство, смелость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность;

Эмоциональные – вспыльчивость, нежность, страстность.

Очень важны в бизнесе волевые  черты характера, выражающие сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности.( 7 с. 41)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психология и этика деловых отношений