Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:36, реферат
Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.
Психология – это наука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.
Вопрос 1.
Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.
Вопрос 12.
Раскройте сущность понятия «характер» . Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.
Вопрос 29.
Охарактеризуйте общие требования , предъявляемые к внешнему облику делового человека.
Вопрос 33.
Приведите примеры проявления психического процесса ощущения в вашей профессиональной деятельности.
Вопрос 43.
Как внешний облик влияет на поведение людей? Что вы порекомендовали бы одеть человеку, идущему: на официальный приём, на встречу с друзьями, на банкет?
Содержание.
Вопрос 1.
Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.
Вопрос 12.
Раскройте сущность понятия «характер» . Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.
Вопрос 29.
Охарактеризуйте общие требования , предъявляемые к внешнему облику делового человека.
Вопрос 33.
Приведите примеры проявления психического процесса ощущения в вашей профессиональной деятельности.
Вопрос 43.
Как внешний облик влияет на поведение людей? Что вы порекомендовали бы одеть человеку, идущему: на официальный приём, на встречу с друзьями, на банкет?
Вопрос 1.
Дайте определение психологии как науки. Перечислите основные задачи психологии, охарактеризуйте основные отрасли психологии, их предмет, значение для профессиональной деятельности работника предприятия.
Психология – это наука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.
Основными особенностями психологии как науки являются:
Во- первых, психология представляет собой науку о самом сложном и пока малоизученном феномене, называемом психикой.
Во –вторых, задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как в ней мысль как бы совершает поворот на себя. Именно в психологии сливаются объект и субъект познания.
В- третьих, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет а)глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними. (6 с.6)
Основными задачами психологии в настоящее время являются:
В современной психологии функционирует широко разветвлённая система научных знаний, направлений и ряд отдельных дисциплин, связанных с различными областями практики и находящихся на разных уровнях формирования. Каждая отрасль изучает психику человека в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Можно классифицировать отрасли психологии по принципу развития психики в деятельности человека. Отсюда следует, что основу классификации отраслей психологии представляет психологическая сторона как фактическая деятельность, как развитие, как отношение человека (субъект развития и деятельности) к обществу (место его деятельности и развития).
Исходя из данной классификации, выделяют ряд отраслей психологии, предмет исследования которых составляют психологические проблемы в разных видах деятельности.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. В её структуру входят нейропсихология; психофармакология и т. д.;
Педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процесса развития в ходе обучения и воспитания человека. Она исследует формирование мышления у учащихся, изучает проблемы управления процессом усвоения приёмов и навыков интеллектуальной деятельности и проблемы управления. Выясняет психологические факторы, влияющие на успеваемость, взаимоотношения между преподавателем и учащимися, климат в коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся. Исследует психологическую специфику учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, психологические особенности работы со взрослыми в процессе обучения и т.д.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, аспекты развития трудовых навыков. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, определение влияния на трудящегося организации его труда, производственной обстановки, местоположения техники, средств сигнализации и т.п.
Инженерная психология в составе психологии труда изучает процесс работы оператора на автоматизированных системах управления, решая проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной.
Интерес авиационной психологии состоит в исследовании психологических закономерностей в процессе обучения человека лётному делу и мастерству полётов.
Космическая психология исследует поведение человека в условиях невесомости, возникновения особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п.
Военная психология анализирует психологические особенности деятельности человека в условиях боевых действий, проблемы управления боевой техникой, стороны взаимоотношений командира и подчинённого, методы психологического воздействия посредством пропаганды и т.д.
Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, реализующие систему права.
Судебная психология исследует психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.).
Криминальная психология изучает психологические проблемы поведения, состояние деформации личности преступника, мотивы престу преступления и т.д.
Пенитенциарная психология изучает психологию поведения индивидуума в заключении, психологические вопросы воспитания при помощи методов убеждения и принуждения и т.п.
Психология спорта выясняет психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия, методики и средства их психологической подготовки в связи с физическими нагрузками и т.п.
Психология торговли оценивает индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса в целях изучения психологического воздействия рекламы на человека, исследует факторы психологии моды, психологические проблемы обслуживания клиентов и т.п.
Рассмотрев психологические
Возрастная психология изучает возникновение и развитие различных процессов и психологических особенностей личности здорового человека. Разделяется на детскую психологию, психологию подростка, юности, взрослого человека, геронтопсихологию.
Сравнительная психология - структурная часть психологии, рассматривающая филогенетические формы психической жизни. В данной области сопоставляются психики животных и человека, выясняются характер и причины наличествующих сходств и различий в их поведении.
Одной из отраслей сравнительной психологии является зоопсихология. Предметом её изучения является психика животных различных систематических групп.
Классификация отраслей со стороны психологии отношений личности и общества обособляет отрасли психологической науки, объединяемые понятием социальная психология. Сферу её интересов составляют социально-психологические проявления людей при взаимодействии в различных общественных группах. К социально-психологическим явлениям в макросреде относятся механизмы и эффективность влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.) на различные общности людей, а также закономерности распространения слухов, общепринятых вкусов, предубеждений, общественных настроений и т.д.
Зная и изучая психологию, человек формирует себя, учиться приспосабливаться к окружающей среде и к другим людям. (4 с. 32)
Вопрос 12.
Раскройте сущность понятия «характер». Покажите его социально и профессионально значимые черты, охарактеризуйте структуру характера, его природу и проявление.
Характер в переводе с греческого означает черта, особенность человека ,отпечаток.
- совокупность(или сочетание)
Характер не наследуется и не является прирождённым , а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются , во- первых, общественно – историческими ( каждый человек живёт в условиях определенного общественно –исторического строя, определённой социальной среды и складывается к5ак личность под их влиянием) и , во-вторых, индивидуально- своеобразными ( условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны е неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.
Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и , тем самым, корректировать ожидаемые действия и поступки.
Характер человека проявляется в испытываемых им чувствах и эмоциях, в его импульсивных реакциях, наклонностях и переживаниях; умение же и способность человека владеть собственными эмоциями по отношению к окружающим говорит о культуре общения.
Характер влияет на продвижение работника по служебной лестнице. Замечено , что человек с хорошим характером, при прочих равных условиях, быстрее продвигается по службе. Человек с живым оптимистическим характером испытывает постоянно удовлетворённость и настроение у него жизнерадостное, а это в свою очередь положительно сказывается на здоровье.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.(7 с.38)
Многие особенности характера зависят от свойственного личности темперамента – это уравновешенность или неуравновешенность поведения, подвижность или инертность, своеобразно окрашиваемая те или иные его черты.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера , как высокая требовательность к себе, умение критически относится к своему делу. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.
Характер – это индивидуальная особенность личности. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры, но многое в характере отдельного человека типично и для групп людей, объединённых общественным строем, социальным положением, профессией или какими-то ещё условиями существования в мире вещей и событий.
Так, например, для бизнесменов типично проявление чувства партнёрства, коммуникабельность, дипломатичность, верность данному слову и т. п.
Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое нельзя, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений ( черт характера). Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к деятельности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает своё значение, часто совершенно различное, в зависимости от её соотношения с другими чертами.
С точки зрения характера как целостного образования можно выделить цельные и противоречивые характеры. Целевые характеры – это характеры, в которых отсутствуют какие- либо противоречия. Такого человека отличает единство мыслей, чувств и поведения. Человек с противоречивым характером отличается наличием противоречий, несовместимых друг с другом жизненных целей и мотивов, разладом убеждений и поведения, что часто приводит к внутреннему конфликту.
Из всего многообразия черт характера выделяют основные виды:
Моральные – чуткость , деликатность, внимательность;
Волевые – решительность, настойчивость , твёрдость, целеустремлённость, упорство, смелость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность;
Эмоциональные – вспыльчивость, нежность, страстность.
Очень важны в бизнесе волевые черты характера, выражающие сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности.( 7 с. 41)