Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 18:30, реферат
Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Современная деловая жизнь очень динамична, ежедневно возникающие нестандартные ситуации, требуют быстрой, четкой и адекватной реакции.
Кафедра
управления персоналом
Реферат
по курсу «Этика деловых отношений»
тема: «Психология контакта»
2010
Введение
Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Современная деловая жизнь очень динамична, ежедневно возникающие нестандартные ситуации, требуют быстрой, четкой и адекватной реакции. Такие ситуации могут возникнуть и в процессе межличностного взаимодействия, которое может быть как сотрудничеством (общение с коллегами), так и соперничеством (общение с конкурентами).
В своей профессиональной деятельности каждый человек должен уметь общаться с людьми (клиентами, коллегами, руководством, конкурентами).
Начинается
общение с установления контакта.
Чтобы научиться найти подход к любому
человеку, необходимо иметь определенные
знания и навыки, которыми обычный человек,
как правило, не обладает.
Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.
Для установления контакта следует:
- учитывать, что первое впечатление, которое Вы производите на клиента своим внешним видом и поведением, по инерции может определить его дальнейшее отношение к вам. Первое впечатление нельзя произвести дважды, и формируется оно в первые 10 — 15 секунд общения.
- с самого начала определить, какой перед вами человек (возраст, статус, характер) и в каком он эмоциональном состоянии (негативном или положительном).
- настроиться на его волну, обращая внимание на «язык тела» (позы, жесты, мимику) клиента, интонацию голоса, которые являются внешним проявлением его отношения к вам.
- держаться деловито, но приветливо. Смотреть клиенту в глаза, не бегать взглядом.
- не реагировать на негативное поведение клиента, не поддаваться спонтанным реакциям: дать сдачи, уступить, порвать отношения. Не отвечать на выпады в ваш адрес. Что бы ни говорил клиент, воспринимать и истолковывать это, как возможность решить проблему.
Этапы установления контакта:
1) Снимаем психологические барьеры.
2) Ищем общие интересы.
3) Определяем принципы общения.
4) Выявляем качества, опасные для общения.
5) Адаптируемся к партнёру и устанавливаем контакт.
На первом этапе установления контакта должно быть снято психологическое напряжение (оно не способствует общению) и подготовлены пути для дальнейшего взаимодействия.
На первом этапе установления контакта инициатор встречи должен выбрать нейтральную тему разговора (это может быть погода, результаты спортивного соревнования или событие общественной жизни). Разговор необходимо вести таким образом, чтобы с вашими оценками проблем и вопросов невозможно было не согласиться (это могут быть наиболее общие мнения и суждения, которые принимают все члены определенной группы).
Признаки и показатели 1 этапа установления контакта:
- собеседник начинает объяснять и дополнять уже сказанное;
- в разговоре преобладают собственные высказывания собеседника;
- собеседник быстрее отвечает на ваши вопросы, меньше задумывается над своими ответами;
-собеседник начинает отвечать на вопросы более подробно, уменьшается количество реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
Результаты 1 этапа установления контакта:
Напряжённость начальных отношений сменяется расслабленностью. Партнер меняет осторожность, имевшую место на начальном этапе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), вначале на наблюдение за развитием отношений, а затем включается в общение по линии согласия. Напряжённость и тревожность уменьшаются.
Главная
задача второго этапа установления контакта
– найти общие (совпадающие и привлекательные
для обоих) интересы (точки соприкосновения),
построить первичную основу для объединения
и некоторое время двигаться параллельно,
одновременно обучаясь работать совместно.
Задачи 2 этапа установления контакта:
- добиться согласия по вопросам, интересным обоим партнерам,
- вызвать переживания партнера,
- изучить особенности поведения партнера.
Общее хобби играет роль эталона, организатора и стержня беседы. Интерес к любимому делу целиком поглощает человека, его охватывают положительные эмоции, которые заставляют продолжать разговор, а сознание устраняет из поля зрения все лишнее и не позволяет отвлекаться от темы.
Признаки и показатели 2 этапа установления контакта:
- основной признак — вы нашли одну тему для общений, которая одинаково приемлема как для вас, так и для вашего партнера;
- собеседники в процессе разговора периодически возвращаются к одной теме;
- в разговоре появляются общие слова и выражения;
- при разговоре по интересующую тему собеседники сокращают отдельные фразы и выражения (практически достаточно произнести только начало некоторых фраз, и собеседник может их продолжить);
- разговор на выбранную тему приобретает характер внезапно нахлынувших воспоминаний.
Результаты 2 этапа установления контакта:
- когда взаимопонимание установлено, всегда возникает желание продолжить общение, сблизиться еще больше и в дальнейшем расширить область возможного взаимодействия.
- продолжительное и непрерывное общение на одну и ту же тему, интересную собеседников, способствует возникновению первоначального взаимодействия (по типу сотрудничества), которое может продолжаться в дальнейшем. Дружественный стиль общения обычно распространяется и на другие темы разговора.
- собеседники ожидают повторения положительных эмоций при следующем общении.
Основная задача 3 этапа установления контакта – определить индивидуальные принципы общения и отобрать ценные и ведущие качества партнера. Вы должны выяснить и принять те принципы общения, которые предложит вам партнер. Он, в свою очередь, также будет готов принять ваши принципы и личные качества, а также другие утверждения, которые вы выскажет впоследствии. Так вы постепенно утвердите позицию приемлемости.
На третьем этапе установления контакта каждый собеседник демонстрирует партнеру набор качеств, которые считает необходимыми для общения и которым намерен следовать. При этом нужно придерживаться выбранной линии поведения и гасить возможные порывы к действиям, которые могут повредить вашему тактическому замыслу.
Признаки и показатели 3 этапа установления контакта:
- впервые упоминаются принципы, которыми человек руководствуется в общении и в отношениях с людьми;
- подчеркиваются собственные качества и свойства;
- происходит оповещение о типичных привычках и предпочтениях с помощью своеобразных введений: «я привык...», «я люблю...», «обычно я...», «мне нравится...» и т. п.
- в поведении появляются повторяющиеся штампы, например, частое обращение к одним и тем же словам: «я не могу не согласиться» (собеседник хочет, чтобы вы учли его готовность к согласию), «прямо скажу» (собеседник стремится быть прямым),«откровенно говоря» (собеседник предлагает принять его откровенность),«об этом нужно серьезно подумать» (собеседник желает быть осторожным).
Результаты 3 этапа установления контакта:
- На третьем этапе установления контакта мы уже знаем личностные качества собеседника (предлагаемые и демонстрируемые) и понимаем его предпочтения (собеседник будет вести себя в дальнейшем в полном соответствии с заявленным набором свойств).
- Партнеры начинают принимать личностные особенности друг друга, что способствует активизации общения.
- Партнеры получают некоторое общее представление о наборах качеств, которые предлагают друг другу для общения.
- Достигается первое ощущение взаимопонимания между партнерами. Собеседники считают, что в достаточной степени понимают если не качества, то хотя бы желания друг друга, и одновременно ощущают, что сами являются понятыми.
На 4 этапе установления контакта вы должны выявить те черты характера партнера, которые он предпочел скрыть.
Основное назначение 4 этапа установления контакта – получить максимально полную и всестороннюю картину личности партнера и составить ее качественную характеристику. Такой анализ необходим, поскольку в процессе общения возможно возникновение конфликтных ситуаций, при которых могут проявиться негативные качества партнера или проявиться привычные стереотипы поведения, о которых вы не подозревали. Чтобы не быть застигнутым врасплох, лучше заранее выяснить, какие качества партнера опасны для общения и могут вызвать в дальнейшем недоброжелательное отношение к вам.
Основные функции 4 этапа установления контакта:
- выявить те качества партнера, которые он скрывал и по этой причине они до сих пор не проявились,
- определить силу опасных качеств, степень вероятности их проявления и обстоятельства, в которых они проявляются.
Принципы, которых следует придерживаться на 4 этапе установления контакта:
«Инициатива». Проявите инициативу, расскажите партнеру о себе, своих слабостях и некоторых сторонах личности, которые считаете отрицательными.
«Откровенность». После установления определённых отношений продемонстрируйте готовность быть откровенным.
«Эквивалентность». Сообщите о себе столько же информации, сколько сообщает о себе собеседник.
Вы должны постепенно приблизиться к проблеме тех качеств собеседника, которые он скрывает или считает отрицательными, избегая при этом того, что может увести разговор в сторону от темы или может насторожить партнёра и заставить его замкнуться.
На 4 этапе установления контакта необходимо:
- не при каких обстоятельствах не осуждать партнера;
- осознавать, что важнее сам факт общения о том, что скрывается от посторонних, а не содержание беседы;
- одобрять любое раскрытие качеств партнером;
- постоянно подчёркивать доверие к собеседнику, уверить его в том, что вся полученная информация не будет никому передана и останется только между вами;