Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:53, реферат
Речевой этикет тесно связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя друг друга, мы не только говорим: Здравствуйте! Досвидания!, но и обмениваемся рукопожатиями, машем друг другу рукой, военные отдают честь, пионеры высоко поднимают над головой руку. Рассказывая о речевом этикете, нельзя, следовательно, забывать об этикете неречевом и вырывать речевой этикет из общей системы этикетного поведения человека, иначе в самом речевом этикете многое останется непонятным. Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения (своего и чужого), нужно прежде всего научиться замечать их.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Речевой этикет…………………………………………………………………………………………..4
Признаки речевого этикета……………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы.
Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются “я” и “ты”: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытое, имплицитное, семантическое представление их, как в благодарности Спасибо или извинении Виноват которые, в силу синонимии, функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре “я” говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо.
Пятым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной стороны, вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими повседневной нормой поведения.С другой стороны — это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке, что, конечно, следует изучать лингвистике.
Шестой
признак связан с тем, что речевой этикет
— важный элемент культуры народа, продукт
культурной деятельности человека и инструмент
такой деятельности. Речевой этикет, как
видно из сказанного, является составной
частью культуры поведения и общения человека.
В выражениях речевого этикета зафиксированы
социальные отношения той или иной эпохи.
Итак, выполнив данную
работу, мы пришли к выводу, что речевой
этикет - это процесс речевого взаимодействия
людей, в котором происходит обмен деятельностью,
информацией и опытом с целью достижения
определенного результата. Оно является
неотъемлемой частью нашей жизни, имеет
свои правила и приемы. Под речевым этикетом
мы понимаем «систему устойчивых формул
общения, предписываемых обществом для
установления речевого контакта собеседников,
поддержания общения в избранной тональности
соответственно их социальным ролям и
ролевым позициям относительно друг друга,
взаимным отношениям в официальной и неофициальной
обстановке этикет как установившийся
в обществе свод правил регулирует наше
поведение в соответствии с социальными
требованиями, то речевой этикет можно
определить как регулирующие правила
речевого поведения. Это широкая зона
единиц языка и речи, которая словесно
выражает этикет поведения, дает нам те
языковые богатства, которые накопились
в каждом обществе для выражения неконфликтного
отношения к людям. Этикет – это и система
знаков (символов), правила их верного
сочетания, построение устных сообщений
и письменных текстов, форма регулирования
общения, сущность которого заключена
в диалоге, и особая, игровая форма поведения
человека в общении, когда участники диалога
ведут себя соответственно своему социальному
статусу
1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М.,1983.
2. А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М. 2000
3. Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, 1983.
4. Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М. 2000
5. Формановская Н. И. Русский речевой этикет
6. Янышев В. Е. Речь и
этикет. М., 1993.