Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:58, контрольная работа
Кьеркегор принадлежит к протестантской традиции христианства, что во многом объясняет своеобразие его нравственных установок. Последователи Кьеркегора – философы экзистенциалисты – сверялись с заданным им направлением духовных поисков.
Все поиски датского мыслителя были отмечены противостоянием рационализму и рационалистическим традициям этики. С этой целью Кьеркегор возвращается к первоначальным истокам христианского вероучения. В своей работе «Или – или» (1845) он говорит о трёх стадиях человеческого существования, трёх основных поведенческих установках: эстетической, этической и религиозной.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. С. Кьеркегор и его этика отчаяния и веры ………………………………….6
1.1 Иррационалистический характер философии...................................................6
1.2 Учение о линейном бытии Единичного…………………………………………8
1.3 Учение о вере как основании экзистенции……………………………………10
1.4 Интерпретация веры в современной психологии……………………………13
2. Понятие свободы……………………………………………………………….15
2.1 Понятие экзистенциализма…………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………......20
Тема 15. Этика отчаяния и веры
С. Кьеркегора (1811-1855)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. С. Кьеркегор и его этика отчаяния и веры ………………………………….6
1.1 Иррационалистический
характер философии............
1.2 Учение о линейном
бытии Единичного……………………………………
1.3 Учение о вере как основании экзистенции……………………………………10
1.4 Интерпретация веры в современной психологии……………………………13
2. Понятие свободы………………………………………
2.1 Понятие экзистенциализма………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение
Значимость идейного наследия датского философа Сёрена Кьеркегора определяется тем новым углом зрения рассмотрения проблем человеческого существования, который высветил этические проблемы, ориентированные на религиозное содержание нравственности. Кьеркегор принадлежит к протестантской традиции христианства, что во многом объясняет своеобразие его нравственных установок. Последователи Кьеркегора – философы экзистенциалисты – сверялись с заданным им направлением духовных поисков.
Все поиски датского мыслителя были отмечены противостоянием рационализму и рационалистическим традициям этики. С этой целью Кьеркегор возвращается к первоначальным истокам христианского вероучения. В своей работе «Или – или» (1845) он говорит о трёх стадиях человеческого существования, трёх основных поведенческих установках: эстетической, этической и религиозной.
Негативные состояния
духовной жизни человека (страх,
тревога, досада, беспокойство) Кьеркегор
рассматривал в качестве
В психологическом трактате «Болезнь к смерти» (1849) Кьеркегор исследует своеобразие типологии человеческого поведения. Свою эпоху он обвиняет в моральной скудости, философские системы – в этическом безразличии, а своих современников – в бездуховности. Исходная точка христианской этики для Кьеркегора – неустранимая греховность и ничтожность человека перед Богом. Но эта негативность является онтологической предпосылкой нравственной наполненности человека, подталкивающей его к добру. Противоположность греха – не добродетель, а вера. Нравственность состоит только в том, чтобы быть с Богом – только в этом. Нравственность – не условие, а следствие веры. Отчаяние – обратная сторона греха и жизни без Бога.
Итак, в трактате «Болезнь к смерти» С. Кьеркегор выделяет три типа поведения человека:
1. Отчаяние- слабость: отчаяние осознаётся, но человек ещё не подошёл к этике, стремится избавиться от своего высшего «Я»; слабость состоит в нежелании человека принять себя таким, каким он является в действительности; человек совершает лишь краткие визиты к своему «Я». Это ступень аморализма, эстетического существования.
2. Отчаяние-вызов: мужественное отчаяние означает появление нравственного желания быть самим собой. На этой ступени «я» является результатом сознательного выбора, дружбы с собственным «Я». Заблуждение этого типа поведения человека состоит в самонадеянности, в убеждении, будто собственных человеческих сил ему хватит для воплощения нравственности. Это грех гордыни. Полагаясь только на самого себя, человек ничего не хочет знать о вечности. Это ступень безрелигиозной нравственности, печальным результатом которой является одиночество, возрастание отчаяния, обманчивая серьёзность.
3. Трепет (переход от этики к вере). Только когда человек возвышается до понимания себя как отчаявшегося перед Богом, он переходит к вере. Результатом этого является смирение перед Богом, ибо для Бога всё возможно, даже победа над смертью.
Таким образом, этика отчаяния и веры Кьеркегора несёт мотив личного выбора, в котором идея человеческого достоинства совместилась с идеей личной ответственности. Диалектика нравственности Кьеркегора состоит в понимании того, что с возрастанием отчаяния, переходящего от пассивности к активному действию, возрастает и степень осознания отдельным человеком своего «Я». Однако большинство людей, пребывающих в отчаянии, считает Кьеркегор, остаются в рамках чисто человеческого взгляда на своё положение. «Отчаяние во грехе, которое никогда не перестаёт быть диалектическим, есть движение по направлению к вере», считает С. Кьеркегор, ибо Господь даровал человеку свободную волю как условие подлинной индивидуальности.
1. С. Кьеркегор и его этика отчаяния и веры.
1.1 Иррационалистический характер философии.
Философия С. Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.
"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.
Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).
Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".
В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.
Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.
Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог [2; 6]. Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.
1.2 Учение о линейном бытии Единичного.
В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную.
Сферы существования Кьеркегора не имеют ничего общего с триадой Гегеля. Для Гегеля достижение высшего, третьего уровня бытия человека - уровня духа, возможного через последовательное прохождение уровня идеи и уровня природы, свидетельствует о спиралеобразном саморазвитии и самопознании мирового духа. Движение бытия по мысли Кьеркегора, напротив, осуществляется линейно, а не спиралеобразно: высшая стадия развития человека - стадия веры, не имеет ничего общего с первой стадией - эстетической. Вера не дополняет эстетическое и этическое начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.
Итак, жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках.
Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Она описывается Кьеркегором в двухтомной работе "Либо-либо" 1843 года. Кьеркегор в отличие от предшествующей традиции от Платона до Канта и Гегеля понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "На этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".
Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой.
В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".
Дихотомия "эстетическое-этическое", получившая полное освещение в работе 1843 года с названием "Или-или" ("Enten-eller"), и отрицательное отношение к обоим началам бытия самого автора свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути, еще одна красная, но теперь и путеводная нить жизни. Это - этика религиозная.
Религиозный уровень жизни человека есть высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую, напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.
Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики) являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца, настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни - эстетический, этический, религиозный.
Информация о работе С. Кьеркегор (1811-1855) и его этика отчаяния и веры