Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:58, контрольная работа
Кьеркегор принадлежит к протестантской традиции христианства, что во многом объясняет своеобразие его нравственных установок. Последователи Кьеркегора – философы экзистенциалисты – сверялись с заданным им направлением духовных поисков.
Все поиски датского мыслителя были отмечены противостоянием рационализму и рационалистическим традициям этики. С этой целью Кьеркегор возвращается к первоначальным истокам христианского вероучения. В своей работе «Или – или» (1845) он говорит о трёх стадиях человеческого существования, трёх основных поведенческих установках: эстетической, этической и религиозной.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. С. Кьеркегор и его этика отчаяния и веры ………………………………….6
1.1 Иррационалистический характер философии...................................................6
1.2 Учение о линейном бытии Единичного…………………………………………8
1.3 Учение о вере как основании экзистенции……………………………………10
1.4 Интерпретация веры в современной психологии……………………………13
2. Понятие свободы……………………………………………………………….15
2.1 Понятие экзистенциализма…………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………......20
Экзистенцию можно назвать истинным Я.
Обычно мы не познаем человеческую экзистенцию как нечто безусловное. К. Ясперс подчеркивает: существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть. Мы реагируем на пограничные ситуации отчаянием, которое помогает нам восстановить наше самобытие. Один из важнейших принципов экзистенции - ее временность, конечность. Человек всегда находится пред ликом смерти. Это наполняет его бытие напряженным содержанием. Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьеркегором, превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто. Отсюда возникает основное состояние - состояние страха, которое только и может открыть человеку его бытие, привести к самостоятельному бытию и свободе.
Инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. не абстрактно, а конкретно. В экзистенциальном мышлении человек участвует целиком, вместе со своими чувствами и желаниями, предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, заботами и нуждами. Рассудок по своей природе слеп к ценностям. Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального мировосприятия.
В центре ее исследований находится человек, ставший реалистичным.
Человеческое бытие экзистенциалисты описывают не с помощью понятий, а используя так называемые экзистенциалы - специфические душевные состояния
Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире.
Экзистенциальные проблемы - проблемы самого факта человеческого существования и переживания им своего способа существования. Человек сам отвечает за свои поступки, за свою жизнь, за каждое деяние.
Экзистенциалисты учат: нельзя относиться к человеку как к вещи. Человек выходит за пределы всех других существ и даже самого себя. Выходя за пределы реального конкретного бытия, человек постоянно дополняет, "досоздаёт" мир, который его окружает, и свой собственный мир.
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
По мнению Ясперса экзистенция неразрывно связана с трансценденцией (или Божеством). Экзистенция и есть свобода, так как только в свободе коренится бытие личности, я. А достигается свобода только через соприкосновение с трансценденцией, выходящей за пределы чувственного мира.
Когда человек совершает тот или иной поступок, он толкает на определенную жизненную магистраль не только себя, но и других, а то и все человечество. Нечто внешнее не властно над человеком. Он есть причина самого себя. Экзистенциалисты утверждают, что человек свободен, он осужден быть свободным.
Заключение.
Что же является основанием свободы для человека?
Сартр считает, что все люди свободны, потому что никто не может исключить из сознания свободу. Свобода абсолютна.
Хайдеггер полагает, что человек в своем выборе обусловлен необходимостью поставить себя перед последней возможностью своего бытия — смертью. Человек может частично ограничить свою свободу, поставив себя перед последней возможностью своего бытия — смертью..
По мнению К. Ясперса, человек всегда есть нечто большее, чем то, что он знает о себе. Всегда есть возможность превзойти самого себя. Человек постоянно находится в пути, он может изменить себя через свободу. Человек — не только существование, но и некая возможность, даруемая ему его свободой.
Список используемой литературы:
1. Балашов Л.Е. Этика: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2004. – 176с. – С.19-46 (тест).
2. Быховский Б.Э. Кьеркегор: Сер. «Мыслители прошлого». – М.: Мысль, 1980.– 178с.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов / М.: Гардарики, 1998. – 472с. – С. 266-280 (2 вопрос), с. 24-26 (тест).
4. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 271 с.
5. Исаев С.А. Этика отчаяния и веры / Этическая мысль . Научно-публицистические чтения. – М.: Политиздат, 1990.– 480с. – С.471-477.
6. Кьеркегор С. Философские крохи // Вопросы философии.. – 2004. – №1. – С. 161-174.
7. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / В кн.: Этическая мысль. Научно-
публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990. – 480с. – С. 360-468.
8. Широкова И.Г. Этика: конспект лекций в схемах. – М.: Приор-издат, 2004. – 160с. – С. 112-114 (2 вопрос).
Информация о работе С. Кьеркегор (1811-1855) и его этика отчаяния и веры