Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:29, контрольная работа
Для нас важным моментом является то, что диагностическая деятельность детского психолога, которая ограничена, прежде всего, возрастом обследуемых детей, вряд ли должна строится по отраслевому принципу (образовательная психодиагностика, клиническая и т. п.). Наверное, следует говорить о «детской психодиагностике» или «психологической диагностике детского возраста», где возможно применение всех необходимых и доступных средств, вне зависимости от того, используются ли тесты достижений для оценки способностей детей или изучаются индивидуально-психологические особенности больного ребенка.
Вступление ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
Раздел 1. Основные понятия и положения психологической
диагностики детского возраста
1.1 Понятия психологической оценки∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
1.2 Основные принципы диагностической деятельности
детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
1.3 Понятия отклоняющегося развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙19
1.4 Использование представлений о норме развития в
практике детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙24
Раздел 2. Проведение углубленного психологического
обследования детей дошкольного возраста с нарушением
психологического развития
2.1 Основные положения проведения углубленной
оценки психического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙32
2.2 Подготовка к проведению обследования∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙35
2.3 Психологический анамнез∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙36
2.4 Построение диагностической гипотезы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙40
2.5 Особенности проведения обследования детей
дошкольного возраста∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙44
2.6 Характеристика детей с нарушением психологического
развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙46
Раздел 3. Программа обследования детей дошкольного возраста
с нарушением психологического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙48
Выводы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙54
Список использованной литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙56
Использование категории отклоняющегося развития, требует оценки какого-либо показателя, параметра как отклоняющегося «от чего-либо» (от уровня сформированности такого же параметра, принимаемого за нормативный) в каждый момент времени или на ограниченном временном отрезке. И подобную оценку «рассогласования» необходимо распространить на весь анализируемый период развития.
Для более четкого определения категории отклоняющегося развития, будет продуктивным использование также таких понятий, как «идеальная программа развития», «идеальный онтогенез» - более сжато «программа развития».
Под «программой развития» подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях «идеальной детерминации» их внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которую, естественно, включается и имманентно присущая развитию ребенка столь же «идеальная» активность присвоения образовательных воздействий.
Необходимым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является точно такая же идеальная нейробиологическая «предугатованость» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов [2].
Так психический онтогенез может быть представлен как последовательность «развертывания», качественного изменения во времени и пространстве взаимосвязанных между собой функциональных систем, во всем их иерархическом своеобразии. Конечно, подобная «идеальная» модель может существовать исключительно как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях.
Для раскрытия понятия «отклоняющиеся развитие» необходимо рассмотреть понятие социально-психологического норматива (СПН) по К. М. Гуревичу, который «… в сжатом виде … можно определить как систему требований, которые общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов» [24 с. 262].
Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН, являясь как бы идеальной моделью системы требований социальной общности к личности.
Объединив понятия «программа развития» (идеальный онтогенез) и «социально-психологический норматив» в контексте определения «отклоняющиеся развитие», можно говорить, что изменение «программы развития» ребенка в пределах, определяемых социально-психологическим нормативом, можно рассматривать как «условно нормативное развитие». Именно такое определение условно нормативного развития наиболее актуально и эффективно может быть использовано для задач диагностической практики психолога. Таким образом, условно нормативное развитие может быть представлено в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, задаваемым в свою очередь, образовательной, социально-культурной, этнической ситуациями.
Такой подход может рассматриваться не только в рамках условно нормативного развития, но распространяться на социально психологический норматив, предъявляемый в условиях специального образования при обучении детей с различными вариантами отклонений в развитии. С той лишь разницей, что в этом случае в качестве условно нормативного развития будет принят некий «типологический социально-психологический норматив», характерный для данного типа и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
В свою очередь любое изменение психической функции (функциональной системы, всей многоуровневой и взаимосвязанной системы психического развития), выходящие за пределы области, определяемым СПН, также можно оценить как отклоняющиеся развитие.
В наиболее общем виде понятии е и категория «отклоняющееся развитие» могут быть сформулированы следующим образом:
Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социально-культурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющиеся развитие.
Отсюда более понятной становиться одна из общих задач диагностической деятельности психолога. Она может быть определена как оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития в целом либо к условно нормативному, либо к отклоняющемуся.
Понятие «отклоняющиеся развитие» не может не основываться на четком знании и понимании логики и последовательности нормативного развития [8 с. 86].
Использование понятия «отклоняющиеся развитие» позволяет:
1. обозначить критерии выделения всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи со стороны психолога.
2. перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной (причинной).
3. обратиться к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп детей в том числе и в рамках условно нормативного развития.
4. определить методологические, методические и организационные подходы к коррекционно-развивающейся работе психолога.
1.4 Использование представлений о норме развития в практике детского психолога
Определение степени «нормативности» того или иного человека или ребенка всегда было камнем преткновения психологической диагностики. Вообще, понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия, подвергается большому сомнению. К. М. Гуревич отмечал: «Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана» [24 с. 263].
Тем более трудно определить содержание понятия «нормы», которое, должно быть соотнесено не только непосредственно с уровнем психологического и, соответственно, социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые окружающий ребенка социум к нему предъявляет.
Положение усугубляется и постоянным глобальным изменением как социокультурных ожиданий к ребенку (изменение образовательных программ всех уровней, семейных условий и обстановки, изменение детской субкультуры), так и непосредственными изменениями психофизического и физиологического статуса ребенка. Все это в целом усложняет и без того запутанную ситуацию так называемых нормативных показателей и обуславливает необходимость постоянной корректировки показателей «норм развития», тем или иным образом включенных в понятие «статистической нормы».
Статистическая норма – тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры … статистическая норма представляет собой определенную область значений развития какого-либо качества (физических или психических показателей, в том числе уровня интеллекта, его составляющих) находящуюся около среднего арифметического (х) в пределах стандартного квадратичного отклонения (±σ) ситуации, когда распределение всех значений данного признака признано нормативным. Попадание в этот диапазон значений означает, что уровень развития данного признака (группы признаков) соответствует не менее чем 68% лиц данной возрастной, половой, интеллектуальной и прочих категорий и считается соответствующим средней статистической норме [20 с. 13].
Понятно, что количественные оценки, характеризующие тот или иной показатели психосоциального развития конкретного человека, выходящие за пределы (х±σ), интерпретируются как «несколько ниже нормы». Соответственно классифицируются и результаты, превышающие норму. Таким образом, становится, очевидно, что понятие «несколько ниже (выше)», по отношению к норме в значительной степени неопределенны с точки зрения их качественного содержания.
Основной сложностью использования статистической нормы в оценке развития ребенка является еще и то, что подобные оценки применительно к особенностям нашей страны требуют гигантских исследований. Такие исследование необходимо проводить постоянно и систематически, в связи с постоянно меняющимися социальной и культурной ситуациями [20 с. 14].
Следует считать использование понятия статистической нормы предельно ограниченным и адекватным лишь для отдельных групп детской популяции, находящихся в пределах одного города, района, этнической принадлежности, категории развития (возраста), в определенном диапазоне времени, соответствующей той выборке детей, на которой была стандартизирована используемая методика.
Обоснованность же перенесения этих нормативов на всю детскую популяцию, пусть даже и того же возраста, представляется сомнительной.
Отказ от статистической нормы при оценке результатов обследования заставляет искать новые содержательные критерии. В качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не более (или любая другая уровневая, метрически организованная шкальная оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания. «Главная задача … - установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке» [24 с. 261].
В основе подобной критериально-ориентированой диагностики лежит представление о нормативности психического и личностного развития, которое долгое время разрабатывается коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К. М. Гуревича. Ними выдвинуто наиболее адекватное в современных условиях и уже зарекомендовавшее себя на практике понятие «социально-психологического норматива» (СПН).
«Социально-психологический норматив можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов… Требования, составляющие содержание СПН… являются идеальной моделью требований социальной общности к личности… Такие требования… закреплены в виде правил, норм, предписаний… Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества… Время их существования зависит от отнесенности к той иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой» [24 с. 263].
В соответствии с этим критерием оценка результатов обследования должна проводиться по степени близости к данному для этого времени, культуры, географического положения СПН, который, в свою очередь, дифференцируется в образовательно-возрастных границах.
С понятием «социально-психологический норматив» тесно «смыкается» понятие «функциональной нормы», которое распространяется и на детей с отклоняющимся развитием. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также то, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (тенденцией, направленностью) развития каждого человека [20].
Введение понятия СПН в структуру оценки получаемых результатов обследования позволяет иначе подойти к принципу нормативности развития, в частности, нормативности умственного развития идеальному умственному возрасту как уровень требований, предъявляемый ребенку школой, о котором в свое время говорил Л. С. Выготский.
Этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов обследования, который (при правильно заложенном в используемую методику содержании понятийного аппарата, организации стимульного материала) позволяет выявить трудности, особенности развития и его специфику, определенные качественные характеристики исследуемых психических процессов и состояний.
В этой ситуации, наиболее отчетливо проявляющейся как раз в индивидуальном психологическом обследовании, приоритетным и единственно адекватным в деятельности психолога становится так называемый клинический подход и клинические диагностические методы и методики. Именно клинически построенные и ориентированные диагностические средства дают возможность углубленного описания конкретного случая, реальной оценки уровня и особенностей психического развития реального ребенка с его индивидуальными особенностями психической деятельности. При этом можно говорить и об идеальной норме – как некоем оптимальном развитии личности, реализуемом в оптимальных для нее социально-культурных условиях.
Идеальная норма (идеальный онтогенез) – несуществующие в реальности и имеющие исключительно теоретическую значимость образования как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования [11].