Структура и стадии протекания конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 18:42, реферат

Описание

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ.
Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты.
Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Проблема конфликта - одна из актуальных в социологии.

Содержание

Введение
1. 1 стадия протекания конфликтов
2. Структура конфликта
3. 2 стадия протекания конфликтов
4. 3 стадия протекания конфликтов
5. 4 стадия протекания конфликтов и пространственные и временные характеристики конфликта
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 22.91 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

1.  1 стадия  протекания конфликтов

2.  Структура конфликта

3.  2 стадия  протекания конфликтов

4.  3 стадия протекания конфликтов

5.  4 стадия  протекания конфликтов и пространственные  и временные характеристики конфликта

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Общественная  жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как  отдельных людей, так и малых  и больших коллективов, других сообществ. 
Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. 
Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. 
Проблема конфликта - одна из актуальных в социологии. 
Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликта, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, выявления их в роли в общественной жизни.  
Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации.  
Многие руководители либо стремятся подавить конфликты, либо не хотят вмешиваться в них.  
Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция препятствовать развитию крупных, полезных для организации конфликтов.  
Вторая дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которое наносят вред организации в целом и работающим людям в частности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 1 стадия протекания конфликтов

Конфликт можно  рассматривать в узком, и в широком смыслах.  
В узком - это непосредственное столкновение сторон, в широком – процесс, состоящий из несколько этапов, в рамках которого столкновения является лишь один из них. 
На первом этапе складывается конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие с друг другом, но открытого столкновения еще нет.  
Такая ситуация может возникнуть как «по инициативе» сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной им «по наследству», как, например, «кровная месть», или вендетта.

  1. Структура конфликта

Каждый конфликт имеет также более или менее  четко выраженную структуру. В любом  конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент  конфликта - цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в  любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. 
Элементами конфликтной ситуации, являются прежде всего ее участники.  
Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.  
Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. 
Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях. 
Поскольку очень часто потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, «группы давления» и т.д.  
Именно они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей.  
Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации).  
Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступали исключительно представители государственных структур власти. 
Известный специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил три вида социальных групп:

Первичные группы — это непосредственные участники  конфликта, которые находятся в  состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно  несовместимых целей. 
Вторичные группы — те, кто стремится быть не замешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание. 
Третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта. 
Следует заметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.  
Конфликт возникает не вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда продолжительное время.  
Конфликт — это борьба противоречивых интересов, ценностей и сил.  
Но для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимо осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. 
Другим элементом конфликтной ситуации являются объект, который, собственно говоря, и вызывает ее к жизни. Чаще всего он бывает неделим в широком смысле слова, что мешает нормальной работе, поэтому стороны, преследуя свои интересы, претендуют на решающее или единоличное манипулирование им. 
Различие взглядов сторон на объект (каждая стремится им обладать) образует предмет конфликтной ситуации. Но она может быть и безобъектной, вызванной лишь различием взглядов на нечто, что не составляет реальных помех для сторон.  
В соответствии с этим по характеру конфликтные ситуации принято делить на объективные и субъективные.  
Последние по природе всегда эмоциональны и часто являются следствием психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга. Если же различия во взглядах мнимые и люди просто по- разному выражают одно и то же мнение, конфликтная ситуация оказывается беспредметной. 
На поведение человека в конфликтной ситуации влияет глобальный интерес, цели ближайших и отдаленных действий, оценка своего положения, шансов на успех, интересов противника, представление в целях, способах действия противника и общих перспективах. 
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть, если перестанет существовать сам объект, породивший ее, сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействием инцидента, т.е. события или обстоятельства, послужившего толчком или поводом к столкновению оппонентов. 

                                        3.  2 стадия протекания конфликтов 
Инцидент, представляющий собой второй этап конфликта, может быть целенаправленно спровоцированным или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон. 
На этой фазе противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы.  
В результате происходит обострение и распространение конфликта - его эскалация, когда деструктивное поведение сторон еще больше запутывает проблему, так что невозможно найти ни правых, ни виноватых. 
Субъективно возникшие конфликтные ситуации или инцидент могут закончиться как сами по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов.  
Возникшие же объективно должны соответствующим образом и заканчиваться, т.е. путем устранения объекта, который обусловил их появление, но если конфликт успел перерасти в субъективный, многое также зависит от личности людей.
 

    1. 3 стадия  протекания конфликтов

Третьим этапом развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами.  
Эта фаза в свою очередь состоит из двух этапов - конструктивного и деструктивного.  
В рамках конструктивного этапа возможность совместной деятельности, хотя и в специфических формах, сохраняется, и оппонентов еще можно примирить и посадить за стол переговоров.  
На деструктивном этапе никакое сотрудничество уже невозможно - они теряют самоконтроль и их необходимо разъединять. 
Здесь происходит процесс открытого противоборства, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта или даже оппонента и прямое насилие над ним, создание помех для него и причинение вреда, задевающие и оскорбляющие действия. 

    1. 4 стадия протекания конфликтов и пространственные и временные характеристики конфликта

На четвертом  этапе конфликт завершается, т.е. устраняется причина, вызвавшая конфликт. 
Каждый конфликт также имеет пространственные и временные характеристики.  
Пространственными характеристиками конфликта являются сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления; результат конфликта; средства и действия, которые использует субъект конфликта.  
Временные характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов. 
Что бы точно описать конфликт, надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность; выявить их отношения в предконфликтной фазе; выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии; определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления. 

                                                               Заключение  
Таким образом, можно сделать следующий вывод - конфликт представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов.  
В случае возникновения конфликта важно определить конфликтную ситуацию, выявить ее участников, установить объект конфликта, определить его пространственные и временные характеристики.

Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Общая социология: Учеб. пос-е /Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
  2. Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ,2006. – 330 с.
  3. Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Самиздат,2008. – 302 с.
  4. Зайцев, А. К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – М.: Академия, 2001. –464с.
  5. Громова, О. Н. Конфликтология : курс лекций / О. Н. Громова. – М. : Экмос, 2000. –319с.

Информация о работе Структура и стадии протекания конфликта