Министерство образования и
науки,
молодежи и спорта Украины
ГВУЗ «Приднепровская государственная
академия
Строительства и архитектуры»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
контрольная РаБОТА
по дисциплине
« Этика и Эстетика»
на тему: «Сущность христианской морали».
«Проблема художественного творчества
в исскустве».
Выполнила: ст. гр. IV - 8 Деменчук Е.Е.
Проверила:
ассистент Дремова В.В.
Днепропетровск
2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..
3
1. Понятие морали……………………………………………………..
4
2. Сущность христианской
концепции происхождения морали……. 4
- 6
3. Особенности христианской
морали………………………………… 6 - 7
Вывод…………………………………………………………………….
8
Введение
В основе христианского
мировоззрения лежит светлый
взгляд на жизнь. Христианство есть религия
жизнеутверждающая, призывающая людей
к свету и совершенству. Христианская мораль — мораль становления
человеческой личности, возрождаемого
человека. Она возводит к совершенству
и вместе с тем побуждает вырваться из
рамок замкнутого индивидуализма и слить
свою жизнь с жизнью всего человечества.
Христианская религия не исчерпывается
моралью, ибо религия есть нечто большее,
но христианская религия не может существовать
без морали. В данной работе мы не будем
говорить ни о христианской догматике,
ни о христианской мистике. Мы будем говорить
лишь о христианской морали, то есть о
том, насколько христианство отвечает
высоким моральным стремлениям человеческого
духа здесь, на земле. Поскольку мораль
есть социально-историческое явление,
мы можем оценивать ее независимо от ее
происхождения, по тем результатам, какие
дает она в истории человечества. Мы можем
высказывать беспристрастное суждение
о красоте и достоинствах той или иной
отрасли искусства, например, христианского
или мусульманского изобразительного
искусства, египетской храмовой архитектуры
или какой-либо культовой музыки. Линии
готического храма и звуки реквиема могут
быть признаны прекрасными независимо
от того, ради чего они были созданы. Историческая
наука может давать беспристрастную оценку,
допустим, положительной роли Церкви в
деле распространения письменности, ведения
летописей и организации благотворительной
или патриотической деятельности. И если
эта оценка может быть дана совершенно
объективно и в равной мере справедливо
как верующими, так и неверующими, то и
христианская мораль, как определенное
явление, имеющее свое место в истории
человечества, как некая конкретная форма
человеческого сознания, может получить
беспристрастную оценку, как от верующих,
так и от неверующих, именно со стороны
той ее исторической роли, которую она
от начала своего проявления и по нынешний
день имеет в жизни того или иного народа
или отдельного человека. Но чтобы лучше
понять христианскую мораль, необходимо
сказать несколько слов о сущности христианского
вероучения, из которого она проистекает.
Поэтому в нескольких пунктах я постараюсь
осветить вопрос.
1. Понятие
морали
Мораль - понятие историческое. Она
относится к числу тех общечеловеческих
духовных ценностей, которые определяют
содержание социального бытия с самого
начала возникновения человеческой цивилизации
и останутся важнейшим ее атрибутом, пока
существуют человек и общество. Являясь
одной из самых древних форм общественного
сознания, мораль формировалась по мере
выделения человека из животного мира
в ходе становления общественных отношений,
образования социальных коллективов и
общностей. Христианство предложило программу
нравственного совершенствования через
постижение идеи Бога, помогая тем самым
морали регулировать отношения между
людьми в социально неоднородном обществе.
Христианство через тексты Библии предложило
свой механизм регуляции поведения, понятный
широким массам. Христианство провозгласило
идею нравственного равенства; уделило
большое внимание отдельному человеку,
его душе, заложив основы гуманизма; призвало
человека приподняться над повседневностью
своего существования и обратить свои
помыслы к духовному совершенствованию;
предложило человечеству моральный идеал
очень высокого порядка в образе Иисуса
Христа; сформулировало простейшие нравственные
правила (десять заповедей). Христианская
концепция происхождения морали утверждает,
что мораль дана нам как бы непосредственно,
она не требует размышлений, специальных
решений, она как будто известна с самого
начала, почти от рождения; она дремлет
в человеке и пробуждается в нужный момент.
Говоря языком религии, "мораль - от
Бога"
2. Сущность
христианской концепции происхождения
морали
В I в. н.э. в
восточной части Римской империи
начало распространяться христианство.
Христианство является движением угнетенных
слоев Римской империи лишь при
возникновении в самый начальный
период его истории. Со временем оно теряет оппозиционный
характер, становиться легальной, а затем
и официальной религией государства. Христианство, бесспорно,
представляет одно из самых величественных
явлений в истории человечества. Религиозная
мораль представляет собой совокупность
нравственных понятий, принципов, этических
норм, складывающихся под непосредственным
влиянием религиозного мировоззрения. Раннее
христианство выдвинуло на первый план
общечеловеческие заповеди милосердия,
любви и свободы, и, благодаря христианству,
эти заповеди стали известны многим народам
Азии и Европы (а впоследствии и других
континентов). Как заметил Бердяев, "до
Христа мир не знал вселенской религии;
все религии были национальными и ограниченными"
Христианство, по словам Владимира Соловьева,
"поставило перед человеком его абсолютный
идеал, дало ему окончательную задачу
для его собственной работы". В христианстве
- крупнейшей мировой религии проблемам
этики придается первостепенное значение,
а мораль имеет религиозные истоки. Основатель
этой религии - Иисус Христос является
создателем новой морали, которую можно
определить как этику любви. Суть его учения
сводится к следующему: несчастья человека
начались с того момента, когда он отошел
от Бога и возомнил, что сам может решать,
что есть добро и бороться со злом, насилием
и обманом. Подобное самомнение лишь умножает
зло в мире и подводит человечество к роковой
черте. Спасение состоит в осознании ложности
разделения людей на добрых и злых и необходимости
борьбы со злом с помощью добра. Все люди
- дети Бога, в каждом и них его искра. Поэтому
их отношения должны быть такими же, как
между детьми в одной семье и строиться
на любви. В то же время смысл любви более
глубок, он не ограничивается земной жизнью,
а предполагает устремление к Богу. Земная
жизнь несовершенна, поэтому сердце не
должно принадлежать миру и его ценностям.
Мир земной отмечен печатью смерти, божественный
же - вечен. Чем меньше человек стремится
иметь, тем больше он будет иметь на небе.
Идеал Христа - этика любви. Последнее
его наставление ближайшим своим ученикам
перед своей смертью - любить друг друга.
Любовь смиренна и насыщена высшим гуманизмом
- "возлюби врага своего". Гордыня
- первый грех человека. Любовь деятельна.
Оценивать нравственность человека нужно
по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна,
когда направлена на тех, от которых мы
не можем получить выгоды. Это обездоленные,
униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь
понимается как духовное единение людей. Первая,
высшая и, в сущности, единственная заповедь
этики Христа есть заповедь любви к богу.
Она выше любви к человеку, выше всяких
земных привязанностей и целей. Любовь
к богу требует себе всего человека целиком,
все его мысли и дела. Любовь к ближнему
является как бы конкретизацией любви
к богу. Любить ближних надо именно потому,
что они богоподобны. Служа ближним мы
служим богу. Любовь к ближнему во всех
ее проявлениях есть не что иное, как любовь
к богу. Моральная концепция христианства
как бы замкнута на идею бога. Бог - единственная
творческая сила; он создал мир и является
его животворной сущностью. Весь мир развивается
из него, он же остается его непосредственным
управителем. Бог является одновременно
и высшей целью мира, и задает ему смысл.
Все, что ни создает бог, он создает для
себя "ибо все из него, им и к нему".
Бог как абсолютное (и только он) заключает
в себе причину, норму и цель своей деятельности.
Все остальные создания лишены автономности,
они существуют благодаря богу и для бога.
Человек не составляет исключения. Человек,
однако, не просто одно из творений бога,
наряду с бесчисленным количеством других,
он существо привилегированное, обладающее
относительной властью над миром, ибо
он подобен богу. Его богоподобие выражается
в том, что человек создан свободным и
высшая цель - служить богу выступает для
него как долженствование, решаемая им
самим задача. В той мере, в какой человек
наделен способностью.
3. Особенности
христианской морали
Христианская
мораль находит свое выражение в
своеобразных представлениях и понятиях о нравственном
и безнравственном, в совокупности определенных
моральных норм (например, заповедях),
в специфических религиозно-нравственных
чувствах (христианская любовь, совесть
и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего
человека (терпение, покорность и пр.),
а также в системах нравственного богословия
или теологической этики. Все вместе перечисленные
элементы составляют христианское нравственное
сознание. Г лавной особенностью христианской
(как и вообще всякой религиозной) морали
является то, что ее основные положения
ставятся в обязательную связь с догматами
вероучения. Так как "богооткровенные"
догматы христианского вероучения считаются
неизменными, основные нормы христианской
морали, в их отвлеченном содержании, также
отличаются относительной устойчивостью,
сохраняют свою силу в каждом новом поколении
верующих людей. В этом заключается консервативность
религиозной морали. Другой особенностью
христианской морали, вытекающей из ее
связи с догматами вероучения, является
то, что в ней есть такие нравственные
наставления, которые невозможно найти
в системах нерелигиозной морали. Таково,
например, христианское учение о страдании-благе,
о всепрощении, любви к врагам, непротивлении
злу и другие положения, находящиеся в
противоречии с насущными интересами
реальной жизни людей. Христианская мораль
включает в себя некоторую совокупность
норм (правил), призванных регулировать
взаимоотношения между людьми в семье,
в общине верующих, в обществе. Таковы
известные ветхозаветные заповеди, евангельские
"заповеди блаженства" и другие новозаветные
нравственные наставления. В своей совокупности
они составляют то, что можно назвать официальным,
одобренным церковью кодексом христианской
морали. В христианском мире происхождение
базовых моральных норм описывают в форме
передачи Моисею самим Богом десяти заповедей.
Моральные нормы христианина не исчерпываются
заповедями Моисея. Создавая свой моральный
кодекс, христианство включило в себя
и некоторые простые общечеловеческие
нормы нравственности. Первые четыре заповеди
десятисловия сами по себе не имеют к морали
непосредственного отношения. В них зафиксированы
вероучительно-обрядовые предписания
древнееврейской религии, а не нравственные
нормы. Истинная нравственность - это человечность.
Интересы коллективной человеческой жизни
требуют дружбы, взаимопомощи людей. Непосредственное
отношение к нравственности имеют остальные
шесть заповедей ветхозаветного декалога.
В них нашли отражение некоторые элементарные
правила человеческого общежития: требование
почтительного отношения к родителям,
запрещение убийства, разврата, воровства,
клеветы, зависти. Общими, принимаемыми
явным большинством являются заповеди
- они же моральные нормы - "не убивай",
"не кради", "не прелюбодействуй",
"не произноси ложного свидетельства
на ближнего твоего", "почитай отца
твоего и мать твою". Несмотря на то,
что далеко не все люди верят в Бога и,
следовательно, не верят в божественное
происхождение моральных заповедей христианства,
подавляющее большинство населения современных
западной и восточнославянской цивилизаций
принимают общие базовые моральные нормы,
так или иначе близкой к десяти заповедям.
Общими для всех - верующих и неверующих,
богатых и бедных, молодых и старых, мужчин
и женщин, представителей различных национальностей
и разного образовательного уровня - являются
не все десять заповедей, а лишь их часть,
поскольку другая часть, как говорилось
выше относится к чисто религиозным постулатам.
Христиане считают свою религию воплощением
истинного человеколюбия и гуманности.
Христианские проповедники особенно подчеркивают
гуманный смысл евангельского призыва:
"возлюби ближнего своего, как самого
себя". В основании всякого кодекса
морали лежит определенный исходный принцип,
общий критерий нравственной оценки поступков
людей. Христианство имеет свой критерий
различения добра и зла, нравственного
и безнравственного в поведении. Христианство
выдвигает свой критерий - интерес спасения
личной бессмертной души для вечной блаженной
жизни с Богом. Христианские богословы
говорят, что Бог вложил в души людей некий
всеобщий, неизменный абсолютный "нравственный
закон". Христианин "чувствует присутствие
божественного нравственного закона",
ему достаточно прислушаться к голосу
божества в своей душе, чтобы быть нравственным.
Вывод
Нравственное сознание
христиан является социально и исторически
обусловленным отражением их практического
поведения в коллективе и обществе.
Оно первоначально возникло как
отражение бессилия рабов и порабощенных
Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье. Христианская
мораль в последующем развитии приобрела
некоторую самостоятельность, проявившуюся
в том, что христианское нравственное
сознание в своем архаичном идейно-образном
содержании продолжает существовать вплоть
до наших дней, выступая силой, тормозящей
дальнейший нравственный прогресс человечества
При всем том в христианской морали сохранялось
устойчивое религиозно-нравственное ядро,
что позволяет выделить христианское
нравственное сознание как самостоятельное
идеологическое явление, обладающее специфическими
особенностями, позволяющими отличить
его от других систем морали. В своем многовековом
историческом существовании христианская
мораль приспосабливалась к социально-политическим
интересам различных классов, воплощаясь
в свои классовые разновидности. Главной особенностью христианской (как
и вообще всякой религиозной) морали является
то, что ее основные положения ставятся
в обязательную связь с догматами вероучения.
Так как "богооткровенные" догматы
христианского вероучения считаются неизменными,
основные нормы христианской морали, в
их отвлеченном содержании, также отличаются
относительной устойчивостью, сохраняют
свою силу в каждом новом поколении верующих
людей. В этом заключается консервативность
религиозной морали, которая и в изменившихся
социально-исторических условиях несет
груз обветшавших нравственных предрассудков,
унаследованных от прошедших времен.
Другой особенностью христианской морали,
вытекающей из ее связи с догматами вероучения,
является то, что в ней есть такие нравственные
наставления, которые невозможно найти
в системах нерелигиозной морали. Таково,
например, христианское учение о страдании-благе,
о всепрощении, любви к врагам, непротивлении
злу и другие положения, находящиеся в
противоречии с насущными интересами
реальной жизни людей. Что касается положений
христианства, общих с другими системами
морали, то они получили в нем значительное
изменение под влиянием религиозно-фантастических
представлений. В самом сжатом виде христианскую
мораль можно определить как систему нравственных
представлений, понятий, норм и чувств
и соответствующего им поведения, тесно
связанную с догматами христианского
вероучения. Поскольку религия есть фантастическое
отражение в головах людей внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной
жизни, постольку и в христианском сознании
отражаются реальные межчеловеческие
отношения в искаженном религиозной фантазией
виде.
Зміст
Введення……………………………………………………………….
10
1. Поняття про художню творчість …………………………………
11 - 12
2. Художня творчість в мистецтві…………………………………...
12 - 13
3. Специфіка творчого
процессу в мистецтві ………………………. 13 - 15
Висновок ………………………………………………………………
16
Список використаної літератури …………………………………….
17
Введення
Зміни у суспільному
житті спричиняють зміни у
галузі мистецтва. Розвиток економіки
впливає на художнє життя суспільства. Він постає зовнішнім чинником розвитку
мистецтва, сюди належать також соціально-політичні,
філософські, релігійні та інші умови
життя. Проте існують і внутрішні фактори:
традиції, новаторські тенденції, суперечності
мистецтва, художні взаємодії. На розвиток
кожного виду мистецтва справляють вплив
й інші його види, а також різні форми естетичної
та культурної діяльності. (дизайн, карнавал,
похороний обряд тощо). Художній розвиток
має складний, суперечливий, але водночас
і вихідний характер. У мистецтві спостерігається
прогрес, під яким слід розуміти не міру
геніальності художника, але дещо інше:
вдосконалення, підвищення рівня образного
мислення. Реалізм, наприклад, викликав
підвищення типу художнього мислення
завдяки тому, що він відкрив психологічний
аналіз, навчився проникати в духовний
світ людини, у багатство того, що її оточує.
Прогрес у мистецтві — це і відображення
нових, вищих форм життя людства, нових
проблем та ідей, це і вдосконалення самого
способу образного мислення від епохи
до епохи. Проте у художній культурі існують
неминущі цінності, які не зазнають змін,
не зникають з плином часу. Твори мистецтва
античності, Відродження, класицизму,
у XIX та XX ст. не можуть бути повторені,
вони породжені конкретною епохою, певними
умовами буття. Звичайно, не всі твори
мистецтва вічні, а лише ті, що мають естетичну
цінність для людства, які залучають до
предмета мистецтва характерні для епохи
суспільні відносини, загальноцікаві
для людини (мадонни Рафаеля, музика Бетховена,
поезія Пушкіна). У цьому неминуще значення
художніх шедеврів.
Кожна епоха породжує
своє мистецтво, свої художні твори. Вони відзначаються
яскраво вираженими відмінними рисами.
До них відноситься і тематика, і принципи
сприйняття дійсності та її ідейно-естетична
інтерпретація, і система художньо-виражальних
засобів, за допомогою яких світ, що оточує
людину, віддзеркалюється у творах мистецтва.
Це видно при простому зіставленні, скажімо,
поезії К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, В.С.
Соловйова, Анд. Бєлого (символісти) з поезією
І.О. Буніна, Скитальця (С.Г. Петрова), раннього
М. Горького, Л. Андрєєва та ін. (критичний
реалізм).