Своеобразие этики ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:41, доклад

Описание

Что же такое ислам? Само понятие ислам в арабском языке означает вверение себя Богу, то есть полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности ислам - второй после христианства. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, то есть исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской модели триединства, догмата троицы, ислам считает его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)


Введение.

Что же такое ислам? Само понятие ислам в арабском языке означает вверение себя Богу, то есть полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности ислам - второй после христианства. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, то есть исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской модели триединства, догмата троицы, ислам считает его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен.

Сегодня в мире насчитывается около полутора миллиардов мусульман. По прогнозам западных аналитиков, принятие ислама многими европейцами под влиянием процессов миграции, через 50 лет сделает Европу главным центром ислама. Но в наше время люди очень много говорят, но очень мало знают об исламе, и еще меньше специалистов смогли бы дать полноценную консультацию по этой многомерной теме.[1] Ислам представляется для большинства идеологической силой, агрессивной и фанатичной. Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.

              Сегодня, из-за террористических актов, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

              Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

              Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн. Многие склонны судить об исламе не потому, каким ислам видят и понимают его приверженцы, а по отдельным лозунгам радикальных политических сил, использующих символику ислама в своей «упаковке».

Возникновение ислама

Возникновение ислама произошло на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. До возникновения ислама большая часть арабов исповедовала языческую религиозную модель, поклоняясь разнообразным божествам, камням, деревьям. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные (в основном Бахрейне и Йемене) находились под влиянием зороастризма. На Аравийском полуострове в эпоху возникновения ислама были два государственных образования: княжество Гассанидов, вассалов Византии и княжество Лахмидов - союзников сасанидского Ирана.

Центральная Аравия до возникновения ислама была предоставлена сама себе. В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммед (инспиратор возникновения ислама, а равно и инструмент возникновения ислама). Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой, стал жить сначала в доме своего деда, после смерти, которого мальчика приютил дядя. Когда Мухаммед вырос, он стал заниматься продажей товаров. В 600 году курайшиты решили реставрировать общеарабскую святыню Каабу. Мухаммед принял в этой работе активное участие (не известно размышлял ли он уже тогда о возникновении ислама).[2]

Около 610 года Мухаммед произнес первые аяты (стихи) Корана (сыгравшие серьезную роль в возникновении ислама). С этого времени Пророк начал свою проповедь, а с проповеди, по сути, и началось возникновение ислама и строительство его идеологии. Он призвал единоплеменников отказаться от многобожия и вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея), и Исы (Иисуса), читать молитвы, раздавать милостыню нуждающимся и поститься, кормить сирот, быть справедливыми, не обвешивать при продаже. Мухаммед говорил, что Бог посылал пророков людям, чтобы открыть им двери истины, и наставить их на подлинный путь (в том числе и в момент возникновения ислама).

Первыми мусульманами после возникновения ислама были как бедные, так и богатые люди, в основном все они были молоды. Однако по-настоящему возникновение ислама состоялось не сразу: количество мусульман росло, и это вызвало недовольство мекканской знати, которая начала притеснения мусульман.

В результате, в 621 году Мухаммед совершает хиджру (хиджра по-арабски означает переселение, связанное с разрывом связей человека с тем обществом, которое он покидает) в богатый оазис Йасриб (который после этого стал называться Мадинат ун-Наби, т.е. город Пророка). Этот город фактически и стал центром возникновения ислама.[3]

Разве кто-либо будет спорить с очевидным утверждением, что с момента возникновения ислама появился новый мир с новыми людьми, которые востребовали научные знания для интеллектуального развития, литературы и искусства. Возникновение ислама обусловило активизацию многих восточных умов, которые углубились в науку, в изучение искусств и филологии, астрономии и математики, став величайшими деятелями своей эпохи в этих сферах. Возникновение ислама - это колыбель науки. Именно возникновение ислама продвинуло вперед развитие знаний всего человечества, и именно возникновение ислама обусловило новую модель сознания.

Этика ислама

Сколько государств, наций, племен и народностей, столько различий в законах и традициях, а значит ив их этике. Этика ислама тоже имеет своеобразие. Вот небольшая консультация относительно этики ислама.

"После пророка Мухаммеда мусульманский мир на основе этики ислама объединил несколько рас, множество государств, огромное количество племен, языков и народностей. Могли ли они сосуществовать рядом друг с другом без войн, без обид, без взаимных претензий, сохраняя мир и взаимное уважение, не имея свода основных принципов, указанных Шариатом, то есть этики ислама?

Этика ислама внесла порядок и взаимопонимание в бурлящую, как котел, и подобную персидскому ковру модель мусульманского мира! Дозволенное и запретное этикой ислама называется халалом и харамом. Но этика ислама не только предписание о том, что можно, а что нельзя благочестивому мусульманину, - это фундаментальные и незыблемые законы и правила, выполняя которые мы исполняем свой долг перед Всевышним Аллахом и пользуемся ими как инструментом для строительства и облегчения своего жизненного пути. В этом основное назначение этики ислама. Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все.[4]

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…»[5].

Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» [6]. В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин  постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.[7]

Осуществление молитвы – дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

      Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» [8].

      Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес».

      Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие.

      Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу.

      Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность.

      Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» [9].

      Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями»[10].

      Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. [11]Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

В соответствии с Кораном, самым достойным является тот, кто «занимает первое место по благочестию» [12].

Смирение, скромность, умение контролировать собственные страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом – таковы морально-волевые качества, многократно отмечаемые в Коране. «Аллах любит терпеливых»[13].

Социальные проблемы в исламе решаются на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления даже по отношению к благодарности.

В обществе ислам уделяет особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений в более широком круге включает вопросы и обязанности к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует относиться к соседям: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозволенного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь повелевает… быть милосердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» [14].

В соответствии с Кораном и Сунной, моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

Ислам учит, что плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Животные тоже имеют душу. «Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения», - учит Коран. Согласно исламу этические причины защиты природы можно сформулировать так:

      Окружающая среда – творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление божьего духа;

      Все части природы существуют для восхваления своего создателя;

      Все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни;

      Природа создана не только для нынешнего поколения.[15]

Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеславия распущенности. Он – сторонник богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство ответственности и самоконтроля. Исламская религия внушает к живой и мертвой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие. Основные нравственные добродетели ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени

Информация о работе Своеобразие этики ислама