Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:41, доклад
Что же такое ислам? Само понятие ислам в арабском языке означает вверение себя Богу, то есть полное подчинение воле Господа. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности ислам - второй после христианства. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, то есть исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской модели триединства, догмата троицы, ислам считает его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен.
Затрагивая коллективные аспекты человеческих взаимоотношений, будет логичным описать этику семьи, отношений между мужчиной и женщиной. В исламе всячески поощряется брак. Тот факт, что мусульманские браки основываются на подчинении законам Корана, на общих убеждениях, ценностях, образе жизни, обеспечивает им прочный фундамент для построения совместной жизни. От мужчин и женщин требуется полное целомудрие до брака и абсолютная преданность супругу. Ислам почитает честь женщин неприкосновенной и настаивает на том, чтобы с ними обходились с должным достоинством и уважением. От них же требуется всячески хранить свою скромность и нравственную чистоту. Пророк Мухаммед сказал, что из всех вещей, разрешенных Богом, развод наиболее ненавистен Ему. Развод допустим разве что в качестве крайнего средства, когда все попытки примирения между мужем и женой потерпели неудачу. Поскольку семья является ячейкой общества и образует совокупность, именуемую государством, ислам предусматривает все стороны отрицательного и положительного факторов, влияющих на семью. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников, защищает их интересы. Поэтому в 58-ми государствах исламского мира не было и нет фактов отказных детей, отказных родителей или родственников.[16]
В исламе действуют и наказательные меры в целях соблюдения нравственных ценностей. Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми. Но тем не менее в Коране Мудрость Божественного назидания выражается рекомендацией о том, что лучше простить.
Предлагается перспектива братства, которая рождается в вере, которая преодолевает вражду, непонимание и чувство мести. Хотя в Коране провозглашается и джихад – священная война с неверными.[17]
На современный ислам извне исламского мира сегодня обрушиваются горы клеветы и ругани. Но самое важное - это внутренние проблемы современного ислама. Ведь движение, которое зародилось в исламском мире, сталкивается не только с внешними угрозами. Так было во все времена и везде. Сила и организованность любой общности, любой цивилизации и культуры зависит от того, насколько прочно все ее институты связаны с общим центром (современный ислам – не исключение). Современный ислам как сообщество может быть сильным только тогда, когда все мусульмане будут держаться за прочную ветвь Слова о Едином Боге, достигая, таким образом, единства слова и дела. Но если разные силы захотят поставить современный ислам на чуждые ему основы, тут же возникнет слабость воли, попустительство в теории и практике.
Уже более века в исламском мире, в различных мусульманских государствах предпринимаются попытки подвести современный ислам к тому, чтобы он стал созвучен ритму научно- технического и социального прогресса и модернизации. Возможно, в прошлом это и имело какое-то оправдание, но современный ислам нелепо сопрягать с принципами модернизации. [18]Современный ислам - это эпоха возрождения и возобновления Завета. К сожалению, в современном исламе ряд интеллектуалов путает возрождение исламской эпохи с привнесением модернизированной модели в традиционную исламскую форму. Они полагают, что если соединить современный ислам с западными принципами, возникнет цивилизация, согласующаяся с Исламской цивилизацией.
Если бы их желание воплотилось в жизнь, в лучшем случае возникло бы нечто, подобное европейским странам: люди, называющие себя мусульманами, выполняли бы только основные исламские обряды и предписания (эдакий неполноценный современный ислам). Распространение подобных воззрений в значительной степени вызвано непониманием сути современного ислама. Иногда даже призывают к пересмотру религиозного знания в современном исламе на основе современных научных достижений (то есть Исламские улемы должны стать востоковедами!). Тогда возникнет новое знание, которое заменит собой религию. Понять смысл этих высказываний просто: ведь если религия (в частности, современный ислам) станет только объектом для изучения, она уже не сможет стать частью убеждений людей. Но религия без веры - это уже не религия. Она не сможет определить конечную цель существования человека и правила его поведения. И современный ислам попросту выродится.
Но ведь цель религии никогда не состояла в том, чтобы создать современное общество, моду, семью или отношения купли и продажи. Нет такой цели и у современного ислама. Теперешняя наука - это наука силы и захвата, а не религии. Но нет противоречия между религиозным мировоззрением ( в том числе и в современном исламе) и использованием достижений современной науки и техники. Возможно, возрождение религиозной эпохи послужит созданию такой модели общества и такой модели цивилизации, в рамках которых любые инструменты, где бы они ни были созданы, будут служить цели обращения к религиозной истине.
Ислам никогда не утрачивал исторической перспективы, а строительство будущего мира все-таки неотделимо от современного ислама.
Заключение.
Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране. «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией»[19].
Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.
Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.
Философ Бертран Рассел писал: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был «темным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была исламской, имела блестящую культуру»
[1] http://www.moslem.name
[2] Энциклопедия «Мировые религии»
[3] http://www.moslem.name
[4] http://www.moslem.name
[5] Св. Коран, 4:40 - 42
[6] Св. Коран, 6:137(136)
[7] Абаева, Тамгинский «Религии мира».
[8] Сура «Комнаты», аят 11
[9] Сура «Комнаты», аят 12
[10] Сура, «Письменная трость», аяты 10 – 11
[11] http://www.moslem.name
[12] Св. Коран, 49:13
[13] Св. Коран, 3:146
[14] Св. Коран, 17:23
[15] http://www.moslem.name
[16] Абаева, Тамгинский «Религии мира».
[17] http://www.moslem.name
[18] http://www.moslem.name
[19] Св. Коран, 5:3