Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали. Характерной приметой времени является научно-техническая революция.
Введение
Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.
§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»
§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.
Глава II. Влияние массовых праздников на формирование эстетических
вкусов населения.
§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.
§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе
проведения праздника « День деревни» в д. Гололобово Зарайского
района Московской области.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.
§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»
§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.
Глава II. Влияние массовых праздников на формирование эстетических
вкусов населения.
§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.
§ 2. Использование средств эстетического воздействия в процессе
проведения праздника « День деревни» в д. Гололобово Зарайского
района Московской области.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.
Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план.
Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника.
Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
В решении
научных основ и частных
Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?
Под эстетическим
воспитанием понимается воспитание
способности восприятия и правильного
понимания прекрасного в
Эстетическое
воспитание включает в себя две взаимосвязанные
стороны: внешнюю — это задачи,
содержание, средства и методы эстетического
воспитания — и внутреннюю —
творчески преобразующую
На это
ориентирует школу программа
«Примерное содержание воспитания школьников».
Такой подход к эстетическому
воспитанию учащихся является шагом
вперед в нашей системе народного
образования и
Эстетическая культура рассматривается как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
В нашей работе мы рассмотрим, что называется массовыми праздниками, а также сформулируем, каковы функции массовых мероприятий в эстетическом воспитании человека.
Глава I. Эстетическое воспитание как педагогический процесс.
§ 1. Понятие «эстетическое воспитание»
Эстетическое
воспитание – формирование определённого
эстетического отношения
Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие её эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль).
Красота,
помимо другого своего
Многие часы, которые провёл играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мысленного процесса». Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоёв общества, являются антигуманистическими по своей сути. Например: пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры, не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей – таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества, - то функции эстетического воспитания гармонически обуславливают друг друга.
Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.
Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика) , обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и тому подобное.
Важнейшим фактором целенаправленного
эстетического воздействия на личность
является искусство, так как в
нём концентрируется и
Призма
искусства направляет
Иными словами,
искусство участвует в
Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетическое воспитание являются антагонизмами между интересами личности и общества, так как для личности непосредственно важно развитие её творческих способностей, а для общества – эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.
В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Идеалом коммунизма предполагает общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К., Энгельс Ф.. 4, с 447). На социальной основе такого общества не может возникнуть конфликт между функциями эстетического воспитания. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, эстетическое воспитание, целенаправленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни.
§ 2. Направления эстетического воспитания в современных условиях.
Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка – одна из важнейших задач эстетического воспитания. В современном обществе создаются необходимые условия для её решения, так как здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.
«Государство,
- записано в статье 27 Конституции
СССР (1977), - заботится об охране, преумножении
и широком использовании
Эстетическое воспитание народа содействует деятельность союзов творческой интеллигенции – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, различные творческие клубы. Организационно – методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества, дома художественной самодеятельности.
Эстетическое
воспитание ведут многочисленные культурно-просветительские
учреждения – дворцы и дома культуры,
среди них – дома культуры учащихся
профессионально-технических
Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей – важнейшая часть их культурно-просветительской работы. Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино.
Массовыми
средствами эстетическое воспитание стали
телевидение, радио, печать, знакомящие
с высокохудожественными
Следует также обращать внимание на природную красоту. Она дает огромный материал для развития чувства красоты, наблюдательности, воображения.
Эстетическое понимание
Для вырабатывания эстетической культуры учеников огромную роль играют такие предметы, как биология и география, так как они основываются на исследовании и наблюдении явлений природы. Очень важны экскурсии по городу и походы в лес и загород, поскольку они обостряют эстетическое восприятие природы.
Воспитанию эстетического
Формирование эстетической культуры происходит также посредством искусства, что называется художественным воспитанием.
Учебный план общеобразовательной школы содержит художественные предметы – музыку, литературу, изобразительное искусство.
Огромное влияние на воспитание литературного вкуса оказывает развитие культуры чтения, так как при этом ученик начинает задумываться над прочитанной книгой.
Формирование художественного вкуса помогает восприятию и побуждает учащихся к эстетической деятельности.
Исходными положениями музыкального
воспитания в школе является хоровое
пение, обеспечивающее общее переживание
героических и лирических чувств.
Оно формирует музыкальный
Преподавание изобразительного искусства вырабатывает у людей творческое мышление, пространственное и образное воображение, хорошую зрительную память, изобразительные способности.
Важным аспектом эстетического
воспитания является обеспечение знакомства
учащихся с различными выдающимися
произведениями русского, советского,
зарубежного изобразительного искусства
и архитектуры. Их также необходимо
обучить пониманию
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
Глава II. Влияние массовых праздников на формирование эстетических
вкусов населения.
§ 1. Средства эстетического воздействия массового праздника.
Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Энгельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для взаимного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".
В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории.
Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах.
Информация о работе Влияние массовых праздников на формирование эстетических вкусов населения