Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 15:31, контрольная работа
"Золотое правило нравственности" - моральная формула, уходящая корнями в глубокую древность и выражающая общечеловеческую природу нравственности и равноправность моральных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Талион и формирование новых принципов отношений……………………..4
2. Золотое правило нравственности в христианстве……………………………6
3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8
4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу……………………………….9
5. Золотое правило нравственности И.Канта………………………………..…10
6. Золотое правило нравственности Г.Райнера………………………...………12
Вывод……………………………………………………………………………...14
Источники информации………………………………………………………….15
Москва
2011 год
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Талион
и формирование новых
2. Золотое
правило нравственности в
3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8
4. Золотое
правило нравственности по Т.
5. Золотое
правило нравственности И.
6. Золотое
правило нравственности Г.
Вывод…………………………………………………………………
Источники информации……………………………………………………
Введение
"Золотое
правило нравственности" - моральная
формула, уходящая корнями в
глубокую древность и
Правило это претендовало на
выявление единого для всех
времен, простого и понятного
для всех людей критерия
С точки зрения этики золотое
правило ценно именно тем, что
оно устанавливает формальное
моральное равноправие всех
Золотое
правило нравственности может быть
взято одним из фундаментальных принципов
воспитания. Первые упоминания о «золотом
правиле нравственности» относятся к
середине I тысячелетия до н. э., однако
до сих пор оно не утратило своего значения.
1.Талион и формирование новых принципов отношений.
Принцип гуманизма наиболее ярко выражен в так называемом "золотом правиле" нравственности. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении "золотое правило" начинает использоваться с XVIII века.
Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести ("око за око, зуб за зуб"), талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: "возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода". Этот жестокий с современной точки зрения обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.
Разрушение
родоплеменных отношений вело к
невозможности четкого
Таким
принципом и стало "золотое
правило", упоминания о котором
встречаются уже в V-VI веках до н.э. - в учении
Конфуция и памятнике древнеиндийской
культуры "Махабхарата", в изречениях
семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом
заветах. Например, в Евангелии от Матфея
"золотое правило" звучит следующим
образом: "Итак, во всем как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними..." (Матф. 7, 12). В отличие от
приведенной
"позитивной", существует и "негативная" формулировка "золотого правила": не желай другому того, чего не желаешь себе.
"Другой" в "золотом правиле" - это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. "Золотое правило" в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство в возможности к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека.
"Золотое
правило" предполагает
"Золотое
правило" как основа
желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного - мира свободы. Однако категорический императив Канта –
центральное понятие его этического учения - есть лишь философски уточненное " золотое правило ": поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать
основой
всеобщего законодательства. В своем определении
Кант пытается закрыть лазейку мелкому
эгоизму. Страсти, желания не должны подменять
нравственные мотивы поступка. Индивид
возлагает на себя ответственность за
возможные последствия своего поступка.
2. Золотое правило нравственности в христианстве.
В послании к римлянам К Римлянам 13:8-10 «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай (чужого) и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя».
В послании
к галатам: К Галатам 5:13-15 «весь
закон в одном слове
Комментарий
Сончино: Достоинство твоего ближнего
ты должен оберегать так же, как свое, и
к его имуществу ты должен относиться
не менее бережно, чем к своему собственному.
Даже тот, кто осужден на смерть за тяжелое
преступление, не должен вызывать чувства
ненависти, и Тора обязывает относиться
к нему с любовью: не бить его и не оскорблять,
помня о том, что каждый человек в последнюю
минуту своей жизни раскаивается во всех
своих преступных делах. Ѓиллель, великий
мудрец Торы, возглавлявший Верховный
Суд (Синедрио́н) в эпоху, предшествовавшую
разрушению Второго Храма, выразил заповедь
любви к ближнему в форме строго определенного
запрета: «Не делай ближнему своему ничего
из того, что ты не желаешь для себя». Ѓиллель
придавал этой заповеди столь большое
значение, что называл ее «всей Торой».
Появляется в словах Иисуса в
Нагорной проповеди (записано в Мф.7.12 и Луки 6:31) и в Деяниях Святых Апостолов и даны с утверждением их религиозной санкции: «ибо это — Закон и Пророки» (Мф.7.12).
Согласно Синодальному переводу Библии это звучит так:
В Евангелии от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф.7:12), «люби
ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:38-40)
В Евангелии от Марка от Марка 12:32-34: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».
В Евангелии от Луки «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Лук.6:31)
В деяниях апостолов «19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. ... 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.» (Деян.15:19-29)
Древнеиудейские источники рассказывают о неком молодом человеке, который хотел как можно быстрее усвоить суть священных книг, чтобы это можно было сделать, стоя на одной ноге. Известный законоучитель Хилел сумел выполнить его просьбу и передал мудрость священных заветов предков одной фразой: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»
О
важности и общечеловеческом
характере золотого правила
нравственности говорит тот
факт, что оно встречается и
в Ветхом Завете
(Тов. 4:15), и в Новом, при изложении Нагорной проповеди Иисуса Христа (Лк. 6:31; Мф. 7:12).
Если в книге Товита дается негативная формулировка данного правила: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому», то в Евангелиях от Луки и от Матфея – позитивная. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.); «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.).
Многие западные и отечественные исследователи считают формулировку золотого правила нравственности, данную в Евангелии от Матфея, самой совершенной, наиболее полно и адекватно отражающей его суть. Почему? Дело в том, что отрицательная форма рассматриваемого правила лишь запрещает делать зло, устанавливая тем самым минимум нравственных требований к поведению
человека. Это же правило, представленное в положительной форме, позитивном ключе устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает его делать добро, предъявляет максимум нравственных требований к его поведению.