Золотое правило нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание

"Золотое правило нравственности" - моральная формула, уходящая корнями в глубокую древность и выражающая общечеловеческую природу нравственности и равноправность моральных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Талион и формирование новых принципов отношений……………………..4
2. Золотое правило нравственности в христианстве……………………………6
3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8
4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу……………………………….9
5. Золотое правило нравственности И.Канта………………………………..…10
6. Золотое правило нравственности Г.Райнера………………………...………12
Вывод……………………………………………………………………………...14
Источники информации………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Этика.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

Москва

2011 год       
 
 
 
 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Талион  и формирование новых принципов  отношений……………………..4

2. Золотое  правило нравственности в христианстве……………………………6

3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8

4. Золотое  правило нравственности по Т.Гоббсу……………………………….9

5. Золотое  правило нравственности И.Канта………………………………..…10

6. Золотое  правило нравственности Г.Райнера………………………...………12

Вывод……………………………………………………………………………...14

Источники информации………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

"Золотое  правило нравственности" - моральная  формула, уходящая корнями в  глубокую древность и выражающая  общечеловеческую природу нравственности  и равноправность моральных субъектов.

   Правило это претендовало на  выявление единого для всех  времен, простого и понятного  для всех людей критерия морали. Наиболее распространенной формулировкой  золотого правила является следующая: "Поступай всегда по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" или "не делай другому того, чего не желаешь себе". Золотое правило встречается у представителей различных культур и народов - у Конфуция, в древнеиндийском эпосе, в проповедях Христа, и позднее оно прочно вошло в общественное сознание.

   С точки зрения этики золотое  правило ценно именно тем, что  оно устанавливает формальное  моральное равноправие всех субъектов  и личную ответственность за  свое поведение. 

Золотое правило нравственности может быть взято одним из фундаментальных принципов воспитания.  Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к середине I тысячелетия до н. э., однако до сих пор оно не утратило своего значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Талион и формирование новых принципов отношений.

      Принцип гуманизма наиболее ярко выражен  в так называемом "золотом правиле" нравственности. История становления  этого принципа как основы нравственного  поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении "золотое правило" начинает использоваться с XVIII века.

      Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной  мести ("око за око, зуб за зуб"), талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: "возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода". Этот жестокий с современной точки зрения обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.

Разрушение  родоплеменных отношений вело к  невозможности четкого разделения на "своих" и "чужих". Внеродовые экономические связи порой оказывались  важнее связей родственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегрешения своих родственников, так и родовая общность не стремится брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений "своих" и "чужих", теряет свою эффективность. Возникает необходимость формирования нового принципа регуляции межиндивидуальных отношений, не зависящего от родоплеменной принадлежности индивидов.

      Таким принципом и стало "золотое  правило", упоминания о котором  встречаются уже в V-VI веках до н.э. - в учении Конфуция и памятнике древнеиндийской культуры "Махабхарата", в изречениях семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом заветах. Например, в Евангелии от Матфея "золотое правило" звучит следующим образом: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Матф. 7, 12). В отличие от приведенной  
 

"позитивной", существует и "негативная" формулировка "золотого правила": не желай  другому того, чего не желаешь себе.

      "Другой" в "золотом правиле" - это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. "Золотое правило" в скрытой форме содержит представления о равенстве всех людей. Но равенство это не принижает людей, не делает их одинаковыми. Это равенство в свободе, равенство в возможности к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех человеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека.

      "Золотое  правило" предполагает возможность  встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. Отсюда - другая формулировка "золотого правила": "люби ближнего, как самого себя". "Золотое правило" требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда - как к средству.

      "Золотое  правило" как основа нравственного  поведения и нравственного сознания  всегда было объектом пристального  внимания философов. Т.Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Дж.Локк не считал "золотое правило" врожденным человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме "золотого правила" люди приходят к общественной добродетели. И.Кант весьма критически оценивал традиционные формы "золотого правила". По мнению Канта, "золотое правило" в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не мешаю вам жить, не мешайте и мне). "Золотое правило" включает в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие  
 

желания, страсти часто делают его рабом  природы и полностью выключают  из мира нравственного - мира свободы. Однако категорический императив Канта  –

центральное понятие его этического учения - есть лишь философски уточненное " золотое правило ": поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать

основой всеобщего законодательства. В своем определении Кант пытается закрыть лазейку мелкому эгоизму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка. 

2. Золотое правило нравственности в христианстве.

      В послании к римлянам К Римлянам 13:8-10 «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай (чужого) и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя».

В послании к галатам: К Галатам 5:13-15 «весь  закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Иакова 2:7-9 «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого»В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

      Комментарий Сончино: Достоинство твоего ближнего ты должен оберегать так же, как свое, и к его имуществу ты должен относиться не менее бережно, чем к своему собственному. Даже тот, кто осужден на смерть за тяжелое преступление, не должен вызывать чувства ненависти, и Тора обязывает относиться к нему с любовью: не бить его и не оскорблять, помня о том, что каждый человек в последнюю минуту своей жизни раскаивается во всех своих преступных делах. Ѓиллель, великий мудрец Торы, возглавлявший Верховный Суд (Синедрио́н) в эпоху, предшествовавшую разрушению Второго Храма, выразил заповедь любви к ближнему в форме строго определенного запрета: «Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя». Ѓиллель придавал этой заповеди столь большое значение, что называл ее «всей Торой». Появляется в словах Иисуса в  

      Нагорной  проповеди (записано в Мф.7.12 и Луки 6:31) и в Деяниях Святых Апостолов  и даны с утверждением их религиозной  санкции: «ибо это — Закон и  Пророки» (Мф.7.12).

      Согласно  Синодальному переводу Библии это звучит так:

В Евангелии  от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон  и пророки.»  (Мф.7:12), «люби 

ближнего  твоего, как самого себя»  (Мф.19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа  Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мф.22:38-40)

      В Евангелии от Марка от Марка 12:32-34: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».

      В Евангелии от Луки «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали  люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»  (Лук.6:31)

      В деяниях апостолов «19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. ... 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.»  (Деян.15:19-29)

      Древнеиудейские источники рассказывают о неком  молодом человеке, который хотел  как можно быстрее усвоить  суть  священных книг, чтобы  это можно было  сделать,  стоя на одной ноге. Известный законоучитель  Хилел  сумел  выполнить  его  просьбу  и  передал  мудрость  священных  заветов  предков одной фразой: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»

      О  важности  и  общечеловеческом  характере  золотого  правила  нравственности  говорит  тот  факт, что  оно  встречается  и  в  Ветхом  Завете  
 

(Тов.  4:15),  и  в  Новом,  при   изложении  Нагорной  проповеди  Иисуса Христа (Лк. 6:31; Мф. 7:12).

      Если  в  книге  Товита  дается  негативная  формулировка  данного  правила:  «Что  ненавистно  тебе самому, того не делай никому», то в Евангелиях от Луки и от Матфея – позитивная. «И как хотите, чтобы с  вами  поступали  люди,  так  и  вы  поступайте  с  ними»  (Лк.);  «Итак  во  всем,  как  хотите,  чтобы  с  вами

поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.).

      Многие  западные  и  отечественные  исследователи  считают  формулировку  золотого  правила нравственности,  данную  в  Евангелии  от  Матфея,  самой  совершенной,  наиболее  полно  и  адекватно отражающей  его  суть. Почему? Дело  в  том, что отрицательная форма рассматриваемого правила лишь запрещает  делать  зло,  устанавливая  тем  самым  минимум  нравственных  требований  к  поведению

человека. Это же  правило,  представленное  в  положительной форме,  позитивном  ключе  устанавливает максимально  высокую планку морального отношения  человека  к другим людям, побуждает  его делать добро, предъявляет максимум нравственных требований к его поведению.

Информация о работе Золотое правило нравственности