Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 15:31, контрольная работа
"Золотое правило нравственности" - моральная формула, уходящая корнями в глубокую древность и выражающая общечеловеческую природу нравственности и равноправность моральных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Талион и формирование новых принципов отношений……………………..4
2. Золотое правило нравственности в христианстве……………………………6
3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8
4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу……………………………….9
5. Золотое правило нравственности И.Канта………………………………..…10
6. Золотое правило нравственности Г.Райнера………………………...………12
Вывод……………………………………………………………………………...14
Источники информации………………………………………………………….15
3. Золотое правило нравственности античной эпохи.
В философской и публицистической литературе античной эпохи золотое правило нравственности применяется в качестве общих рекомендаций и рекомендаций для поведения в различных житейских ситуациях: взаимоотношения родителей и детей (Исократ), граждан и государства (Сократ, Платон), начальников и подчиненных (Сенека), дружеское общение (Аристотель) и др.
Известный оратор, автор публицистических произведений Исократ советует относиться к родителям так, как вы желали бы, чтобы ваши собственные дети относились к вам.
Философ
Сократ, который был патриотом своего
родного полиса, рекомендовал афинянам:
когда вы не согласны с каким-либо решением
государства,
попытайтесь доказать его несправедливость. Если же вам не удалось этого сделать, вы обязаны выполнить любое решение государства, даже если оно осуждает вас на смерть. И Сократ, и Платон подчеркивают, что лучше претерпевать несправедливость по отношению к себе, чем самому творить ее.
Философ-стоик Эпиктет в «Афоризмах» дает рекомендацию общего характера: «Чего не желаешь себе, не желай другим…» (42) – не только действия, но и желания должны быть взаимно нравственными и ответственными.
Аристотель, который не представлял себе счастья без возможности
дружеского общения, на вопрос, как вести себя с друзьями, ответил следующим
образом: так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами.
Луций
Анней Сенека в «Нравственных
письмах к Луцилию» выделяет еще
один аспект золотого правила нравственности,
связанный с социальной иерархией:
«…Обходись со стоящими ниже так, как
ты хотел бы, чтобы с тобою обращались
стоящие выше». Философ-стоик сравнивает
человечество с каменным сводом: достаточно
вытащить один камень, и свод рухнет.
4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу.
Английский философ Томас Гоббс придает данному правилу статус девятого естественного закона (всего таких законов 20). По мнению Гоббса, золотое правило – это закон всех людей, объединяющий прочие законы. В силу его каждому гражданину государства предписывается признавать за другими те же права, которые он хочет для себя самого. Кроме того, золотое правило выступает в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли какое-либо действие естественным законам.
Гоббс
формулирует девятое требование
«природного закона» следующим
образом: «…каждый обязан предоставлять
любому другому те же самые
права, которые он требует
для себя самого». По мнению философа,
природный (естественный) закон является
в то же время и законом моральным
– поскольку он требует добрых
нравов или добродетелей, таких
как справедливость,
верность, человечность, сострадание, умеренность, храбрость. Справедливость Гоббс рассматривает как «своего рода равенство» – равенство людей от природы. Из этого равенства вытекают человеческая взаимопомощь, взаимное доверие, доброжелательность, взаимная симпатия, стремление к соблюдению соглашений, верность данному слову, учет интересов других. Чтобы разрешить сомнение: будет ли предполагаемый поступок соответствовать естественному праву по отношению к другому, философ рекомендует представить себя на его месте и руководствоваться правилом: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе. «Золотым» это правило стало называться в XVIII веке.
Законы природы Гоббс считает неизменными и вечными: «То, что они
запрещают, никогда не может быть разрешено», в частности, «высокомерие, неблагодарность, нарушение соглашений, или несправедливость, бесчеловечность, оскорбление…». Перед внутренним судом, т.е. судом
совести, эти законы являются обязательными «всюду и всегда», перед внешним же судом – не всегда.
Естественный
и моральный закон философ
называет божественным и в подтверждение
этому многократно цитирует Священное
писание, в том числе и
Евангелие от Матфея, где изложено
золотое правило нравственности
в позитивной формулировке (Мф.
7:12). По его мнению, высшим
моральным законом является
заповедь: «Возлюби ближнего
своего как самого себя, установленная
Моисеем (Лев. 19:18) и Христом (Мф. 22:39). По
словам Гоббса, золотое правило
нравственности – это не только
закон природы, но и закон разума.
В таком же ключе его рассматривает и Бенедикт
Спиноза. Он убежден, что человек, живущий
по законам разума, будет на
ненависть, гнев и презрение
к себе отвечать любовью
и великодушием, ибо всякий,
следующий добродетели, желает
другим того же блага, к
которому сам стремится. Человек
человеку бог – провозглашает нидерландский
философ. Позднее эту фразу повторит Л.
Фейербах.
5. Золотое правило нравственности И.Канта.
И.Кант
не считает золотое правило
Золотому правилу Кант противопоставляет категорический императив, имеющий форму своеобразной директивы, предписания, приказа: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства». В его формулировках есть и гуманистический аспект: относись к другому человеку всегда как к цели и никогда как к средству. Кант убежден, что «человечество достойно любви» – из этого должны исходить все наши оценки и суждения.
Кроме того, «любя других, мы сами становимся добрее». Он считает, что
воспитательный процесс должен уже на ранних этапах строиться на основе взаимности и свободы. Даже ребенок будет располагать добрым отношением к себе лишь «в том случае, если и сам хорошо относится к другим».
Только «при помощи свободы» может быть реализовано «конечное назначение человеческого рода» – достижение наивысшего морального совершенства.
Кант
искал абсолютный закон поведения,
справедливо полагая, что только он может
считаться нравственным. Сформулировав
его, он обнаружил, что нравственный закон
остается в пределах доброй воли и не означает
ничего более конкретного, кроме решимости
разумного существа следовать ему вопреки
всем возможным искушениям и противодействиям
склонностей, т.е. поступать по мотиву
долга. И он же трезво констатировал невозможность
таких поступков, добавив, что отсутствие
каких-либо примеров ради долга ничуть
не ставит под сомнение сам мотив долга
– напротив, лишь подчеркивает его чистоту
и автономность. Кант в сущности методически
более строго разработал и сформулировал
старую стоическую идею, согласно которой
добродетель заключается не в том, что
мы
конкретно делаем и чего достигаем, а в том, как мы относимся к тому, что делаем и чего достигаем. Для стоика, например, этически значимо не то, спасает он жизнь друга или нет, а только его собственные усилия, направленные на это. Разве не то же самое для Канта, если иметь в виду его скандальный пример из трактата «О мнимом праве лгать из человеколюбия»?! Кант ищет и находит универсальную формулу, которая является этическим базисом правовой регуляцией отношений
между людьми и, как было замечено (в отечественной литературе такое понимание развернуто обосновано у Э.Ю. Соловьева), действительный смысл категорического императива нравственности заключается в том, что он переходит в категорический императив права, и которую каждый индивид может выставить как обоснование и оправдание своего поведения. Золотое правило отвечает на другие вопросы и решает другие задачи, чем категорический императив, и в этом смысле Кант был прав, когда просил не путать одно с другим. Оно отвечает не на вопрос о том, как
возможны моральные поступки в чистоте и абсолютности, а как оставаться нравственным в рамках тех конкретных («грязных» и относительных) поступков, которые приходится индивиду совершать. И оно имеет дело не с моралистом,
обеспокоенным
нравственным состоянием человечества,
а с индивидом, которого интересует
лишь нравственное качество своих собственных
поступков.
6. Золотое правило нравственности Г.Райнера.
Немецкий исследователь Г. Райнер в 1948 г. попытался обосновать основные субъективные формы золотого правила нравственности. В процессе анализа им были использованы аргументы Х. Томазия, Г. Лейбница, И. Канта и др.
Г. Райнер выделил три формы данного правила, в которых проявляются механизмы его действия.
1. Правило вчувствования:
«(Не) делай другому то,
что (не) желаешь себе».
Здесь масштабом поведения становится
эгоистическая воля индивида,
поэтому в такой формулировке
это правило не является всеобщим
нравственным принципом. В негативном варианте оно исключает наказание как фактор, неприятный для человека, а в позитивном не может ограничить эгоистические желания людей, которые часто бывают, безмерны (аргумент Лейбница).
С такой характеристикой правила вчувствования (эмпатии, сопереживания) можно согласиться лишь отчасти. Механизм его действия заключается в том, что человек мысленно ставит себя на место всякого другого. Почувствуй его боль и страдания, научись сопереживать ему, как самому себе, понимать не только смысл его слов, но и их эмоциональные составляющие, а иногда даже молчание, которое тоже может быть красноречивым. Если поступать так в каждом конкретном случае, наверное, не захочется совершать действия негативного характера, использовать любые формы зла. По словам М.Л. Кинга, «в той мере, в какой я причиняю вред своему брату, независимо от того, что он делает мне, – я причиняю вред себе».
2. Правило автономии: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
По мнению Канта, каждый индивид абсолютно свободен в своих действиях и
поступках, но нравственный закон, данный ему априори, побуждает поступать так, как должно.
Императивы современной эпохи распространяют этот закон на все человечество: либо оно научиться жить достойно, т.е. по законам добра и гуманности, либо не будет жить вовсе.
3. Правило взаимности. Оно объединяет две первых формы золотого правила нравственности и совпадает с формулировкой, приведенной в Евангелии от Матфея (Мф. 7:12). В этом случае основой принятия решения становится собственное желание индивида, совпадающее с его беспристрастной оценкой поведения других людей.
По
мнению Г. Райнера, именно
правило взаимности является
наиболее полной и адекватной
формулой золотого правила нравственности.
Вывод
Таковы
особенности золотого правила. Заключенная
в золотом правиле схема