Золотое правило нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание

"Золотое правило нравственности" - моральная формула, уходящая корнями в глубокую древность и выражающая общечеловеческую природу нравственности и равноправность моральных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Талион и формирование новых принципов отношений……………………..4
2. Золотое правило нравственности в христианстве……………………………6
3. Золотое правило нравственности античной эпохи…………………………..8
4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу……………………………….9
5. Золотое правило нравственности И.Канта………………………………..…10
6. Золотое правило нравственности Г.Райнера………………………...………12
Вывод……………………………………………………………………………...14
Источники информации………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Этика.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

 

3. Золотое правило нравственности античной эпохи.

      В философской и публицистической литературе античной эпохи золотое  правило нравственности применяется  в  качестве  общих  рекомендаций  и  рекомендаций  для  поведения  в  различных житейских ситуациях:  взаимоотношения  родителей  и  детей  (Исократ),  граждан  и  государства  (Сократ,  Платон), начальников и подчиненных (Сенека), дружеское общение (Аристотель) и др.

      Известный  оратор,  автор  публицистических  произведений  Исократ  советует  относиться  к родителям так, как вы желали бы, чтобы ваши собственные дети относились к вам.

      Философ Сократ, который был патриотом своего родного полиса, рекомендовал афинянам: когда вы не согласны с каким-либо решением государства,  

попытайтесь доказать его несправедливость. Если же  вам  не  удалось  этого  сделать,  вы  обязаны  выполнить  любое  решение  государства,  даже  если  оно осуждает вас  на смерть. И Сократ, и Платон подчеркивают, что лучше претерпевать несправедливость по отношению к себе, чем самому творить ее.

      Философ-стоик  Эпиктет в «Афоризмах» дает рекомендацию общего характера: «Чего не желаешь  себе, не желай другим…» (42) – не только действия, но и желания должны быть взаимно нравственными и ответственными.

      Аристотель,  который  не  представлял  себе  счастья  без  возможности 

дружеского  общения,  на вопрос, как вести  себя  с друзьями, ответил  следующим 

образом: так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами.

      Луций Анней Сенека в «Нравственных  письмах к Луцилию» выделяет еще  один аспект золотого правила нравственности, связанный с социальной иерархией: «…Обходись со стоящими ниже так, как  ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Философ-стоик сравнивает человечество с каменным сводом: достаточно вытащить один камень, и свод рухнет. 

4. Золотое правило нравственности по Т.Гоббсу.

      Английский философ Томас Гоббс придает данному правилу статус девятого естественного  закона  (всего  таких  законов  20). По  мнению  Гоббса,  золотое  правило  –  это  закон  всех людей,  объединяющий  прочие  законы.  В  силу  его  каждому  гражданину  государства  предписывается признавать  за  другими  те  же  права,  которые  он  хочет  для  себя  самого.  Кроме  того,  золотое  правило выступает  в  качестве  критерия,  позволяющего  установить,  не  противоречит  ли  какое-либо  действие естественным законам.

      Гоббс  формулирует  девятое  требование  «природного  закона»  следующим  образом:  «…каждый обязан  предоставлять  любому  другому  те  же  самые  права,  которые  он  требует  для  себя  самого». По мнению философа, природный (естественный) закон является в то же время  и  законом  моральным  –  поскольку он  требует  добрых  нравов  или  добродетелей, таких как справедливость,  

верность, человечность, сострадание, умеренность, храбрость. Справедливость Гоббс рассматривает как «своего рода равенство» – равенство людей от природы. Из  этого равенства вытекают человеческая  взаимопомощь,  взаимное  доверие,  доброжелательность, взаимная  симпатия,  стремление  к соблюдению  соглашений,  верность  данному слову,  учет  интересов других.  Чтобы разрешить сомнение:  будет ли  предполагаемый  поступок  соответствовать естественному  праву по отношению  к другому, философ рекомендует представить  себя на  его месте и руководствоваться правилом: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе. «Золотым» это правило стало называться в XVIII веке.

      Законы  природы  Гоббс  считает  неизменными  и  вечными:  «То,  что  они 

запрещают,  никогда  не может  быть  разрешено»,  в  частности,  «высокомерие,  неблагодарность,  нарушение  соглашений,  или несправедливость,  бесчеловечность,  оскорбление…».  Перед внутренним  судом,  т.е.  судом

совести,  эти  законы  являются  обязательными  «всюду  и  всегда»,  перед  внешним же  судом  –  не  всегда.

      Естественный  и  моральный  закон  философ  называет  божественным  и в подтверждение этому многократно цитирует  Священное  писание,  в  том  числе  и  Евангелие  от Матфея,  где  изложено золотое  правило  нравственности  в  позитивной  формулировке  (Мф.  7:12).  По  его  мнению,  высшим моральным  законом  является  заповедь:  «Возлюби  ближнего  своего  как  самого  себя, установленная Моисеем (Лев. 19:18) и Христом (Мф. 22:39). По  словам  Гоббса,  золотое правило нравственности  – это не  только  закон природы,  но  и закон разума. В таком же ключе его рассматривает и Бенедикт Спиноза. Он убежден, что человек, живущий по законам  разума,  будет  на  ненависть,  гнев  и  презрение  к  себе  отвечать  любовью  и  великодушием,  ибо всякий,  следующий  добродетели,  желает  другим  того  же  блага,  к  которому  сам  стремится.  Человек человеку бог – провозглашает нидерландский философ. Позднее эту фразу повторит Л. Фейербах. 
 
 

5. Золотое правило нравственности И.Канта.

      И.Кант не считает золотое правило нравственности  всеобщим принципом, ибо в нем отсутствует основание долга. Если строго следовать этому правилу, то преступник может приводить доводы против своих судей.

Золотому  правилу  Кант  противопоставляет  категорический  императив,  имеющий  форму своеобразной директивы, предписания, приказа: «Поступай так, чтобы максима  твоей воли могла стать принципом  всеобщего  законодательства».  В  его  формулировках  есть  и  гуманистический  аспект: относись  к  другому  человеку  всегда  как  к  цели  и  никогда  как  к  средству.  Кант  убежден,  что «человечество  достойно  любви»  –  из  этого  должны  исходить  все  наши  оценки  и  суждения.

      Кроме  того,  «любя  других,  мы  сами  становимся  добрее». Он  считает,  что

воспитательный  процесс должен уже на ранних этапах строиться на основе взаимности и  свободы. Даже ребенок будет располагать  добрым отношением  к  себе лишь  «в  том  случае,  если и  сам хорошо относится  к другим».

      Только  «при  помощи  свободы» может  быть  реализовано  «конечное  назначение  человеческого  рода»  – достижение наивысшего морального совершенства.

      Кант  искал абсолютный закон поведения, справедливо полагая, что только он может считаться нравственным. Сформулировав его, он обнаружил, что нравственный закон остается в пределах доброй воли и не означает ничего более конкретного, кроме решимости разумного существа следовать ему вопреки всем возможным искушениям и противодействиям склонностей, т.е. поступать по мотиву долга. И он же трезво констатировал невозможность таких поступков, добавив, что отсутствие каких-либо примеров ради долга ничуть не ставит под сомнение сам мотив долга – напротив, лишь подчеркивает его чистоту и автономность. Кант в сущности методически более строго разработал и сформулировал старую стоическую идею, согласно которой добродетель заключается не в том, что мы  
 

конкретно делаем и чего достигаем, а в том, как мы относимся к тому, что делаем и чего достигаем. Для стоика, например, этически значимо не то, спасает он жизнь друга или нет, а только его собственные усилия, направленные на это. Разве не то же самое для Канта, если иметь в виду его скандальный пример из трактата «О мнимом праве лгать из человеколюбия»?! Кант ищет и находит универсальную формулу, которая является этическим базисом правовой регуляцией отношений

между людьми и, как было замечено (в отечественной  литературе такое понимание развернуто обосновано у Э.Ю. Соловьева), действительный смысл категорического императива нравственности заключается в том, что он переходит в категорический императив права, и которую каждый индивид может выставить как обоснование и оправдание своего поведения. Золотое правило отвечает на другие вопросы и решает другие задачи, чем категорический императив, и в этом смысле Кант был прав, когда просил не путать одно с другим. Оно отвечает не на вопрос о том, как

возможны  моральные поступки в чистоте  и абсолютности, а как оставаться нравственным в рамках тех конкретных («грязных» и относительных) поступков, которые приходится индивиду совершать. И оно имеет дело не с моралистом,

обеспокоенным нравственным состоянием человечества, а с индивидом, которого интересует лишь нравственное качество своих собственных поступков. 

6. Золотое правило нравственности Г.Райнера.

     Немецкий  исследователь  Г.  Райнер  в  1948  г.  попытался  обосновать  основные  субъективные формы  золотого  правила  нравственности.  В  процессе  анализа  им  были  использованы  аргументы Х. Томазия, Г. Лейбница, И. Канта и др.

      Г. Райнер выделил три формы данного  правила, в которых проявляются  механизмы его действия.

       1.  Правило  вчувствования:  «(Не)  делай  другому  то,  что  (не)  желаешь  себе».  Здесь  масштабом поведения  становится  эгоистическая  воля  индивида,  поэтому  в  такой  формулировке  это  правило  не является  всеобщим   

нравственным  принципом.  В  негативном  варианте  оно  исключает  наказание  как  фактор, неприятный для человека, а в позитивном не может ограничить эгоистические желания людей, которые часто бывают, безмерны (аргумент Лейбница).

      С  такой  характеристикой  правила  вчувствования  (эмпатии,  сопереживания)  можно  согласиться лишь отчасти. Механизм  его действия  заключается  в  том, что человек мысленно  ставит  себя  на место всякого  другого.  Почувствуй  его  боль  и  страдания,  научись  сопереживать  ему,  как  самому  себе, понимать  не  только  смысл  его  слов,  но  и  их  эмоциональные  составляющие, а иногда  даже  молчание, которое тоже может быть красноречивым. Если поступать так в каждом конкретном случае, наверное, не захочется совершать действия  негативного характера,  использовать  любые формы зла.  По  словам М.Л. Кинга, «в той мере, в какой я причиняю вред своему брату, независимо от того, что он делает мне, – я причиняю вред себе».

2. Правило  автономии: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».

По  мнению  Канта,  каждый  индивид  абсолютно  свободен  в  своих  действиях и

поступках,  но нравственный закон, данный ему априори, побуждает поступать так, как  должно.

      Императивы  современной  эпохи  распространяют  этот  закон  на  все  человечество:  либо  оно научиться жить достойно, т.е. по законам добра и гуманности, либо не будет жить вовсе.

3. Правило   взаимности. Оно  объединяет  две   первых формы  золотого  правила   нравственности  и совпадает   с  формулировкой,  приведенной   в  Евангелии  от Матфея  (Мф.  7:12).  В  этом  случае  основой принятия  решения  становится  собственное  желание  индивида,  совпадающее  с  его  беспристрастной оценкой поведения других людей.

По  мнению  Г.  Райнера,  именно  правило  взаимности  является  наиболее  полной  и  адекватной формулой золотого правила нравственности. 

Вывод

Таковы  особенности золотого правила. Заключенная  в золотом правиле схема нравственного  мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих  отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно  и весьма успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчиненному, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы видим, как человек попадает в яму, которую он рыл другому, мы находим это справедливым и даже по-своему радуемся. Когда мы просим у друга совета, как поступить в затруднительных случаях, скажем, принять или нет соблазнительное, хотя и чреватое риском и потерями, предложение перейти на другую работу, а он отказывается что-либо советовать, считая, что такие вопросы человек должен решать сам, мы говорим: «Ну, скажи, как бы ты поступил на моем месте?». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Все это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно такая глубокая укорененность в реальном опыте межличностных отношений в качестве его универсальной нравственно ограничивающей схемы и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Золотое правило нравственности