Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:47, творческая работа
Беларусь находится на перекрестке путей между Западом и Востоком, Севером и Югом. В силу этого она может стать своего рода плацдармом в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщений между странами ЕС и СНГ.
Всего
Беларуси осуществляют хозяйственную
деятельность свыше 3000 коммерческих организаций
с иностранными инвестициями, созданных
при участии инвесторов более
чем из 80 стран мира. Совокупный вклад
иностранных инвесторов в уставные фонды
таких организаций составляет свыше 550
млн. долларов, в том числе в 2003 году привлечено
60 млн. долларов США.
Основные
страны-инвесторы - Швейцария, Россия,
Италия, Великобритания, Германия, США.
Инвесторы этих стран создали 1340
совместных и иностранных организаций
и вложили в экономику республики в 2003
году свыше 90% всех прямых инвестиций.
В отраслевом
разрезе по количеству созданных
предприятий с иностранными инвестициями
наибольшую долю занимает промышленность
(40,3%), торговля и общественное питание
(37,4%), транспорт (9,3%).
Крупнейшими странами-инвесторами по количеству созданных СП и ИП на начало 2004 года являются:
Россия (579 или 19,5% от общего числа зарегистрированных предприятий),
США (419 или 14,2%),
Германия (341 или 11,5%),
Польша (322 или 11,5%),
Литва (205 или 6,9%),
Великобритания (147 или 4,9%),
Латвия (138 или 4,7%),
Кипр (124 или 4,2%),
Чехия (92 или 3,1%),
Италия
(77 или 2,6%).
На долю
первой десятки стран приходится
свыше 80% созданных в Беларуси предприятий
с участием иностранного капитала.
По количеству
созданных совместных и иностранных
предприятий лидирует г. Минск –
1 578 предприятий (53,4%).
Иностранный
капитал также принимает
На территории
Беларуси работают 11 представительств
иностранных банков и кредитно-финансовых
организаций, среди которых немецкий
«Коммерцбанк», польский «Банк польска
каса опеки», российские «Инкомбанк» и
«Местбанк» и др.
На страховом
рынке Беларуси представлено свыше
10 компаний с участием иностранного
капитала.
Прямых
инвесторов в республике привлекает
промышленная сфера. В эту отрасль
и, прежде всего, в пищевую, легкую и
химическую отрасли промышленности, а
также в машиностроение и металлообработку
только в 2003 году направлено более 60% всех
вкладов в уставный капитал.
Более
16% капитала прямых инвесторов используется
на развитие торговой сферы республики.
В транспорт
вложено свыше 10% перечислений в уставные
фонды совместных и иностранных предприятий.
Инвестиционный
кодекс изменился.
Улучшит
ли это инвестиционный климат?
Инвестиционное
законодательство Беларуси, если его
брать отдельно, является одним из
лучших среди стран СНГ. Это признанный
специалистами факт. В то же время любому,
кто настаивает на такой оценке, могут
немедленно возразить: почему же на практике
инвестиционный рейтинг Беларуси невысок,
а объемы инвестиций, особенно иностранных,
ничтожны и явно несопоставимы с привлеченными
средствами у ближних и дальних соседей?
Возражения справедливы, хотя к содержанию Инвестиционного кодекса этот упрек вряд ли отнесешь — он на самом деле довольно прогрессивен и создает условия наибольшего благоприятствования как раз для иностранных инвесторов. А противоречие между теорией и практикой говорит лишь о том, что один, даже очень хороший, нормативный акт сам по себе не является достаточной гарантией успешного привлечения инвестиций. Иностранные инвесторы, в том числе в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине, постоянно называют одни и те же причины, препятствующие широкому привлечению инвестиций в Беларусь. Основные из них;
-
неоправданно большое
- низкие темпы приватизации;
-
нестабильность
-
большое количество
-
непомерное количество
- высокие штрафные санкции за незначительные нарушения;
- недостаточные гарантии права собственности;
-
специфическая
Некоторые
специалисты особо выделяют также
слишком высокую налоговую нагрузку, сложность
налоговых и таможенных процедур. В отношении
размера налогов можно поспорить, но то,
что в процедурах не могут зачастую уверенно
ориентироваться даже сами налоговики
и таможенники, бесспорно.
Таким
образом, инвестиционный рейтинг страны
зависит не только от Кодекса, но и от
многих других факторов. Но поскольку
имеется специальный закон, именно
он должен являться определяющим в
регулировании финансовых потоков и отношений,
с ним связанных. В этом смысле Инвестиционному
кодексу РБ повезло. Он изначально был
сделан на довольно высоком уровне, а те
изменения и дополнения, которые в него
внесены Законом от 5.08.2004г. (далее — Закон),
свидетельствуют о стремлении его разработчиков
повысить инвестиционный имидж страны,
создать хорошие условия для инвесторов.
И все
же в какой мере в новой редакции
Кодекса учтены пожелания и критические
замечания потенциальных
В ст. 3
перечень инвесторов дополнен иностранными
организациями, не являющимися юридическими
лицами, созданными в соответствии
с законодательством
Если
раньше в ст. 5 Кодекса в качестве
одного из источников инвестиций называлось
приобретение доли в уставном фонде
юридического лица, то теперь уточнено:
«включая случаи увеличения уставного
фонда юридического лица». Имеется в виду
не только приобретение уже существующей
доли, но и ее появление за счет дополнительных
взносов участника. Представляется, что
это очень разумное решение, соответствующее
законодательству и сложившейся практике.
В дополнение к ранее указанным источниками
инвестиций (ст. 5 .Кодекса) Закон называет
также заемные и привлеченные средства,
включая кредиты банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций, займы
учредителей (участников) и других юридических
и физических лиц, облигационные займы.
До сих пор использование указанных средств
в качестве источников инвестиций в нашем
законодательстве было ограничено. Более
того, например, ст. 14 действующего Закона
«Об акционерных обществах, обществах
с ограниченной ответственностью и обществах
с дополнительной ответственностью» запрещает
использовать в качестве вклада в уставный
фонд (что является формой инвестиций)
«привлеченные или одолженные средства,
кредиты». Ст. 146 Банковского кодекса также
запрещает использовать банковские кредиты
для уплаты взносов в уставные фонды юридических
лиц.
Подобное
ограничение для многих начинающих
предпринимателей означало практически
непреодолимое препятствие и отрадно,
что оно устранено. Уточнено также, что
в качестве источника инвестиций может
использоваться прибыль, оставшаяся после
уплаты налогов и других обязательных
платежей, в т.ч. средства, полученные от
продажи долей в уставном фонде.
Расширение
перечней форм инвестиционной деятельности
и источников инвестиций - еще один шаг
на пути увеличения инвестиций. Правда,
для этого другие акты законодательства
должны быть приведены в соответствие
с новой редакцией Кодекса, нужно уточнить
и некоторые понятия, например «привлеченные
средства».
В ст. 12
унифицированы условия
Из Кодекса
исключены такие виды государственной
поддержки инвестиционной деятельности,
как льготы по налоговым и таможенным
платежам (ст. 15 и 17). Это обусловлено принятием
Общей части Налогового кодекса и Декрета
от 19.04.2002 г. № 11 «Об отмене индивидуальных
льгот по налогам, сборам и таможенным
платежам и о совершенствовании государственной
поддержки юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей». Согласно этим актам,
включение вопросов налогообложения в
другие акты запрещено (если иное не установлено
Кодексом или Президентом), отменено также
предоставление индивидуальных льгот.
Правда, в Декрете № 11 все равно допускается
возможность предоставления льгот отдельным
категориям налогоплательщиков.
Особо
следует выделить положения, касающиеся
иностранных инвестиций.
По-прежнему
режим иностранных инвестиций остается
более льготным, чем для национальных
инвесторов, — в этом плане пока
принципиальных изменений нет. Так,
сохранены налоговые льготы в
виде освобождения от налога на прибыль
в течение трех лет, освобождение от таможенных
налогов и пошлин при ввозе в качестве
вклада в уставный фонд, право на свободное
ценообразование, возможность увеличения
сроков формирования уставного фонда
и др.
В качестве
одного из важнейших изменений следует
отметить, что в ст. 77 сняты ограничения
на перечень организационно-правовых
форм, в которых могут создаваться в Беларуси
юридические лица с иностранными инвестициями.
Теперь они могут создаваться не только
в форме ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и частного унитарного
предприятия, как ранее, но и в любой иной
форме, например фермерского .хозяйства,
полного товарищества, производственного
кооператива).
В свое
время серьезные споры вызывала
норма ст. 79 о неприменении к иностранным
инвесторам в течение пяти лет законодательства,
ухудшающего положение и условия их деятельности.
Теперь же эта норма изложена так, что
исключает двоякое толкование: «В течение
пяти лет с даты приобретения юридическим
лицом статуса коммерческой организации
с иностранными инвестициями применяется
законодательство, действовавшее на дату
регистрации коммерческой организации
с иностранными инвестициями».
Согласно
изменениям в ст.82, организации с
иностранными инвестициями теперь смогут
создавать не только дочерние и зависимые
хозяйственные общества, но и дочерние
унитарные предприятия. Эти предприятия
будут пользоваться теми же правами, что
и организации, их создавшие, но при условии,
что размер вкладов иностранных коммерческих
организаций в уставных фондах таких обществ
и предприятий будет не менее 20 тыс. USD
в эквиваленте. Следует заметить, что такими
льготами не пользуются дочерние и зависимые
общества и предприятия, созданные коммерческими
совместными организациями, т.е. теми,
где помимо иностранного участвует отечественный
капитал.
Некоторые
коррективы внесены в порядок
господдержки инвестиционных проектов.
Они касаются прежде всего регламента
проведения государственной комплексной
экспертизы инвестиционных проектов,
порядка предоставления гарантий правительства,
контроля за использованием и погашением
иностранных кредитов. К сожалению, большинство
этих изменений носит скорее организационно-технический,
чем новаторский характер.
Разработчики
сочли нужным уточнить порядок заключения
концессионных договоров. Это очень
важный, но недостаточный шаг, поскольку
именно скудость нормативной базы (всего
лишь раздел в Инвестиционном кодексе
и постановление правительства от 28.09.2001г.
№1430, регулирующие порядок регистрации
концессионных договоров) сдерживают
развитие и использование этого мощного
перспективного вида инвестиционной деятельности.
В России,
например, имеется специальный Закон
«О соглашениях о разделе
Информация о работе 12 причин, почему выгодно инвестировать в Республику Беларусь