Агробизнес и крестьянские хозяйства, перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Современный этап развития экономики диктует необходимость повышения уровня всей хозяйственной работы. Экономические интересы имеют исключительно важное значение и играют решающую роль в развитии агробизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
Глава 1 . Сущность и формы агробизнеса
Понятие агробизнеса, структура, особенности развития.…..5
Формы крестьянских (фермерских) хозяйств…………..……10
Гава 2. Основные направления развития агробизнеса и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2.1 Особенности развития агробизнеса развитых странах…..…..15
2.2 Материально – техническая база сельского хозяйства Казахстана………………………………………………………………….………….21
Глава 3. Проблемы и перспективы развития агробизнеса и сельского хозяйства в Казахстане…………………………………………….…………..32
Заключение………………………………………………………………41
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по экономике Минаевой.В..docx

— 172.51 Кб (Скачать документ)

       Наши  фермеры ссылаются на недоступность  и дороговизну химических минеральных удобрений. Но не используется и органическое сырье. Анализируя ситуацию, отечественные статистики подметили такой факт, что за период 2000-2005 гг. удобренная органическими веществами площадь сократилась с 688 тысяч до 8,8 тысячи га, или в 78 раз. И ее доля после такого уменьшения составляет лишь 0,1%. Если в 2000 году под все сельскохозяйственные культуры было внесено 22,4 млн. тонн этих удобрений, то в 2005 году - лишь 57 тысяч тонн , что в 394 раза меньше, чем в 2000 году, и на 45% меньше уровня 2005 года.

       В то же время, даже имеющееся поголовье  КРС позволяет производить требуемые объемы органических удобрений для улучшения качества земель. В результате такого отношения к плодородию земли, согласно официальной информации, среднегодовая урожайность зерновых культур и хлопка - сырца за пять лет (2000-2005) по сравнению со среднегодовой в 1995-2000-х годах снизились на треть, картофеля - на пятую часть, овощей - почти на2/5, подсолнечника на зерно - в 3 раза, а сахарной свеклы - в 2,5 раза.

       За  последние годы на полях Казахстана мы имели дело с тремя видами технологий возделывания сельскохозяйственных культур:

       1. Первая - традиционная технология: после уборки культуры производится лущение стерни на глубину 6-8 см с целью заделки семян сорняков в почву и внесение удобрений. Затем производится вспашка зяби на глубину 20-22 см. Весной – закрытие влаги боронами непосредственно перед посевом производится предпосевная культивация на глубину заделки семян. Затем осуществляется посев на глубину 6-8 см. По вегетации растений в фазу кущения производится обработка гербицидами, затем в фазу флагового листа при появлении грибных болезней, таких как бурая ржавчина, мучнистая роса, септориоз и других болезней. В фазу колошения при необходимости производится обработка фунгицидами и при превышении экономического порога вредоносности производится обработка инсектицидами.

       2. Вторая – минимальная технология:с каждым годом получает все большее распространение в основных регионах возделывания зерновых культур, в таких странах как Канада, Австралия, в засушливых районах США, Аргентины, Бразилии и других зернопроизводящих странах. Минимальная технология предусматривает измененный перечень технологических операций. Все меры направлены на максимальное накопление и сохранение продуктивной влаги в почве, сокращение проходов агрегатов по полю и сокращение общих затрат на производство сельскохозяйственных культур. При минимальной обработке сразу после предшественника вносятся минеральные удобрения, затем немедленно производится мелкая обработка дисковыми или культиваторными агрегатами на глубину 6-8 см. Весной производится посев стерневыми сеялками в оптимальные сроки, затем, по мере необходимости, следует обработка гербицидами, фунгицидами и инсектицидами обычным способом.

       3. Третья – нулевая обработка  почвы: еще более эффективна в засушливых зонах для влагообеспеченности и сокращения производственных затрат. При внедрении этой технологии полностью исключаются осенне-полевые работы, в весенний период без особой подготовки по стерне производится посев стерневой сеялкой. Мероприятия по защите растений и уборка проводятся так же как при минимальной технологии.

       Экономическая эффективность применения технологий приведены в таблице 5.

       Таблица 5.

 
    Статьи  затрат
    Варианты  технологий
традиционная минимальная с механическим паром нулевая с химическим паром
Оплата  труда, тенге/га 165,5 106,0 58,3
Амортизация, тенге/га 2580 1487 709
Тех. обслуживание и ремонт, тенге/га 1290 839 462
Гербициды, тенге/га 180 1975 3375
Горючее, тенге/га 1645 915 393
Семена, тенге/га 2520 2520 2520
Всего затрат 8360 7842 7517
Затраты на 1 ц зерна, тенге 691 363 363
Выход зерна с единицы площади, ц/га 12,1 21,6 20,7
 

       Следовательно, опасения об экономической нецелесообразности внедрения новых систем обработки  почвы, по крайней мере, несостоятельны. Данная система обработки почвы вполне себя оправдывает и открывает большие возможности в получении высоких урожаев при сохранении почвенного плодородия и значительном снижении затрат.

       Но  тем не менее анализ современного состояния сельского хозяйства свидетельствует о появлении положительных тенденций в отрасли. Однако в целом ситуация в аграрном секторе республики, по-прежнему, характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью, поскольку положительные тенденции являются, как правило, следствием не интенсивных, а экстенсивных факторов развития.

       Основными проблемами, характерными для агробизнеса республики и ограничивающими эффективное развитие отрасли, являются:

  • слабая конкурентная среда на рынке сельхозпродукции, в результате чего не в полной мере задействованы такие механизмы конкурентной борьбы, как качественные и экономические показатели;
  • снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции;
  • высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам;
  • низкие финансовые результаты деятельности сельхозпроизводителей, что является причиной снижения материальных затрат, уровень которых определяет продуктивность и качество продукции;
  • увеличивающаяся зависимость сельского хозяйства от климатических условий, связанная с отсутствием интенсивного фактора в производстве;
  • неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельхозкультур и выращивании животных;
  • нерациональное использование пашни;
  • многочисленность агроформирований, размеры, которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и других ресурсов и соблюдения экологических требований;
  • высокая доля личных хозяйств населения в валовой продукции животноводства, что является причиной низкой товарности производства;
  • недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является причиной снижения производительности труда в сельхозпроизводстве;
  • низкий уровень доходов сельского населения.

       Все меры правительства республики в  настоящее время сводятся к созданию условий, способствующих повышению  устойчивости сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции, что очень важно в условиях либерализации торговли при вступлении в ВТО.

       В Казахстане 2003-2005 гг. были объявлены  «годами возрождения аула». В связи с этим увеличилось государственное финансирование отрасли. Только в 2003 и 2004 гг. на развитие сельского хозяйства из республиканского бюджета было выделено 90 млрд. тенге.

       За  последние четыре года были приняты  две основополагающие в аграрном секторе республики программы:

       - Государственная агропродовольственная  программа на 2003-2005 гг., утвержденная  Указом Президента Республики  Казахстан от 5 июня 2002 г. № 889, целью, которой является обеспечение продовольственной безопасности Казахстана на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции;

       - Государственная программа развития  сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 г. № 1149. Основная цель ее заключается в создании нормальных условий жизнеобеспечения села (аула).

       В республике приняты качественно  новые Законы, направленные на регулирование  различных сфер аграрного сектора: «О ветеринарии», «О защите растений», «О семеноводстве», «О кредитных товариществах», «О зерне», «Земельный Кодекс», «Об обязательном страховании в растениеводстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

       Главную роль в преобразовании сельского  хозяйства сыграл «Земельный Кодекс» (Закон Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II), который ввел частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения на основе выкупа земельного участка единовременно или в рассрочку платежа на 10 лет.

       Для реализации государственной политики были созданы соответствующие институты, обеспечивающие эффективность мер государственной поддержки:

       - ЗАО «Аграрная кредитная корпорация»  со 100-процентным участием государства (организация системы кредитования сельхозпроизводства посредством привлечения средств сельхозпроизводителей и использования государственных кредитных ресурсов);

       - ЗАО «Казагрофинанс» (обеспечение  товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе за счет средств республиканского бюджета);

       - ОАО «Казагромаркетинг» (комплексная  информационно-консультационная поддержка  сельхозпроизводителей);

       - ЗАО «Фонд финансовой поддержки  сельского хозяйства» – финансовое оздоровление сельхозпроизводителей, инвестиционных инновационных проектов в АПК, кредитования малого и среднего бизнеса, объектов рыночной инфраструктуры на селе).

       - АО «Фонд гарантирования исполнения  обязательств по зерновым распискам» (защита прав и законных интересов  держателей зерновых расписок).

       Важно отметить, что более 70% совокупной поддержки  сельского хозяйства расходуется на общие услуги (финансирование сельскохозяйственной науки, подготовки кадров, инспекционных и контрольных служб, программ развития сельскохозяйственной инфраструктуры, программ по развитию маркетинговых услуг и т.д.), которые направлены на повышение потенциала отрасли в целом.

       В настоящее время основными направлениями  государственной политики в области сельского хозяйства являются:

  • создание и развитие производственной и социальной инфраструктуры;
  • улучшение материально-технической базы;
  • развитие перерабатывающих сельхозпродукцию производств;
  • улучшение системы кредитования отрасли и повышение доступности кредитов для сельхозпроизводителей;
  • снижение налоговой нагрузки;
  • формирование эффективной правовой базы.

       Основной  упор в поддержке сельского хозяйства, должен делаться на развитие рыночных институтов и инфраструктуры в агропродовольственном  комплексе страны. Многие страны ОЭСР при проведении политики внутренней поддержки сельского хозяйства большее предпочтение отдают мерам «зеленой корзины». В этом смысле Казахстан является также одной из либеральных стран – доля мер «зеленой корзины» в ее совокупной поддержке сельского хозяйства составляет 70%.

       Агропродовольственная политика Казахстана является одной  из самых либеральных среди стран мирового сообщества. Либеральная агропродовольственная политика Казахстана выражается также и в ее открытости мировому рынку. Средневзвешенный импортный тариф по агропродовольственной группе товаров (первые 24 позиции по международному классификатору) республики составляет порядка 12%.

       В контексте вступления Казахстана в  ВТО особенно актуальной является задача по оценке возможных негативных последствий на состояние и перспективы развития сельского хозяйства республики, определение оптимальной структуры и размеров государственной поддержки, переход от традиционных форм поддержки к более прогрессивным и эффективным. Главная задача при этом, как следует из Программы, – исключение ущемления прав в международной торговле и обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, сохранив при этом продовольственную безопасность и возможность эффективного развития аграрного сектора. В программе также ставится задача по разработке обоснованной таможенно-тарифной политики при регулировании экспортно-импортного режима в отношении сельскохозяйственной продукции, как основного инструмента внешнеторговой политики страны.

Информация о работе Агробизнес и крестьянские хозяйства, перспективы их развития