Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования - выявить роль перспективы развития агропромышленного комплекса в современной России.
Для достижения цели исследования решим следующие задачи:
- выявим сущность агропромышленного комплекса;
- проведем анализ состояния агропромышленного комплекса современной России;
- выясним проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………..……..4
1.1 Основы агропромышленного комплекса Российской Федерации …….…4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ….………5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ……………………………………………………... ...9
2.1 Характеристика агропромышленного комплекса России …………… …...9
2.2 Современное состояние агропромышленного комплекса России … …...12
2.3 Проблемы растениеводства и животноводства.
2.3 Причины разрушения агропромышленного комплекса ……………… …19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………… ….23
3.1 Состояние агропромышленного комплекса в 2004 году ……… ………...23
3.2 Основные направления государственной политики в АПК ……. …...…..24
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………....…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………37
Начатая
земельная реформа меняет структуру
землевладения и характер земельных
отношений. На смену исключительной государственной
монополии на землю как объект собственности
приходит многообразие форм собственности
и землепользования. Возникла и распространяется
частная собственность на землю. Расширился
доступ к земле тех, кто на ней трудится,
что является необходимым условием рационального,
хозяйского отношения к земле. На повестке
дня—создание земельного рынка, который
должен привести к концентрации земли
в руках умелых владельцев.
Однако
все эти изменения не могут
рассматриваться как самоцель, а
должны служить условиями роста производства,
повышения производительности труда и
эффективности агропромышленного производства.
Именно по этим основным позициям аграрное
реформирование не достигло желаемых
результатов. Напротив, сельское хозяйство
и весь агропромышленный комплекс ныне
находятся в состоянии затяжного системного
кризиса, который распространился как
на экономическую, так и на социальную
сферу.
В
связи с тем, что снижается
производство в крупных сельскохозяйственных
предприятиях, падает товарность сельскохозяйственного
производства. Наряду с этим существенно
изменяется структура реализации —
если ранее основная масса товарной продукции
сельского хозяйства реализовалась заготовительным
организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая
часть продукции растениеводства (более
90% картофеля, около 70% овощей, 2/3 зерна),
а также примерно половина животноводческой
продукции реализуется по свободным рыночным
каналам (на рынках, через собственную
торговую сеть, предприятия общественного
питания и т. д.).
При
этом сельское хозяйство, сами естественные
условия которого ставят его в
неравноправное положение с другими
отраслями (сезонность производства, замедленный
оборот капитала, рассредоточенность
на большой территории и невозможность
в силу этого самостоятельно противостоять
отраслям-монополистам, необходимость,
чтобы значительно повысить производительность
труда, иметь более высокое органическое
строение капитала, чем в промышленности,
и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации,
чем другие отрасли материального производства.
Усилился диспаритет цен: цены на потребляемые
в аграрной сфере промышленные средства
производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению
с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные
цены на сельскохозяйственную продукцию.[9]
В результате доля убыточных предприятий
в сельском хозяйстве была намного выше,
чем в других отраслях производства. Если
во всех отраслях материального производства
рентабельность продукции, хотя и сократилась,
но сохранилась, то сельское хозяйство
уже несколько лет подряд убыточно.
2.2
Формы государственного
Переходный
период в аграрной экономике требует
оптимального сочетания государственного
регулирования и рыночных рычагов,
вызывает необходимость разработки
теории и совершенствования практики
государственного воздействия на макро-
и микроэкономические процессы в сельском
хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Государственное
регулирование в АПК
При
этом должны быть приняты во внимание
специфические особенности
Активное
воздействие на развитие АПК экономическими
методами государство может осуществлять
через кредитное и налоговое регулирование,
бюджетное финансирование, регулирование
условий и уровня оплаты труда, социальное
развитие, через государственные программы,
госзаказы, эффективную таможенную политику
и т. д.
Ограниченность
ресурсов при кризисе сбыта
В
области кредитно-финансовой политики
необходимо строго целевое использование
кредитов с пониженной для сельского хозяйства
процентной ставкой.
В
налоговой политике необходимо исключить
многоканальность и дублирование налоговых
изъятий. Стратегическим направлением
этой политики должен стать переход
к одноканальной системе в
форме земельного налога, дифференцированного
в зависимости от качества и местоположения
земельных участков. При этом земельный
налог должен иметь уровень, побуждающий
к эффективному использованию земли.
Задачам
овладения рыночным механизмом и
методами государственного регулирования
в условиях рынка будет отвечать принципиально
новая система управления АПК. В этих целях
целесообразно осуществить переориентацию
государственных функций от управления
предприятиями и отраслями к экономическому
регулированию взаимодействия между субъектами
рыночного хозяйства.
Государственное
регулирование АПК обязательно
включает и внешнеэкономическое
направление. Оно в качестве одной
из важнейших задач имеет защиту
отечественного сельского хозяйства.
Степень и формы внешнеторговой
защиты и аграрного протекционизма
должны зависеть от состояния сельскохозяйственного
производства и рынка по отдельным товарам
и товарным группам, от насыщения рынка
и конкурентоспособности отечественной
продукции.
В
этой проблеме, кроме сельскохозяйственных
товаропроизводителей, есть и другая сторона—потребители,
интересы которых далеко не всегда и не
во всем совпадают с интересами отечественных
товаропроизводителей. Это означает, что
характер и уровень аграрного протекционизма
должны носить компромиссный характер,
являясь результатом учета многих разнонаправленных
сил.
В
будущем представляется вполне реальным
повышение экспортных возможностей
аграрного сектора России. В частности,
перспективным ресурсом для экспорта
является зерновое хозяйство, где можно
добиться радикального перелома при наличии
ряда условий—коренной реорганизации
закупочной системы, создания лучшей складской
и транспортной инфраструктуры, экономии
посевного материала, а также при достижении
паритета цен на сельскохозяйственную
продукцию с ценами на средства производства.
При этих условиях зерновое хозяйство
в перспективе сможет выделять экспортные
ресурсы.
Во
внешнеэкономических связях АПК
нужна тщательная постатейная проверка
необходимых пропорций
В
связи с изменениями в
Представляется,
что без реального учета в
аграрной политике участия отдельных
секторов в создании продовольственного
фонда страны нельзя рассчитывать на прекращение
спада сельскохозяйственного производства
и сокращение сроков выхода из аграрного
кризиса.
Крупные
сельскохозяйственные предприятия
заслуживают проведения в отношении
их избирательной политики. Они должны
получать кредиты по строго целевому назначению,
с обязательным контролем за использованием
выделенных средств и исключением практики
огульного списания полученных ссуд. Средства
предприятиям должны выделяться в рамках
специальных программ на конкурсной основе.
В этих условиях средства получат те хозяйства,
которые и в нынешних трудных условиях
«держатся на плаву», те, которые могут
обеспечить использование этих средств
с наибольшей отдачей. Это примерно четверть
всех сельхозпредприятий, производящих
ныне подавляющую массу товарной продукции.
В
отношении большинства
В
отношении крестьянских (фермерских)
хозяйств основной задачей на ближайшие
годы становится не столько создание новых
хозяйств, сколько повышение устойчивости
и подготовка условий для их последующего
роста и развития. Видимо, в течение ряда
лет процессы формирования новых крестьянских
хозяйств и их ликвидации будут протекать
относительно вяло и уравновешивать друг
друга. Однако многое здесь будет зависеть
от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым
направлением любого аграрного реформирования,
его центральным звеном является
земельная реформа. Земельные преобразования
призваны обеспечить рациональное использование
и охрану земель как важнейшего природного
ресурса, создание условий для воспроизводства
и повышения плодородия почвы, равноправное
развитие различных форм хозяйствования
на земле.
Однако
в использовании земель наметились
устойчивые негативные процессы. Усилилась
эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание
почв. Происходит истощение земель,
разрушение мелиоративных систем. Резко
ухудшилось использование сенокосов
и пастбищ. В этой связи государство
берет под контроль и определяет механизм
экономического и административного воздействия
за целевое и рачительное использование
земель, предотвращение спекуляции землей
и коррупции.
Земля
находится в государственной, коллективной
и частной формах собственности. В земельной
политике государства особое место должно
быть уделено развитию арендных отношений,
которые позволяют наиболее простым способом
и в относительно короткие сроки оптимизировать
соотношение между землей, производственными
фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить
процесс концентрации земли в пределах,
необходимых для эффективного хозяйствования.
Для
того чтобы предотвратить возможные
негативные последствия расширения
оборота земли, необходимо законодательное
закрепление положений о праве приобретения
сельхозугодий только лицами, обязавшимися
использовать землю для сельскохозяйственного
производства, к тому же имеющими специальное
образование, опыт практической работы
в сельском хозяйстве, а также зафиксировать
право изъятия неиспользуемых сельхозугодий
у их собственников с передачей земель
в резервные фонды государства или органам
сельского самоуправления.
Иностранные
граждане, лица без гражданства, иностранные
юридические лица могут выступать
участниками земельных
Использование
земли является платным, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным
законодательством и законами субъектов
Российской Федерации. Формами платы за
землю являются земельный налог, арендная
плата, плата за временное пользование
землей, плата за приобретение земельных
участков в собственность, плата за приобретение
права аренды земельных участков.
Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации