Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования - выявить роль перспективы развития агропромышленного комплекса в современной России.
Для достижения цели исследования решим следующие задачи:
- выявим сущность агропромышленного комплекса;
- проведем анализ состояния агропромышленного комплекса современной России;
- выясним проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………..……..4
1.1 Основы агропромышленного комплекса Российской Федерации …….…4
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ….………5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ……………………………………………………... ...9
2.1 Характеристика агропромышленного комплекса России …………… …...9
2.2 Современное состояние агропромышленного комплекса России … …...12
2.3 Проблемы растениеводства и животноводства.
2.3 Причины разрушения агропромышленного комплекса ……………… …19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ …………………………………………………… ….23
3.1 Состояние агропромышленного комплекса в 2004 году ……… ………...23
3.2 Основные направления государственной политики в АПК ……. …...…..24
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………....…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………37
Платежи
направляются на финансирование мероприятий
по охране земель и повышению их
плодородия, освоению новых земель,
на проведение землеустройства, ведение
государственного земельного кадастра,
проведение мониторинга, осуществление
государственного контроля за использованием
и охраной земель.
Достижение
стабилизации и развитие АПК включают
и решение социальных проблем. За
прошедшие с начала аграрного
реформирования годы расширены земельные
права граждан. Немало селян увеличили
землепользование, а горожане стали владельцами
садово-дачных земельных участков. Миллионы
сельских жителей, где условно, а где фактически,
стали владельцами земельных паев. Наряду
с этим возросла сельская безработица,
как официально зарегистрированная, так
и скрытая, на селе усилилась социальная
дифференциация селян по доходам, снизилась
гарантированность, общая надежность
оплаты труда и выплаты пенсий, происходит
свертывание сети объектов социальной
сферы и ухудшение их состояния.
Основные
направления государственной
Возникает
вопрос, следовало ли изменять сложившуюся
в предыдущий период административно-хозяйственную
систему, если аграрные преобразования
ее привели к спаду производства?
Объективная
необходимость аграрного
В
условиях современного развала аграрного
сектора и нестабильной политической
обстановки, блокирующей привлечение
внешних и внутренних инвестиций, встает
задача существенного изменения стратегии
и тактики аграрной реформы. Речь идет
об усилении государственного регулирования
на переходном этапе, которое надо рассматривать
в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства,
с проблемами саморегулирования на микроуровне.
Приоритет следует отдавать госрегулированию,
создающему условия для адаптации товаропроизводителей
к рынку, обеспечивая как эффективность
их производства, так и насыщение рынка
отечественным продовольствием.
Специфика
функционирования аграрной сферы предопределяет
основные направления госрегулирования,
которых не избежала ни одна из развитых
стран мира. Речь идет, прежде всего,
о государственном протекционизме
при реализации крупных комплексных экономических
и социальных программ, прямой государственной
бюджетной поддержке сельского хозяйства,
об использовании ценовых, дотационных
и финансово-кредитных мер.
Одной
из неотложных задач на макроуровне
должна стать разработка программы "Повышение
плодородия почв", поставленной на законодательную
основу и финансируемой из федерального
бюджета. На региональном уровне программный
подход следует использовать при формировании
объединений типа МТС, лизинговых фондов,
кооперативных объединений и др. Аграрный
протекционизм надо применять для ликвидации
диспаритета цен, ослабления монополизма,
для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей
от нерегулируемого импорта. Помимо этого
важно использовать кооперационные и
интеграционные возможности предприятий
аграрной сферы.
Целесообразно
введение защищенного бюджетного финансирования
НИИ и опытно-производственных хозяйств,
определяющих развитие биотехнологии,
генной инженерии, выведение новых
сортов и пород животных.
Важнейшим
принципом государственного регулирования
на переходном этапе является обеспечение
взаимовыгодного обмена между сельским
хозяйством и отраслями, производящими
средства производства. На начальном
этапе рыночных реформ правительство
пустило этот вопрос на самотек. Возникший
диспаритет цен привел к тяжелым финансовым
последствиям для большинства сельских
товаропроизводителей. Государство не
смогло сдержать роста цен и тарифов в
таких высокомонополизированных отраслях,
как сельскохозяйственное машиностроение,
нефтепереработка, электроэнергетика
и др. Темпы роста цен и тарифов в этих
отраслях были намного выше, чем темпы
роста закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию.
Для
восстановления паритета цен важны
определение реальных затрат основной
массы сельских товаропроизводителей
при формировании закупочных цен и обеспечение
их возмещения в ходе последующего товарообмена,
осуществление жесткого контроля за формированием
цен также для предприятий, производящих
и реализующих материально-технические
ресурсы селу. Целесообразно сформировать
специальный фонд государственной компенсации
за счет бюджетных отчислений и налога
на предприятия-монополисты.
Следует
учитывать, что поддержка
Для
обеспечения выгодности обмена требуется
совершенствование таких экономических
рычагов, как кредит и налоги. Потребности
сельского хозяйства в кредитах в силу
сезонности сельскохозяйственного производства
чрезвычайно велики. Кредитование должно
быть рассчитано на весь период производства
(например, производственный цикл по озимой
пшенице от посева до уборки составляет
8-9 месяцев). Долгосрочное кредитование
сельского хозяйства фактически сокращено
до минимума. В последние годы, по сути,
прекращено краткосрочное кредитование
за счет ресурсов Центрального банка,
ужесточены условия получения кредита
и в коммерческих банках, требующих весомых
гарантий.
В
сложившейся ситуации целесообразно
использовать кредитование села на основе
специальной кредитной линии, открытой
под 1/3 учетной ставки Центрального банка.
По мнению специалистов банка "СБС-Агро",
затраты государства при этом были бы
меньше, чем на вынужденную пролонгацию
кредитов и их систематическое списание.
В
государственном регулировании
нуждается и реализация продукции
сельского хозяйства. Для производителя
продукции трудности реализации связаны
с ее неконкурентоспособностью, высокой
себестоимостью, низким качеством и отсутствием
профессиональной маркетинговой службы.
Со стороны потребителя в лице населения
проблема сбыта осложняется его невысоким
платежеспособным спросом (нередко низкой
и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема
реализации в современных условиях не
имеет однозначного решения и требует
комплексного подхода, включающего гарантии,
стимулы и правовую защиту для производителей
продовольствия, создание централизованной
маркетинговой службы по сбыту продукции
и др.
Для
производителей продукции следует
определять объем региональных закупок
по каждому району и хозяйству. На
3-5 лет должен заключаться договор,
в котором устанавливаются гарантированные
цены с последующей индексацией (на уровне
не ниже рыночных). При этом должна быть
предусмотрена система авансирования:
50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления
продукции.
Для
повышения
На
базе региональной продовольственной
корпорации или какой-либо другой системы
должны концентрироваться денежные и
материально-технические ресурсы, позволяющие
заготовителям кредитовать проведение
посевных и уборочных работ под конечную
продукцию, оцениваемую по рыночным ценам.
Одновременно корпорация будет гарантировать
и закупку излишков продукции по рыночным
ценам. Государство тем самым может получить
продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние
потребности страны, регулирующем уровень
рыночных цен и создающем возможности
для широкого выхода на внешний рынок.
Одна
из серьезных проблем
Наряду
с недостатком средств надо отметить
и тот факт, что банковская система
и рыночная инфраструктура не имеют
отработанного механизма по точечному,
наиболее эффективному концентрированному
использованию инвестиционных ресурсов.
Необходим переход и к
Одним
из вариантов улучшения финансирования
сельского хозяйства может стать возрождение
в широком плане сельской кредитной кооперации.
Кооперативы могут объединять собственные
средства, свободные средства сельского
населения, а также жителей малых городов.
Но здесь на первых порах со стороны государства
должна быть оказана конкретная помощь
в виде льготных банковских кредитов.
Наряду
с мероприятиями по усилению госрегулирования
сельского хозяйства необходима
активизация роли государства в
регулировании деятельности предприятий
пищевой и перерабатывающей промышленности.
Сокращение инвестиций и тяжелое финансовое
положение большинства предприятий привели
к тому, что ежегодное обновление основных
фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности
не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже
необходимого. Следовательно, требуется
приток инвестиций для технического перевооружения
отрасли и в некоторых случаях - нового
строительства предприятий. Актуальность
такого подхода вызвана еще и тем, что
населению в переработанном виде реализуется
лишь 1/3 произведенной продукции, в то
время как в развитых странах этот показатель
достигает 90%. Только за счет сокращения
потерь и углубления переработки сырья
можно увеличить производство продуктов
питания в стране на 25-30%.
Инвестиции
в пищевую промышленность, как и в сельское
хозяйство, - стратегическое направление
для цивилизованного вхождения в рынок.
Важно, чтобы инвестиции в отрасли использовались
на модернизацию и строительство на базе
новейших достижений научно-технического
прогресса. Для этого необходимо, во-первых,
выделение финансирования пищевых и перерабатывающих
предприятий отдельной защищенной строкой
в бюджете, во-вторых, широкое привлечение
банковского капитала под залог акций
и имущества.
Одним
из внутренних источников повышения эффективности
АПК, которые должны быть включены в сферу
госрегулирования, выступает развитие
кооперации и интеграции по горизонтали
и вертикали, причем в зависимости от субъектов
хозяйствования могут использоваться
различные их формы:
-
кооперирование на уровне первичного
хозяйственного звена, объединение крестьян
и фермеров по производству и переработке
продукции, формирование кооперативов
на базе ЛПХ и интеграция их с общественными
хозяйствами;
-
межхозяйственное
Информация о работе Агропромышленный комплекс Российской Федерации