Альтернативные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Содержание

Введение 3
1. Международная торговля: общие понятия 4
2. Классические теории международной торговли 5
3. Альтернативные теории международной торговли 9
3.1 Неотехнологические теории 9
3.2 Теория специфических факторов производства П. Самуэльсона, Р. Джонса
11
3.3 Теория Т. Рыбчинского 13
3.4 Теория конкурентных преимуществ М. Портера 15
3.5 Теория эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера 19
Заключение 22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

теории мировой торговли.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение 3
1. Международная торговля: общие понятия  4
2. Классические теории международной  торговли 5
3. Альтернативные теории международной  торговли 9
3.1 Неотехнологические теории  9
3.2 Теория  специфических факторов производства  П. Самуэльсона,  Р. Джонса   
11
3.3 Теория  Т. Рыбчинского 13
3.4 Теория  конкурентных преимуществ М. Портера 15
3.5 Теория  эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера 19
Заключение 22
Список  литературы 23

 

Введение 

          Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. На ее долю приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

          Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

          В современных условиях активное участие той или иной страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

          В этой связи значительный интерес представляет изучение как  теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в  международном товарообмене, факторы  конкурентоспособности отдельных  стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.  
 

 

1. Международная торговля: общие понятия. 

      Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

      Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, посредующая движение всех мировых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

      Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого  ввоза (импорта) и оплачиваемого  вывоза (экспорта) товаров.

      Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

        Однако понятие «международная  торговля» употребляется и в  более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. 
 
 
 

2. Классические теории международной торговли 

      В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

      «Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых  обойдется дороже, чем при покупке  их на стороне». То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может не оказаться неразумным для всей страны. «Если какая-либо другое государство может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»

      Идея  А. Смита может быть выражена в  простой модели, представленной в таблице 1. 

      Таблица 1

Принцип абсолютного преимущества

     
     
    страна 1 страна 2
    товар А 10 труд. ед. 20 труд. ед.
    товар Б 20 труд. ед. 10 труд. ед.
 

      Предположим, что две страны обмениваются двумя  товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.

      Со  временем на смену модели А. Смита  пришла модель Давида Рикардо, который  сформулировал более общий принцип  взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 2. 

      Таблица 2

Принцип сравнительного преимущества

      Англия Португалия
    n ед. сукна  100 рабоч. /год 90 рабоч./год
    m ед. вина  120 рабоч. /год 80 рабоч. /год
 

      В соответствии с данным примером производство определенного количества (n единиц) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m единиц) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. Рикардо трудностью перемещения факторов производства между странами.

      Согласно  модели Д. Рикардо Португалия имеет  абсолютные преимущества перед Англией  в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное  преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.

      Теория  Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. - начале ХХв. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время как на сырье и полуфабрикаты – 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.

      В это время шведские экономисты Эли  Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

      Основные  положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

      В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал - дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства». 
 
 
 
 
 
 
 

3. Альтернативные теории международной торговли. 

      Существенные  изменения, происходящие в системе  мирового хозяйства и международных  отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые не всегда вписываются  в классическую теорию сравнительных  преимуществ. Эти новые факторы не столько отвергают классическую теорию, сколько в той или иной степени отражают новые реалии международных экономических отношений. 

3.1 Неотехнологические теории.

      Одной из новых теорий международной торговли стала концепция «технологического разрыва». Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

      При анализе внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической  структурой авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация при таком подходе определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции.

      Авторы  данной теории считали, что торговля между странами вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара и обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса.

      Теория  технологического разрыва делит  развитие мировой торговли готовой  продукцией на несколько фаз: появление, рост спроса, насыщение, спад. Переход  продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для  размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняется характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т.п.

      Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в  научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса. На этом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры.

Информация о работе Альтернативные теории международной торговли