Альтернативные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Содержание

Введение 3
1. Международная торговля: общие понятия 4
2. Классические теории международной торговли 5
3. Альтернативные теории международной торговли 9
3.1 Неотехнологические теории 9
3.2 Теория специфических факторов производства П. Самуэльсона, Р. Джонса
11
3.3 Теория Т. Рыбчинского 13
3.4 Теория конкурентных преимуществ М. Портера 15
3.5 Теория эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера 19
Заключение 22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

теории мировой торговли.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

      2) Воздействие правительства на  условия спроса:

      государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);

      регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);

      воздействие на структуру отраслей, выступающих  в роли покупателей (политика правительства  в отношении государственной собственности);

      стимулирование  раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);

      предоставление  полной и качественной информации покупателям;

      введение  технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);

      зарубежная  помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

      3) Воздействие правительства на  родственные и поддерживающие  отрасли: 

      политика  правительства в отношении СМИ;

      образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных  структур, объединяющих в себе различных  членов технологической цепи от поставщиков  сырья до производителей готовой  продукции);

      региональная  политика (стимулирование развития отстающих районов).

      4) Воздействие правительства на  стратегию, структуру и соперничество  фирм:

      интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта) воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так  и целых фирм регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.) образование новых фирм торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом) привлечение зарубежных инвестиций

      Исследования  М.Портера получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии. 

3.5 Теория эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера.

      В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили еще одно объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба.

      Торговля  между странами, которые одинаковы  или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется  специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

      Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции.

      Внутренний  эффект масштаба предполагает, что  объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается. Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции (чистой монополии в экстремальном случае), при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены.

      Модель  торговли в рамках монополистической  конкуренции исходит из того, что  международная торговля увеличивает  размеры рынка сбыта. Когда две  страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается.

      Суть  эффекта масштабности также заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

      Согласно  этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

      Теория  эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку  рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.

      Необходимо  также отметить, что реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению принципов совершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самих фирм – ТНК.

 

Заключение 

      Развитие  и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

      В настоящей работе было дано краткое  описание, так называемых, классических теорий международной торговли, разработанных А. Смитом, Д. Риккардо, а также Э. Хекшером и Б. Олином. Более подробное внимание было уделено теориям, возникшим во второй половине ХХ века, авторами которых являлись М.Познер, П. Самуэльсон, Р. Джонс, Т. Рыбчинский, М. Портер, П. Кругман и другие.

      Теории  международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

 

Список  литературы: 

  1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. - М.: Маркетинг, 2006;
  2. Буглай, В.Б. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2003;
  3. Булатов А.С. Экономика: Учебник / Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 1999;
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2008;
  5. Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс, переработанный. 3-е изд. – М.: Маркетинг,2002;
  6. Грошева Т.А., Ермушко Ж.А., Корнева О.Ю. Мировая экономика: учебное пособие. – Томск: изд-во ТПУ, 2007;
  7. Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000;
  8. Зубарева Т.С. История экономики. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999;
  9. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;
  10. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 1999;
  11. Михайлушкин А.И. Шимко П.Д. Международная экономика. – М.: Высшая школа, 2002;
  12. Николаева И.П. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2007
  13. Носова С.С. Экономическая теория / С.С.Носова. - М.: КноРус, 2008.

Информация о работе Альтернативные теории международной торговли