Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание

Любое управление представляет собой процесс, т. е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сущностью управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятие и реализация управленческого решения.

Содержание

1.Понятие технологии антикризисного управления……………………..……..3
2.Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении……………………………………………………………………..….5
3.Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления…………………………………………………………………..…...10
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Понятие  технологии антикризисного управления……………………..……..3

2.Технология  разработки управленческих решений  в антикризисном управлении……………………………………………………………………..….5

3.Анализ  деятельности организации в технологии  антикризисного управления…………………………………………………………………..…...10

Заключение…………………………………………………………………….....15

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие технологии антикризисного управления

    Любое управление представляет собой процесс, т. е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сущностью управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятие и реализация управленческого решения.

    Но  в рамках общего содержания процесса управления могут быть различные  варианты формирования воздействия, которые  отражают особенности субъекта и  объекта управления, конкретные обстоятельства, опыт и компетенцию менеджера и персонала управления и другие характеристики практических условий управленческой деятельности.

    В соответствии с этим процесс управления сознательно выстраивается по критериям  рациональности, экономии времени, использования  ресурсов, максимальной эффективности, характеру возникающих проблем. Это и называется технологией управления, которая заключается в выборе и реализации определенной последовательности, параллельности, комбинации операций при разработке управленческого решения.

    Антикризисное управление, как и любое другое, характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика антикризисного управления отражает и специфику его технологии. Здесь существенное влияние могут оказывать факторы дефицита времени, снижения управляемости, конфликтности интересов, высокой степени неопределенности и риска, сложного переплетения проблем, давления внешней среды, снижения конкурентоспособности, нарушения баланса власти.

    Технология  антикризисного управления — это  комплекс последовательных мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Она предполагает большую исследовательско - аналитическую и социально-организационную деятельность. Технологию антикризисного управления нельзя сводить только к поиску вариантов поведения — это технология активной управленческой деятельности, характеризующейся полным комплексом функций, ролей и полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении

    Наиболее  ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений. Качество управленческих решений в процессах антикризисного управления зависит от множества  факторов, наиболее значимыми из которых  являются следующие.

    Категория проблем:

    стандартные — их решение требует четкого  следования определенным стандартам. Такие проблемы не допускают никаких  отклонений в сторону, и в конечном итоге в их решении главную  роль должны играть умения и навыки;

    типовые — они решаются на базе множества определенных, заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет добиться успеха;

    эвристические — их решение требует творчества, поиска, озарения.

    В настоящее время методический аппарат  менеджеров зачастую ориентирован на решение стандартных и типовых  проблем. Современный менеджер должен обладать эффективным эвристическим  мышлением, поскольку ему придется постоянно решать эвристические проблемы. К этому нужно готовить его сейчас; методики, которые использует менеджер, должны позволять воспринимать поток инноваций как естественную необходимость постоянного совершенствования управления.

    Условия разработки решений:

  • относительно стабильные, благоприятные, при которых менеджер не сталкивается с непредвиденными ситуациями, пребывая в обычной, спокойной обстановке;
  • экстремальные — от менеджера требуется продемонстрировать профессионализм, уверенность и решительность, собранность, поскольку от этого зависит дальнейшая судьба фирмы;
  • кризисные — характеризуют целую цепочку ситуаций, которые приводят к падению обычных показателей деятельности, нежелательным последствиям, обострению противоречий и пр.

    Менеджер  должен уметь предвидеть возможные  экстремальные ситуации и кризисы. Предвосхищая их, он должен создавать поле инноваций, которое позволит минимизировать ущерб от возможных катаклизмов. Формирование антикризисного управления в контексте выбора инновационной политики становится в России самым актуальным вопросом. Менеджер должен не просто реагировать на проблемы, а видеть целостную картину возможных вариантов развития событий и предлагать систему нововведений.

    Достаточность исходной информации:

  • недостаточный объем — в этом случае для решения проблем необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
  • достаточный объем, т. е. для решения проблемы вполне достаточно той информации, которая имеется в распоряжении менеджера;
  • избыточный объем — менеджер должен уметь выявить только необходимую информацию и использовать ее достаточно эффективно.

    В основном менеджер имеет недостаточный  объем исходной информации. Нередко  он подготовлен к деятельности в  «стерильной обстановке», от которой  «правда жизни» значительно отличается. Некоторые менеджеры, особенно обладающие большим опытом работы в условиях командно-административной системы управления, трудно адаптируются к новой обстановке.

    Достоверность исходной информации:

  • явно недостоверная, т. е. не явно соответствующая условиям задачи;
  • псевдодостоверная, т. е. соответствующая условиям задачи, однако несущая в себе сведения, которые не позволяют получить правильные решения проблемы;
  • полностью достоверная, т. е. соответствующая содержанию проблемы и условиям ее решения.

    Менеджер зачастую располагает недостоверной информацией, причем оценить степень недостоверности иногда бывает крайне затруднительно. Менеджер вынужден познавать «азы лжи и выворачивания фактов», совершая ошибки, что почти всегда приводит к негативным последствиям.

    Масштаб проблемы:

  • глобальная — от ее решения зависит жизнедеятельность целых регионов, а в отдельных случаях и всей планеты;
  • локальная — от ее решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, в крайнем случае — отдельного человека;
  • микролокальная — от ее решения зависит конкретный поступок отдельного человека.

    Современный менеджер (тем более менеджер, занимающийся антикризисным управлением) вынужден решать задачи как локального, так  и глобального масштаба. Его ответственность  перед другими людьми требует освоения современной методологии разработки решений с учетом антикризисных подходов и задач.

    Техническое оснащение:

  • отсутствует — нет необходимых технических средств для обработки информации;
  • имеется в недостаточном объеме — технических средств недостает для устойчивого, качественного процесса информационного обеспечения управления;
  • имеется в достатке — технические средства присутствуют в полном объеме и функционируют в соответствии с требованиями технологии антикризисного управления.

    Перечисленные факторы, естественно, могут быть дополнены другими в зависимости от специфики поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения в процессах антикризисного управления.

    Процесс разработки управленческих решений  в антикризисном управлении состоит из следующих этапов.

    Этап 1. Разработка системы мер (в соответствии с целью и ситуацией) по предупреждению кризиса или выводу фирмы из кризисной  ситуации.

    Этап 2. Сбор исходной информации о ситуации в организации, т. е. анализ документов (отчеты, планы, входящие и исходящие документы, переписка и т. д.) различных структурных подразделений фирмы. Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить слабые места, требующие доработки в целях повышения потенциала развития организации.

    Этап 3. Морфологический анализ внешней и внутренней обстановки, исследование случайных и закономерных тенденций, угроз и возможностей развития, преимуществ и критических факторов.

    Этап 4. Поиск вариантов избежания кризиса (если есть вероятность его наступления), смягчения или путей вывода организации из кризисной ситуации. Возможность вывода организации из кризисной ситуации зависит от степени влияния кризиса на ее деятельность. Этот этап предполагает определение пути дальнейшего развития.

    Этап 5. Если благоприятный момент начала деятельности по выводу организации из кризисной ситуации прошел, а кардинальные изменения могут породить социальный взрыв, возможны лишь контроль за протекающими процессами без вмешательства в них и получение поддержки государства или региона. В дальнейшем изменившаяся ситуация на рынке может позволить вновь вернуться к проблеме вывода организации из кризисной ситуации; в этом случае рассматривают два следующих варианта развития (этапы 6 и 7).

    Этап 6. Если кризисная ситуация оказала  значительное негативное воздействие на деятельность организации и дальнейшее ее существование невозможно, строят модель деструктуризации, прекращения деятельности организации и объявления ее банкротом.

    Этап 7. Если кризисная ситуация оказала  слабое негативное воздействие на деятельность организации, строят модель ее реорганизации, предполагающую изменение структуры  организации, сокращение тех производств, которые убыточны или затраты  на которые несоизмеримы с получаемой прибылью.

    Модели, полученные на этапах 5—7, позволят прогнозировать показатели деятельности организации  в зависимости от выбранного пути выхода из кризисной ситуации.

    Этап 8. Определение ресурсов, необходимых  для достижения поставленных целей реорганизации. Объем ресурсов зависит от масштабов реорганизации. Ресурсы могут быть внутренними и внешними. При достаточности ресурсов разрабатывают мероприятия по реализации поставленных целей (этап 9).

    Этап 9. Разработка мероприятий по реализации поставленных целей, т. е. составление программы действий по реализации антикризисных управленческих решений.

    Этап 10. Проверка возможностей достижения поставленных целей, т. е. анализ имеющихся ресурсов и проверка качества проведения морфологического анализа кризисной ситуации. В случае выявления недостаточности ресурсов пересматривается программа вывода организации из кризисной ситуации; в случае некачественного проведения морфологического анализа его проводят повторно и дальнейшие действия осуществляют с учетом новых полученных результатов.

    Этап 11. Формулирование управленческих решений  по выходу из кризисной ситуации (антикризисные  управленческие решения) на основе полученных данных и разработанных программ реализации целей.

    Однако  технология антикризисного управления характеризуется не только последовательностью этапов разработки управленческих решений, но и использованием определенных приемов анализа и оценок, организации работы, выбора вариантов и др.

3. Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления

    Анализ  деятельности организации может  вестись в различных направлениях, по разным методикам с учетом специфики  конкретной ситуации. Может проводиться  анализ:

Информация о работе Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления