Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:24, контрольная работа
Социальная политика должна быть направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Введение 3
1. Сущность доходов населения 4
1.1. Понятие доходов населения, источники их формирования 4
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов 9
2. Анализ доходов и их распределения в РФ 14
2.1. Динамика доходов населения и источников их формирования в РФ 14
2.2. Государственная политика распределения доходов населения в РФ 17
Заключение 21
Список литературы 23
в) усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), и как следствие — снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;
г) рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование. Поскольку квалифицированных работников относительно мало, их заработная плата поднялась настолько, что увеличился разрыв в доходах между ними и менее квалифицированными и образованными работниками.
Обычно распределение доходов
характеризуется разностью
Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием сильных стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства в распределении доходов измеряется на основе методологии Парето—Лоренца—Джини. Еще в начале XX в. итальянский экономист В. Парето на основе фактических данных о распределении доходов пришел к выводу, что вне зависимости от политических или налоговых условий доход распределяется одинаково во всех странах. Этот вывод в дальнейшем получил название закона Парето. Согласно данному закону, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, причем вполне определенная: 80% ВВП достается 20% населения, а оставшиеся 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Именно поэтому закон Парето называется еще законом 80/20.
Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца – рис.1, каждая точка кривой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода.
Рис.1 – Кривая Лоренца
Кривую Лоренца можно
Количественно степень неравенства в распределении дохода можно выразить с помощью коэффициента Джини. Он обозначает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1 по мере перехода от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1). Коэффициент Кдж определяется как отношение площади М к площади N:
Таким образом, различие в уровнях доходов на душу начисления называется дифференциацией доходов. Оно характерно для всех экономических систем и выражается в соответствующих показателях по методологии Парето-Лоренца-Джини. В любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п. Причины неравенства многообразны и имеют тенденцию к количественному возрастанию, так как постоянно увеличивается разрыв в квалификации, образовании и опыте работников.
В социальном состоянии Российской
Федерации сложились
Таблица 1 – Диспропорции социальной сферы в РФ10
№ |
Показатель российской социальной сферы |
Отклонение показателя российской социальной сферы от среднемирового по сопоставимым странам |
1 |
Оплата труда |
Ниже относительно ВВП в 2-3 раза |
2 |
Оплата труда на селе |
Ниже средней еще в 2 раза |
3 |
Пенсии |
Коэффициент замещение ниже в 2-2,5 раза |
4 |
Социальное расслоение |
Коэффициент фондов выше в 3-5 раз |
5 |
Отношение активов негосударственных пенсионных фондов к ВВП |
Ниже в 65 раз |
6 |
Бюджетные расходы на науку, здравоохранение, культуру, образование |
Относительная доля в бюджете ниже в разы |
В России крайне низкий уровень законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда; доля работников с оплатой труда ниже прожиточного минимума является недопустимо высокой — более 20% от их общей численности. С 1 января 2009 г. минимальная заработная плата составляет 4611 руб.,11 а величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г. на душу населения составила 6209 руб., для трудоспособного населения — 6710 руб., пенсионеров — 4902 руб., детей — 5993 руб.12
Таким образом, впервые с начала действия новой редакции Трудового кодекса РФ минимальная заработная плата приближается к величине прожиточного минимума трудоспособного населения и составляет 70%.
Динамика денежных доходов в РФ представлена на рис. 2.
Рис. 2 - Основные виды денежных доходов населения в реальном выражении13
Общий объем социальных выплат в России не превышает 10% от объема ВВП – таблица 2.
Таблица 2 – Объем социальных выплат в РФ14
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Социальные выплаты, млрд. руб. |
1407,4 |
1755,6 |
2080,4 |
2477,7 |
3333,3 |
4247,7 |
из них: |
||||||
пенсии |
1059,4 |
1254,6 |
1438,3 |
1669,7 |
2282,3 |
2825,8 |
пособия |
141,0 |
314,9 |
467,5 |
639,5 |
830,0 |
1167,9 |
стипендии |
9,4 |
10,0 |
11,3 |
26,4 |
35,7 |
39,8 |
Удельный вес социальных выплат, процентов: |
||||||
в ВВП |
8,3 |
8,1 |
7,7 |
7,5 |
8,0 |
10,9 |
в объеме денежных доходов населения |
12,8 |
12,7 |
12,0 |
11,6 |
13,2 |
14,9 |
Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему году |
101,3 |
110,7 |
108,0 |
109,3 |
117,9 |
114,1 |
Что касается источников формирования доходов, то согласно данным Росстата, их динамика такова – таблица 3 и рис.3.
Таблица 3 - Объем и структура денежных доходов населения РФ по источникам поступления15
Всего денежных доходов, млрд.рублей |
в том числе в процентах: | |||||
доходы от предпринимательской деятельности |
оплата труда, включая скрытую заработную плату |
социальные выплаты |
доходы от |
другие | ||
собствен- |
доходы | |||||
ности |
||||||
2009 год | ||||||
1 квартал |
5 971,2 |
10,4 |
67,6 |
14,8 |
5,2 |
2,0 |
2 квартал |
7 203,5 |
9,2 |
67,5 |
14,6 |
6,8 |
1,9 |
3 квартал |
7 102,8 |
10,1 |
64,5 |
15,2 |
8,3 |
1,9 |
4 квартал |
8 431,0 |
8,8 |
69,1 |
14,7 |
5,4 |
2,0 |
Год |
28 708,4 |
9,5 |
67,3 |
14,8 |
6,4 |
2,0 |
2010 год | ||||||
1 квартал |
6 841,9 |
9,6 |
65,4 |
17,7 |
5,4 |
1,9 |
2 квартал |
7 938,1 |
8,8 |
64,3 |
18,0 |
6,9 |
2,0 |
3 квартал |
7 932,7 |
9,6 |
63,4 |
18,3 |
6,7 |
2,0 |
4 квартал |
9 386,9 |
9,2 |
65,4 |
17,3 |
6,1 |
2,0 |
Год |
32 099,7 |
9,3 |
64,6 |
17,8 |
6,3 |
2,0 |
2011 год *) | ||||||
1 квартал |
7 529,7 |
9,5 |
66,1 |
18,7 |
3,8 |
1,9 |
2 квартал |
8 613,9 |
9,1 |
66,5 |
18,5 |
3,9 |
2,0 |
3 квартал |
8 731,3 |
9,5 |
66,0 |
18,6 |
3,9 |
2,0 |
4 квартал |
10 317,6 |
8,4 |
69,3 |
17,1 |
3,2 |
2,0 |
Год |
35 192,6 |
9,1 |
67,1 |
18,2 |
3,6 |
2,0 |
*) предварительные данные |
Рис.3 – Динамика источников доходов населения16
Итак, можно видеть, что наблюдается тенденция снижения доходов от предпринимательской деятельности, неравномерная динамика по заработной плате, связанная с макроэкономическими циклами (кризисов, рецессией и восстановлением экономики в 2010-2011 гг.), рост социальных выплат (прежде всего, за счет пенсионных), а также очевидна тенденция сокращения доходов населения от собственности.
Анализ показывает, что государственная политика распределения доходов – неэффективна. Обратимся к государственной политике РФ распределения доходов населения.
2.2. Государственная политика распределения доходов населения в РФ
Реальные цифры и факты
Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами.17 Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).
Известный общественный деятель Кара-Мурза указывает, что резко нарушено системное воспроизводство народа, а общественное сознание акцентируется только на количественных параметрах демографических процессов.18 Идет деградация структуры народа, резкое сокращение или даже исчезновение системообразующих для современной цивилизации общностей (например, рабочего класса или научно-технической интеллигенции). В 1990-е гг. были резко прерваны программы сплочения и развития сообществ, составляющих каркас общества, не обеспечиваются персоналом необходимые для воспроизводства и поддержания цивилизации функции.
С очевидностью можно утверждать, что проводимая политика в сфере доходов и оплаты труда не увязана с целями общего социального развития России. Редакцией Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ фактически закреплено самоустранение государства от регулирования вопросов доходов и оплаты труда; делегирование основных полномочий по установлению оплаты труда только на уровень договорных отношений работодателей и работников привело к ухудшению качества жизни человека и его семьи. Не работает положение ст. 421 Трудового кодекса, согласно которому минимальная заработная плата будет подниматься до уровня прожиточного минимума. За пять лет, прошедших со дня введения в действие Трудового кодекса, минимальная заработная плата с трудом приближалась к прожиточному минимуму: 2002 г. — 24% от прожиточного минимума, 2007 г. — 29,6%, в 2008 г. — 86%, в 2011 – 74%. Государственное управление в вопросах самозанятости населения практически отсутствует.