Анализ доходов и их распределения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание

Социальная политика должна быть направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность доходов населения 4
1.1. Понятие доходов населения, источники их формирования 4
1.2. Проблема неравенства в распределении доходов 9
2. Анализ доходов и их распределения в РФ 14
2.1. Динамика доходов населения и источников их формирования в РФ 14
2.2. Государственная политика распределения доходов населения в РФ 17
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

экономика, тема 13.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

в) усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), и как следствие — снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;

г) рост спроса на высококвалифицированную  рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование. Поскольку  квалифицированных работников относительно мало, их заработная плата поднялась  настолько, что увеличился разрыв в доходах между ними и менее квалифицированными и образованными работниками.

Обычно распределение доходов  характеризуется разностью средних  годовых доходов 10%-й (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан  и 10%-й группы наиболее высокодоходных граждан. В качестве критерия дифференциации доходов используется также отношение условно максимального и минимального доходов или соотношение между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием сильных стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства в распределении доходов измеряется на основе методологии Парето—Лоренца—Джини. Еще в начале XX в. итальянский экономист В. Парето на основе фактических данных о распределении доходов пришел к выводу, что вне зависимости от политических или налоговых условий доход распределяется одинаково во всех странах. Этот вывод в дальнейшем получил название закона Парето. Согласно данному закону, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, причем вполне определенная: 80% ВВП достается 20% населения, а оставшиеся 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Именно поэтому закон Парето называется еще законом 80/20.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца – рис.1, каждая точка кривой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода.

Рис.1 – Кривая Лоренца

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения. Она также предполагает несовершенную конкуренцию.9

Количественно степень неравенства  в распределении дохода можно  выразить с помощью коэффициента Джини. Он обозначает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1 по мере перехода от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1). Коэффициент Кдж определяется как отношение площади М к площади N:

Таким образом, различие в уровнях  доходов на душу начисления называется дифференциацией доходов. Оно характерно для всех экономических систем и выражается в соответствующих показателях по методологии Парето-Лоренца-Джини. В любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п. Причины неравенства многообразны и имеют тенденцию к количественному возрастанию, так как постоянно увеличивается разрыв в квалификации, образовании и опыте работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ доходов и их распределения  в РФ

2.1. Динамика доходов населения  и источников их формирования в РФ

 

В социальном состоянии Российской Федерации сложились недопустимо  высокие диспропорции, определяемые как отклонения от показателей лучших мировых практик в сопоставимых с Россией условиях сравнения и от научно обоснованных показателей, отвечающих высшим ценностям социальной политики. Якунин В.И. и Сулакшин С.С. дают следующее описание таких отклонений – таблица 1.

Таблица 1 – Диспропорции социальной сферы в РФ10

Показатель  российской

социальной  сферы

Отклонение  показателя

российской  социальной сферы

от среднемирового

по сопоставимым странам

1

Оплата труда

Ниже относительно ВВП в 2-3 раза

2

Оплата труда на селе

Ниже средней еще  в 2 раза

3

Пенсии

Коэффициент замещение  ниже в 2-2,5 раза

4

Социальное расслоение

Коэффициент фондов выше в 3-5 раз

5

Отношение активов негосударственных  пенсионных фондов к ВВП

Ниже в 65 раз

6

Бюджетные расходы на науку, здравоохранение, культуру, образование

Относительная доля в  бюджете ниже в разы


 

В России крайне низкий уровень законодательно устанавливаемого минимального размера  оплаты труда; доля работников с оплатой  труда ниже прожиточного минимума является недопустимо высокой — более 20% от их общей численности. С 1 января 2009 г. минимальная заработная плата составляет 4611 руб.,11 а величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г. на душу населения составила 6209 руб., для трудоспособного населения — 6710 руб., пенсионеров — 4902 руб., детей — 5993 руб.12

Таким образом, впервые с начала действия новой редакции Трудового  кодекса РФ минимальная заработная плата приближается к величине прожиточного минимума трудоспособного населения и составляет 70%.

Динамика денежных доходов в  РФ представлена на рис. 2.

Рис. 2 - Основные виды денежных доходов  населения в реальном выражении13

Общий объем социальных выплат в  России не превышает 10% от объема ВВП  – таблица 2.

Таблица 2 – Объем социальных выплат в РФ14

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Социальные  выплаты, млрд. руб.

1407,4

1755,6

2080,4

2477,7

3333,3

4247,7

из них:

           

пенсии

1059,4

1254,6

1438,3

1669,7

2282,3

2825,8

пособия

141,0

314,9

467,5

639,5

830,0

1167,9

стипендии

9,4

10,0

11,3

26,4

35,7

39,8

Удельный  вес  социальных выплат, процентов:

           

в ВВП

8,3

8,1

7,7

7,5

8,0

10,9

в объеме денежных доходов населения

12,8

12,7

12,0

11,6

13,2

14,9

Изменение социальных выплат, в процентах к предыдущему  году

101,3

110,7

108,0

109,3

117,9

114,1


Что касается источников формирования доходов, то согласно данным Росстата, их динамика такова – таблица 3 и рис.3.

Таблица 3 - Объем и структура денежных доходов населения РФ по источникам поступления15

 

Всего денежных доходов, млрд.рублей

       в том числе  в процентах:

доходы  от предпринимательской  деятельности

оплата  труда, включая скрытую  заработную плату

социальные  выплаты

доходы  от

другие

собствен-

доходы

ности

 
   

2009 год

1 квартал

5 971,2

10,4

67,6

14,8

5,2

2,0

2 квартал

7 203,5

9,2

67,5

14,6

6,8

1,9

3 квартал

7 102,8

10,1

64,5

15,2

8,3

1,9

4 квартал

8 431,0

8,8

69,1

14,7

5,4

2,0

Год

28 708,4

9,5

67,3

14,8

6,4

2,0

2010 год

1 квартал

6 841,9

9,6

65,4

17,7

5,4

1,9

2 квартал

7 938,1

8,8

64,3

18,0

6,9

2,0

3 квартал

7 932,7

9,6

63,4

18,3

6,7

2,0

4 квартал

9 386,9

9,2

65,4

17,3

6,1

2,0

Год

32 099,7

9,3

64,6

17,8

6,3

2,0

2011 год *)

1 квартал

7 529,7

9,5

66,1

18,7

3,8

1,9

2 квартал

8 613,9

9,1

66,5

18,5

3,9

2,0

3 квартал

8 731,3

9,5

66,0

18,6

3,9

2,0

4 квартал

10 317,6

8,4

69,3

17,1

3,2

2,0

Год

35 192,6

9,1

67,1

18,2

3,6

2,0

             

*) предварительные  данные

     

Рис.3 – Динамика источников доходов  населения16

 

Итак, можно видеть, что наблюдается  тенденция снижения доходов от предпринимательской деятельности, неравномерная динамика по заработной плате, связанная с макроэкономическими циклами (кризисов, рецессией и восстановлением экономики в 2010-2011 гг.), рост социальных выплат (прежде всего, за счет пенсионных), а также очевидна тенденция сокращения доходов населения от собственности.

Анализ показывает, что государственная  политика распределения доходов  – неэффективна. Обратимся к государственной  политике РФ распределения доходов  населения.

2.2. Государственная политика распределения доходов населения в РФ

 

Реальные цифры и факты показывают крайне удручающее состояние качества жизни населения в РФ как индикатора общественного благосостояния.

Советская социальная модель характеризовалась  главенствующей ролью государства  в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами.17 Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).

Известный общественный деятель Кара-Мурза  указывает, что резко нарушено системное воспроизводство народа, а общественное сознание акцентируется только на количественных параметрах демографических процессов.18 Идет деградация структуры народа, резкое сокращение или даже исчезновение системообразующих для современной цивилизации общностей (например, рабочего класса или научно-технической интеллигенции). В  1990-е гг. были резко прерваны программы сплочения и развития сообществ, составляющих каркас общества, не обеспечиваются персоналом необходимые для воспроизводства и поддержания цивилизации функции.

С очевидностью можно утверждать, что проводимая политика в сфере  доходов и оплаты труда не увязана  с целями общего социального развития России. Редакцией Трудового кодекса  Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ фактически закреплено самоустранение государства от регулирования вопросов доходов и оплаты труда; делегирование основных полномочий по установлению оплаты труда только на уровень договорных отношений работодателей и работников привело к ухудшению качества жизни человека и его семьи. Не работает положение ст. 421 Трудового кодекса, согласно которому минимальная заработная плата будет подниматься до уровня прожиточного минимума. За пять лет, прошедших со дня введения в действие Трудового кодекса, минимальная заработная плата с трудом приближалась к прожиточному минимуму: 2002 г. — 24% от прожиточного минимума, 2007 г. — 29,6%, в 2008 г. — 86%, в 2011 – 74%. Государственное управление в вопросах самозанятости населения практически отсутствует.

Информация о работе Анализ доходов и их распределения в РФ