Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:26, реферат
На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем.
Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
1.Анализ и прогнозирование в контроллинге
На сегодняшний день не существует однозначного определения
понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая
концепция управления,
порожденная практикой
менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулиро-
вание, управление контроль)
далеко не исчерпывается контролем.
В основе этой новой концепции системного управления организацией
лежит стремление обеспечить успешное функционирование органи-
зационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в
долгосрочной перспективе путем:
- адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям
внешней среды;
- согласования оперативных
планов со стратегическим
развития организационной системы;
- координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-
процессам;
- создания системы
обеспечения менеджеров
различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
- адаптации организационной структуры управления предприятием с
целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на
меняющиеся требования внешней среды.
Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу
для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля,
учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих
решений.
Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
1) ориентация на эффективную
работу организации в
долговременной перспективе – философия доходности, которая означает:
− преимущественную ориентацию мышления и действий
сотрудников организации на рентабельность;
− отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их
снижению как непрерывного процесса;
− гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
− связь системы стимулирования работников с их конкретным
вкладом в достижение целей предприятия и личностных целей (личные
доходы, карьера);
− рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств
достижения стратегической цели; 12
− непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т. е.
знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте;
2) формирование организационной структуры, ориентированной на
достижение стратегических и тактических целей;
3) создание информационной системы, адекватной задачам целевого
управления;
4) разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает
интерактивность планирования, контроля исполнения и принятия
корректирующих решений.
Цикл контроллинга включает в себя этапы планирования, контроля
исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в
рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных
потоков»: сначала планирование производится «сверху вниз» (разработка
методики планирования, координация и детализация планов по уровням).
Затем идет встречный поток «снизу вверх». Как следствие, одна из задач
контроллинга – разработка методики корректировки плановых заданий,
координация отдельных планов и сведение их в единый план по
предприятию.
Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ
фактических данных по контролируемым величинам и выработку
мероприятий по устранению отклонений в пределах определенной ему
компетенции.
Иногда «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это
отличное и даже противоположное по смыслу понятие.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и
просчетов, а контроллинг – это управление будущими для обеспечения
длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Контроллинг – это функционально обособленное направление
экономической работы на предприятии, связанное с реализацией
финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для
принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого
процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
Контроллинг – концепция управления и набор инструментов, обеспечивающих тотальное планирование и контроль деятельности предприятия, от стратегических решений до оперативных планов, от стратегического контроля до управленческого и налогового учета.
Контроллинг предусматривает:
Прогнозирование – определение будущего состояния некоторых параметров предприятия на основе известных тенденций и закономерностей.
Прогнозирование позволяет ответить на вопрос «Что будет, если...?».
Логика прогнозирования:
1) Выбор ключевых параметров деятельности предприятия;
2) Задание нормальных значений этим параметрам или определение нормы. В отсутствии нормы управление «повисает в воздухе», оно не имеет ориентиров и ясного понимания того, что нужно обеспечить;
3) Предположение значения параметров-аргументов и определении параметров-функции (выбранных ключевых параметров);
4) Сравнение нормы и прогнозируемого значения ключевых параметров и выявление факторов, которые могут приблизить прогнозируемые значения параметров к нормальным.
2)Планирование процессов контроллинга
Планирование
Необходимо отметить, что контроллер должен участвовать в создании аппарата планирования
и регулирования и стремиться оказывать воздействие на процесс получения предприятием
прибыли. Планирование — на этой стадии цели предприятия превращают в прогнозы и планы.
Первый шаг планирования — анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и
опасностей. На основе этого
разрабатывают стратегию
позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что по-
могает, а что мешает их достичь. План — это количественное выражение целей предприятия и
разработка путей их достижения. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом,
так и по каждому подразделению.
Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность
разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает пла-
ны, определяя, насколько они соответствуют
целям предприятия и
насколько их выполнение реально.
3)Виды контроллинга: общая характеристика
Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Виды контроллинга:
1. Административный контроль – это проверка процессов и явлений и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.
2. Технологический контроль – это операция, являющаяся неотъемлемой частью технологического процесса. Он подразделяется на операционный контроль, специальную приемку продукции и управленческий контроль использования ресурсов.
3. Ревизия – документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. Соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность совершения операций проверяются при проведении плановой ревизии. Ревизии по инициативе правоохранительных органов проводятся для установления и проверки фактов экономических и правовых преступлений в организации. Юридической основой для проведения плановой ревизии служат учредительные документы организации, а для внеплановой – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.
4. Аудит – это документарная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Существуют следующие виды аудита: 1) функциональный; 2) комплексный; 3) системный.
Существуют и другие классификации контроллинга, в соответствии с которыми контроллинг делится на: 1)пассивный контроллинг – характеризуется периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации;
2) активный контроллинг – характеризуется непрерывным контрольным процессом обеспечения достижения целей организации;
3) предварительный контроллинг – осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная задача – разработка и корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля;
4) текущий контроль – проводится в ходе выполнения работ организацией по установленному регламенту;
5) заключительный контроль – выполняется после завершения работ и достижения целей.
В результате создаются или пополняются базы данных по следующим направлениям: 1) наименование целей и составляющих их задач; 2) начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; 3) перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; 4) набор решений о корректировках в контрольной деятельности – сроки разработки и выполнения; 5) положительные и отрицательные результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;
6) набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.
4. Цель оперативного контроллинга
Главная цель оперативного контроллинга - создание эффективной системы управления для достижения текущих целей предприятий ФПГ путем оптимизации соотношения "затраты - прибыль". Ориентация на краткосрочные цели определяет следующие контролирующие показатели для оперативного контроллинга: рентабельность, ликвидность, производительность и прибыль. Методический инструментарий оперативного контроллинга включает GAP-анализ (анализ отклонений), портфолио-анализ (анализ распределения деятельности предприятий ФПГ по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков), CVP-анализ (анализ соотношения "затраты - объем - прибыль"), ABC-анализ (анализ групп подразделений ФПГ в зависимости от вклада в доход), планирование потребности в материалах, финансовый анализ показателей деятельности, статические и динамические методы инвестиционных расчетов, функционально- стоимостный анализ.
5. Внутренняя среда фирмы.
В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.
К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.
1. Цель есть конкретное
конечное состояние или