- Коммерческие организации. Цели подобных организаций должны отражать коммерческий результат в виде прибыли (рентабельности), дохода, производительности труда и т. д.
- Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность этих организаций не направлена на получение прибыли. Их назначение, в основном, определяется социальной направленностью, поэтому цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.
- Государственные (муниципальные) организации. Для этих организаций получение прибыли не является доминирующей целью. Зачастую преобладают цели поддержки существования и развития государства (региона). Организации развиваются в рамках установленного бюджета (страны, региона, района). Поэтому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие среднего образования, обеспечение ввода в действие новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д: Надо отметить, что получение прибыли как таковой может иметь большое значение, но инвестируются заработанные деньги в значимые для государства объекты.
Так же объектом внимания менеджеров являются цели подразделений.
2. В целом вся организация
состоит из нескольких уровней
управления и различных подразделений,
взаимосвязанных между собой.
Это принято называть структурой
организации. Все подразделения
организации можно отнести к тем или иным функциональным областям.
Функциональная область относится к работе,
выполняемой для организации в целом:
маркетинг, производство, финансы и т.
д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься
несколько подразделений и даже, например,
производственное подразделение, если
оно разрабатывает новый товар для потребителя.
При рассмотрении структуры как составляющей
внутренней среды обычно останавливаются
на двух вопросах: разделение труда и контроль.
Разделение труда производится
не по принципу использования для определенной работы
любого свободного работника, а исходя
из соображений привлечения специалиста
в заданной области. Так, при организации
нового отдела маркетинга нецелесообразно
использовать высвободившихся инженеров
или техников без их соответствующего
переобучения. Преимущество специализированного
распределения труда очевидно, и как конкретно
осуществить разделение труда в организации
- вопрос, который относится к самым существенным
управленческим решениям. Разделяют горизонтальное
и вертикальное разделение труда. Горизонтальное
- разделение труда по специализированным
уровням, например, менеджер по снабжению,
менеджер по продажам, менеджер по работе
с персоналом и т. д. Вертикальное распределение
труда (объем управления) осуществляется
по принципу наличия работы по координации
выполнения задания. Такое распределение
дает в результате управленческую иерархию
или число управленческих уровней. Иерархия
пронизывает всю организацию, спускаясь
на уровень неуправленческого персонала.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется
сферой контроля. В организации каждый
руководитель имеет свою сферу контроля.
Организации с плоской структурой имеют
меньше уровней управления и более широкую
сферу контроля, чем сопоставимые организации
с многоуровневой структурой.
3. Задача - это предписанная
работа, которая должна быть выполнена
установленным способом и в
установленные сроки. Каждая должность
в организации включает в себя
ряд задач, которые необходимо
выполнить для достижения целей
организации. Задачи традиционно делятся на три категории:
- задачи по работе с людьми;
- задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
- задачи по работе с информацией.
В век бурного роста
инноваций и нововведений задачи
становятся все более и более
детальными и специализированными. Каждая отдельная
задача может быть весьма сложной и углубленной.
В связи с этим возрастает значение управленческой
координации действий при решении таких
задач.
4. Следующей внутренней
переменной является технология.
Понятие технологии выходит за пределы такого обычного
понимания, как технология производства.
Технология - это принцип, порядок организации
какого-либо процесса для оптимального
использования разного рода ресурсов
(трудовых, материальных, временных денежных).
Технология представляет собой способ,
который позволяет осуществить какое-либо
преобразование. Это может относиться
к сфере продаж - как наиболее оптимально
реализовать произведенный товар, или
к сфере сбора информации - как наиболее
грамотно и с меньшими затратами собрать
необходимую для управления предприятием
информацию и т. д. В последнее время именно
информационные технологии стали ключевым
фактором получения предприятием устойчивого
конкурентного преимущества при ведении
бизнеса.
Обычно рассматриваются
две классификации технологии: классификация по
Вудворд и классификация по Томпсону.
Классификация по Вудворд:
- единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;
- массовое или крупносерийное производство;
- непрерывное производство. Классификация по Томпсону:
- многозвенные технологии, характеризующиеся серией взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно;
- посреднические технологии, характеризующиеся встречами групп людей. Например, продавцы связывают производителя продукции с потребителями (в данном случае мы имеем дело с технологией продаж);
- интенсивная технология, характеризующаяся применением специальных приемов для изменения состояния какого-либо материала (например, интенсификация производства).
5. Люди являются центральным
звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта
человеческой переменной в организации:
- поведение индивидов;
- поведение людей в группах;
- характер поведения руководителя.
Понимание и управление
человеческой переменной в организации
является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит
от многих факторов. Перечислим некоторые
из них:
- Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
- Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
- Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
- Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
- Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.
Кроме перечисленных
факторов на человека в организации
влияют группы и управленческое лидерство.
Любой человек стремится принадлежать
к какой-либо группе. Он принимает
нормы поведения этой группы в
зависимости от того, насколько ценит
свою принадлежность к ней. Организация может
рассматриваться как некая формальная
группа людей, и в то же время в любой организации
есть много неформальных групп, формирующихся
не только по профессиональному признаку.
Кроме того, в любой формальной
или неформальной группе есть лидеры.
Лидерство - это средство, с помощью которого
руководитель влияет на поведение людей
и заставляет их вести себя определенным
образом.