Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа
Финансовая несостоятельность (банкротство) – это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Рынок использует несостоятельность в качестве инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Несостоятельность организации можно определить как хроническую ее неплатежеспособность, т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна в течении нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность
Введение
3
1. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротства)
4
2. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
6
3. Предупреждение банкротства
8
4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
8
5. Арбитражные процедуры
10
6. Упрощенные процедуры банкротства
13
Заключение
15
Содержание
Введение | 3 |
1. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротства) | 4 |
2. Правовые основы несостоятельности (банкротства) | 6 |
3. Предупреждение банкротства | 8 |
4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде | 8 |
5. Арбитражные процедуры | 10 |
6. Упрощенные процедуры банкротства | 13 |
Заключение | 15 |
Введение
Финансовая несостоятельность (банкротство) – это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Рынок использует несостоятельность в качестве инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Несостоятельность организации можно определить как хроническую ее неплатежеспособность, т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна в течении нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Банкротство представляет собой юридически оформленный акт несостоятельности, осуществляемый законодательно установленном порядке.
Явление банкротство организаций предопределено самой природой предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит, с риском потерь на любой стадии производства – от закупки и доставки сырья, и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изделий.
В каждой стране устанавливаются свои особые правила, регламентирующие экономико - правовые отношения по поводу несостоятельности и банкротства организаций. Общей тенденцией для всех государств является чрезвычайно высокий динамизм законодательства о банкротстве, частый его пересмотр, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов, общества и государства.
1. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротства)
Банкротство представляет собой один из важнейших институтов рыночной экономики. Оно происходит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Необходимость банкротства определяется следующими факторами:
- наличием огромного количества неплатежеспособности организаций;
- невозможностью защиты кредиторов;
- невозможностью ликвидации социально значимых организаций.
Закон о банкротстве:
-обеспечивает механизм ликвидации неэффективных организаций;
- позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и др.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры;
- выступает в качестве инструмента возвращения задолженности кредиторам.
Для организаций, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве обеспечивает реализацию механизма финансовой реструктуризации, а также выполняет ряд важнейших функций, в частности поощрение инвестиций за счет обеспечения кредиторов и создание стимулов для менеджеров.
В современной России институт банкротства был возрожден в 1992 г., когда преобразования в экономике и переход к рыночным отношениям существенно осложнили экономическое и финансовое положение большинства предприятий различных форм собственности.
Банкротство – это сложный процесс, который можно охарактеризовать с различных сторон: с юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно – аналитической и др. Учетно – аналитические аспекты банкротства опираются на нормативно – правовую базу, включающую две основные системы нормативно – правовых документов, регламентирующих:
1. процедуры банкротства;
2. учет и отчетность на предприятии.
Нормативно – правовой базой банкротства предприятий Российской Федерации служат следующие основные документы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ; введен в действие с 1 января 1995г.)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 5 апреля 1995г.)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 9 июля 1999г. № 158
- Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127 ФЗ. «О несостоятельности (банкротстве)»
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
- Постановления Правительства РФ от 25 июля 2003г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
За годы становления и развития рыночных отношений в нашей стране Государственная дума, учитывая важность для экономики страны законодательной базы регулирования процедуры банкротства, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Первый – в ноябре 1992г., второй – в марте 1998г., третий – в октябре 2002г. Первый закон в основном был направлен на решение санитарных задач освобождения экономики от неконкурентоспособных предприятий. Практика применения этого закона выявила его несовершенство, поэтому второй закон был принят в 1998 г. и подробнее регламентировал важнейшие процедуры, но сохранил его прокредиторскую направленность, что позволяло недобросовестно перераспределять собственность. В настоящее время основным правовым документом является Федеральный закон от 26 октября 2002г.
№ 127 –ФЗ. Данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), определяет порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
Согласно закону несостоятельность – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон о банкротстве распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, за исключением:
- казенных предприятий (они ликвидируются по распоряжению Правительства РФ)
- учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Все остальные некоммерческие организации могут быть признаны банкротами.
Законодательство о банкротстве направлено не только на ликвидацию предприятия, но и на возможность его оздоровления или мирного урегулирования споров. В связи с этим существуют следующие основные цели законодательства о банкротстве:
- сохранение жизнеспособности фирмы, для чего вводятся такие процедуры, как внешнее управление, финансовое оздоровление и мировое соглашение;
- обеспечение защиты интересов кредиторов, удовлетворяя оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме. Поскольку эти две цели противоречат одна другой, в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и того и другого;
- обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе процедур банкротства.
Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства. Особое место отведено банкротству отдельных категорий должников – юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, кредитных и страховых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.
Статья 29 нового Федерального закона раскрывает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Правительство определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами, объединения и представления требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций, координирует отношения власти с кредиторами в лице представителей государственных внебюджетных фондов. Правительство утверждает правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемой организации по следующим направлениям: финансовый анализ, проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведение и сдача теоретического экзамена, стажировка арбитражных управляющих, контроль деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией.
3. Предупреждение банкротства.
Законом о банкротстве 2002г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.
До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.
Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника – предприятия.
В законе не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации.
4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ.
С 1 сентября 2002г. вступил в действие новый АПК № 95 – ФЗ от 4 июля 2002г. в котором предусмотрена гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции в течении 10 дней со дня их вынесения. Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника – юридического лица. Особенностью процесса банкротства является отсутствие истца и ответчика – есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
От имени должника выступает руководитель должника – юридического лица или арбитражный управляющий. Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах, как должника, так и кредитора. Кандидатура арбитражного управляющего должна отвечать ряду требований, предъявляемых Законом № 127 – ФЗ.
Для осуществления своих функций, согласно ст. 20.3 Закона арбитражный управляющий наделен необходимыми правами и обязанностями. Он имеет право: созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд по спорным вопросам, привлекать других лиц на договорной основе оплатой их деятельности и др. К числу обязанностей отнесены: принятие мер по защите имущества должника, анализ финансового состояния должника, рассмотрение требований кредиторов.