Анализ эффективности работы коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ эффективности работы коммерческого банка.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка;
- рассмотреть специфику банковской деятельности как важного составного элемента рыночной экономики;
- определить современное состояние банковского сектора России;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы повышения эффективности работы коммерческого банка 5
1.1 Понятие и сущность эффективности предприятия (коммерческого банка)..5
1.2 Показатели оценивания эффективности работы коммерческого банка 15
1.3 Пути повышения эффективности работы коммерческого банка 18
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.00 Кб (Скачать документ)

-   показатели, характеризующие  объёмы активов и капитала  российских банков;

-  показатели, характеризующие  устойчивость, ликвидность кредитных  организаций и банковской системы  в целом;

- платежеспособность банка  — способность проводить расчеты  и отвечать  по обязательствам  клиентов в полном объеме в  установленные сроки на конкретный  момент, определенную  дату;

- показатели, характеризующие  уровень насыщения банковскими  услугами (количество кредитных  организаций, их филиалов, распределение  капитала банков по территории  страны);

- показатели, характеризующие  доступность банковских услуг  для населения;

- рентабельность банковской  системы - рентабельность капитала  определяется как отношение чистой  прибыли, полученной Банком к  собственным средствам Банка; 

-   рентабельность активов  определяется как отношение чистой  прибыли, полученной Банком к  активам Банка;

-   ценовая характеристика  банковских услуг.

Данный перечень показателей  далеко не исчерпывающий.

Центральное же место в  анализе эффективности работы банка  принадлежит изучению объема и качества, получаемых им доходов от оказываемых  операций, поскольку они в свою очередь является главным фактором формирования прибыли.

Таким образом, обобщающим показателем  эффективности работы банка является показатель прибыльности.

1.3 Пути повышения  эффективности работы коммерческого  банка

 

 

Повышение эффективности  работы российской банковской системы  необходимо для решения важнейших  экономических и социальных задач, стоящих перед Россией. Безусловно, данная стратегия предполагает совместные действия не только банковского сообщества — это план действий для законодательных  органов и экономических ведомств, ответственных за экономический  рост.

Успех любого коммерческого  банка зависит от состава и  количества клиентов банка, их положения  в сфере предпринимательства, умения проведения банковских операций, уровня квалификации и профессионализма персонала  банка и его оснащенности современными техническими средствами и применяемыми информационными технологиями.[11]

Для повышения качества банковской системы необходимо обеспечение  таких параметров, как:

- стабильность (финансовая  устойчивость, оптимальный уровень  рисков);

- грамотное бизнес - и  финансовое планирование;

- надежные и эффективные  внутренние процедуры, соответствие  законодательству и банковским  правилам, профессиональный менеджмент;

- высокое доверие кредиторов  и вкладчиков;

- «чистота» операций, противодействие  незаконным доходам, операциям,  финансированию терроризма;

- достаточный спектр и  высокое качество услуг;

- достаточные финансовые  возможности, высокое качество  капитала;

- прозрачность и высокое  качество отчетности, применение  МСФО;

-развитая банковская  инфраструктура: сети филиалов и  представительств, современные технологии, развитая расчетная система;

- гибкость и оперативность  отклика на меняющуюся экономическую  обстановку, инновационность;

- эффективные правила  корпоративного управления;

- здоровая и добросовестная  конкуренция;

- эффективные и действенные  правила и процедуры банкротства  банков;

- приоритет, противодействие  легализации незаконных доходов,  финансированию терроризма;

- защита прав банков  как кредиторов и залогополучателей;

- отмена возможности досрочного  изъятия вкладов;

- информационная прозрачность  клиентской среды, в том числе  через создание кредитных бюро  и бюро регистраций залогов;

- упрощенный порядок учета  и расчетов по «малым» кредитам (до 300 тыс. руб.) индивидуальным предпринимателям  и частным лицам;

- разрешение региональным  представительствам банков проводить  кредитную работу с индивидуальными  предпринимателями и частными  лицами;

- упрощенный порядок исчисления  провизий по «малым» кредитам;

- упрощенный порядок списания  безнадежных «малых» кредитов;

- законодательное разрешение  банкам отказывать в открытии  счетов и проведении операций  с сомнительными лицами, закрытии  счетов таким лицам;

- упрощение и оптимизация  процедур предоставления синдицированных  кредитов, позволяющих разделять  доходы, риски и налоги между  участниками;

- создание облегченных  условий для ипотечного кредитования  и выпуска ипотечных ценных  бумаг;

- поддержка возникновения  серьезных негосударственных рейтинговых  программ;

- создание специализированных  судов по банкротствам и финансовым  спорам;

- организация специальных  программ тренинга для судей,  решающих финансовые споры.

Во-вторых, необходимо оптимизировать банковский надзор. Для этого нужно  сместить фокус с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику. Ее внедрение необходимо в связи с созданием системы гарантирования вкладов. Можно выделить такие параметры качественной диагностики:

- как оценка бизнес-перспектив  деятельности банка; 

- оценка финансовой устойчивости  банка; 

- оценка качества процедур  управления в банке; 

- оценка качества менеджмента  и корпоративного управления.

Поиск путей повышения эффективности  деятельности банка лежит в плоскости  изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса и обоснованного  преломления их на российскую действительность.

Исходя  из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России, политики Правительства РФ и Банка  России по ее реформированию, можно  предложить следующие проекты для  повышения эффективности работы коммерческого банка:

а) Развитие традиционных и внедрение  новых банковских услуг. Для успешной конкуренции необходимо предлагать клиентам качественно новый уровень  сервиса – удобный механизм работы со счетами, предоставляющий клиентам возможности самостоятельного осуществления  максимального количества операций при использовании банковских карт. Закрепление за банковской картой не одного счета в строго определенной валюте, а нескольких счетов в разных валютах, заявленных самим клиентом. Привлекательности банковских карточных  продуктов можно увеличить путем  предоставления по карточкам дополнительных услуг небанковского характера: страхование рисков, связанных с  работой карточки (утрата или несанкционированное  использование карточки); телекоммуникационные услуги; страхование здоровья и жизни  держателя карточки при выезде за рубеж и в России; страхование  различных рисков при путешествиях (утрата багажа и денежных средств); дисконтные программы и акции.

б) Одной из основных мировых тенденций  является активное внедрение в деятельность банковских учреждений современных  информационных технологий. Для российских коммерческих банков использование таких технологий достаточно затратно, однако отставание в этой области может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

В современных  условиях глобальной компьютеризации, появления «домашних» компьютеров, работающих в сети Интернет, организация  собственных и аренда банками  сайтов становится важным элементом  работы банка. ЦБ РФ были разработаны  рекомендации по организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет, где были выделены два вида WEB-сайтов по функциональному назначению: информационные и операционные.

в) В большинстве развитых стран  приоритетным методов финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг  или «финансовая дезинтермедиация». Эксперты полагают, что это направление  станет определяющим в деятельности банков. В пользу активизации деятельности банков на рынке ценных бумаг в  России говорит развитие рынка и  рост основных его показателей.

г) Путь перспективы развития рынка депозитов:

1) развитие корреспондентских отношений и в этой связи осуществление переводов с депозита на счет карты, с депозита в одном банке на счет в другом;

2) выдача бесплатных пластиковых карт при открытии депозитного счета и их обслуживание;

3) предоставление различных бонусов для клиентов;

4) развитие информационных банковских систем;

5) развитие депозитов в драгоценные металлы с целью расширения депозитной и клиентской баз банков;

6) повышение прозрачности деятельности банка;

7) усиление процессов консолидации, что непосредственным образом скажется на капитализации банков;

8) введение механизма  безотзывных вкладов для роста  ликвидности банковской системы;

9) развитие сети  операционных касс;

10) сотрудничество банков  с негосударственными пенсионными  фондами и страховыми компаниями с целью привлечения долгосрочных ресурсов.

д) Формирование оптимальной по составу и структуре ресурсной базы. Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

е) Пути совершенствования  расчетно-кассового обслуживания клиентов. Банкам достаточно трудно сделать выбор в пользу той или другой техники, поскольку оборудование разных марок обладает практически одинаковыми характеристиками и возможностями. И здесь каждая кредитная организация руководствуется собственными соображениями. Одни предпочитают большую функциональность и лучшее качество американского и европейского оборудования, другие не хотят переплачивать за брэнд и довольствуются техникой китайского производства, которая, становится все более качественной.

Подведем итог вышесказанному, эффективность является многозначным понятием и отражает отношение различных  аспектов деятельности: результата и  затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. «Эффективность» как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам», причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности.[13]

Преломляя вышеизложенное на понятие «эффективность деятельности коммерческого банка», можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка  можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыль), так и результативность (рентабельность), а также всю  совокупность показателей финансового  состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой  значимости как для самого банка, так и для социально-экономической  среды его деятельности.

Таким образом, эффективность  деятельности коммерческого банка  это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом  ее реализации. 

Существуют различные  способы оценки эффективности деятельности банков. Часто оценка функционирования финансовой организации основывается  на информации о полученной прибыли.

Важнейшими показателями эффективности работы банковской системы  являются:

-   показатели, характеризующие  объёмы активов и капитала  российских банков;

-  показатели, характеризующие  устойчивость, ликвидность кредитных  организаций и банковской системы  в целом;

- платежеспособность банка  — способность проводить расчеты  и отвечать  по обязательствам  клиентов в полном объеме в  установленные сроки на конкретный  момент, определенную  дату;

- показатели, характеризующие  уровень насыщения банковскими  услугами (количество кредитных  организаций, их филиалов, распределение  капитала банков по территории  страны);

- показатели, характеризующие  доступность банковских услуг  для населения.

Центральное же место в  анализе эффективности работы банка  принадлежит изучению объема и качества, получаемых им доходов от оказываемых  операций, поскольку они в свою очередь является главным фактором формирования прибыли.

Информация о работе Анализ эффективности работы коммерческого банка