Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:50, курсовая работа
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства.
, (8)
где – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость
Несовпадение уровней
рентабельности по этим
В экономической литературе наиболее часто встречается следующая формула расчета финансовой рентабельности (RФ):
, (9)
где ЧП – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость
Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли[6].
Ставку доходности (чистая
прибыль на собственный
, (10)
где – чистая прибыль; –
среднегодовая стоимость
Приведенная схема
показывает, что ставка доходности
является произведением
Для увеличения числа
учтенных факторов и
изменением эксплуатационной прибыльности;
изменением оборачиваемости активов;
изменением ставки налогообложения;
изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;
изменением финансовой структуры капитала.
Во взаимосвязи с
перечисленными факторами
, (11)
где – чистая прибыль;
– собственный капитал; –
или
, (12)
где – ставка доходности
собственного капитала; – финансовая
структура капитала;–
Определение влияния
изменения факторов на
влияние изменения финансовой структуры капитала:
(13)
влияние изменения оборачиваемости активов:
(14)
влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:
(15)
влияние изменения ставки налогообложения:
(16)
влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:
(17)
Из схемы взаимосвязи
ставки доходности на
. (18)
Доля чистой прибыли
в текущей прибыли и
. (19)
Подобный анализ полезнее
при исследовании
1.2.3 Анализ рентабельности продукции
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:
. (20)
Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.
Для характеристики
рентабельности реализованной
. (21)
Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение[7].
Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):
. (22)
По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам[12].
Исходя из приведенной
формулы расчета
. (23)
Изменение рентабельности
продаж за счет изменения
(24)
Влияние фактора изменения
себестоимости на
(25)
Общее изменение
(26)
2. Анализ рентабельности на ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».
Отраслевая принадлежность – хлебопекарная.
Юридический адрес – РБ, 450027 г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе – 28
Форма собственности
– собственность субъектов
Доля государственной собственности – 49%
Доля ОАО «Уфимский Хлеб» -2 акции
Доля физических лиц – 51%
Организационно-правовая форма – Открытое Акционерное общество.
Руководитель предприятия – Сафаров Айрат Талгатович.
Главный бухгалтер
– Михеева Валентина
Главный инженер – Губаев Фаниль Рашитович.
Зав, производством – Хаванова Наталья Егоровна
Наличие подъездных
путей – автомобильный
Дочерних предприятий нет.
Основной вид деятельности – хлебопечение.
Прочие виды деятельности:
Торговля хлебобулочными изделиями:
– магазин «Горячий
хлеб», расположенный на
Полное фирменное
Открытое акционерное
общество «Уфимский Хлебозавод
№7», именуемое в дальнейшем
«Общество», создано в соответствии
с Федеральным законом от 26 декабря
1995 г. №208 – ФЗ «Об акционерных
обществах» и на основании
Закона Республики
Общество является
юридическим лицом,
Основной целью деятельности
Общества является извлечение
прибыли. Основными видами
– производство и
реализация хлебобулочных и
– организация торгово-
– автоуслуги по
доставке хлебобулочных
Имущество Общества
составляют активы
Уставный капитал Общества
определяет минимальный размер
имущества, гарантирующий
Уставный капитал Общества
может быть увеличен путем
увеличения номинальной
Прибыль Общества подлежит
налогообложению в порядке,
Резервный фонд формируется в размере пять процентов уставного капитала Общества. Он предназначен для покрытия убытков Общества, а также для погашения облигаций Общества и выкупа акций Общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
Высшим органом управления
Общества является общее
2.2 Анализ рентабельности предприятия
Для того чтобы
Анализ финансовой
деятельности предприятия
1) Основные технико-
Таблица 1 – Основные
технико-экономические
Показатели
2008 г.
2009 г.
Темп роста, %
Объем выработанной товарной продукции, тыс. руб.
186043
202679
109
Выпуск продукции в натуральном выражении, т.
8608,4
8026,0
93
Среднесуточная выработка изделий, т.
23,52
21,99
93
Среднесписочная численность, чел.
218
243
111
Производительность труда, тыс. руб./чел.
853,41
834,07
98
По данным таблицы
видно, что объем выработанной
продукции в 2009 году увеличился
на 9%, при этом возросла численность
работников предприятия, что
2) Изменение состава затрат на 1 рубль товарной продукции представлено в таблице 2.
Информация о работе Анализ экономической и финансовой рентабельности