Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:01, курсовая работа
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
3)определение качества товара как важнейшего фактора конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «ВымпелКом»
2.1 Характеристика компании ОАО «ВымпелКом»
2.2 SWOT-анализ компании ОАО «ВымпелКом»
2.3 Разработка стратегии для эффективной деятельности компании
2.4 Структурный анализ конкурентов (МТС, МегаФон)
Заключение
Список литературы
Тема: «Анализ конкурентоспособности предприятия»
Оглавление
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Готовая продукция - конечный продукт производственного процесса предприятия. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2)
Выявить факторы, за счет
3)определение
качества товара как
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
Конечная цель любой фирмы победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет, зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Обычно
под конкурентоспособностью товара
понимают некую относительную
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Конкурентоспособность продукции = Качество + Цена + Обслуживание
Процесс продажи может не состояться, если произведенные товары не соответствуют условиям их реализации и не пользуются спросом. Итак, конкуренция характеризуется:
а) наличием нескольких соперников;
б) одной и той же сферой деятельности;
в) совпадающей целью.
Чтобы полнее понять сущность проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения:
1.
Конкурентоспособность
2. Покупатель - главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
3. Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Рассмотрим факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
Качество товаров и услуг;
Цена товаров и услуг;
Уровень квалификации персонала и менеджмента;
Технологический уровень производства;
Доступность источников финансирования;3
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические (или статичные), коммерческие (динамичные), нормативно-правовые факторы.4
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие
факторы определяют условия реализации
товаров на конкретном рынке. Они включают:
конъюнктуру рынка (острота конкуренции,
соотношение между спросом и предложением
данного товара, национальные и региональные
особенности рынка, влияющие на формирование
платежеспособного спроса на данную продукцию
или услугу.); предоставляемый сервис (наличие
дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя
и станций обслуживания в регионе покупателя,
качество технического обслуживания,
ремонта и других предоставляемых услуг);
рекламу (наличие и действенность рекламы
и других средств воздействия на потребителя
с целью формирования спроса); имидж фирмы
(популярность торговой марки, репутация
фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.
Значения
перечисленных интегральных показателей
конкурентоспособности товара зависят
от силы влияния внешних и внутренних
факторов конкурентного преимущества
товара.
Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешние
факторы конкурентного |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Уровень конкурентоспособности страны | С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара |
2. Уровень конкурентоспособности отрасли | То же |
3. Уровень конкурентоспособности региона | То же |
4. Уровень
конкурентоспособности |
То же |
5. Сила конкуренции на выходе системы | Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов | То же |
7. Сила
конкуренции среди товаров- |
То же |
8. Появление новых потребностей | Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара |
9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой | Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара |
10.
Активность контактных |
С повышением активности
контактных аудиторий |
Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренние
факторы конкурентного |
Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара | С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность |
2. Рациональность
организационной и |
Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара |
3. Конкурентоспособность персонала системы | Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара |
4. Прогрессивность информационных технологий | С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования | С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
6. Научный уровень системы управления (менеджмента) | С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара |
7. Обоснованность миссии системы | Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и её товаров |
Рассмотрим наиболее значимые факторы более подробно.
Товар
может стать
Различают качества:
физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,
цвет, запах;
эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
символические: статус, престиж, класс;
дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.5
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.
Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров и услуг является цена.
Цена товаров и услуг. Цена денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.4
Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия