Анализ оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Оценка деловой активности предприятия……………….................
2. Оценка финансовой устойчивости предприятия…………………..
3. Оценка деловой активности и финансовой устойчивости
на примере ОАО «Прогресс»…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Библиографический список………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

   Содержание

 
Введение…………………………………………………………………

1. Оценка деловой  активности предприятия……………….................

2. Оценка финансовой  устойчивости предприятия…………………..

3. Оценка деловой  активности и финансовой устойчивости 

на примере  ОАО «Прогресс»…………………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………….

Приложения

2

4

12 

20

33

35 

Введение

     В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения  предприятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво,  платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

     Стабильность  финансового положения предприятия  в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его деловой активностью.

     Главными  качественными и количественными  критериями деловой активности предприятия  являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.

     На  устойчивость предприятия оказывают  влияние различные факторы:

- положение предприятия на товарном рынке;

- производство  и выпуск дешевой, качественной  и пользующейся спросом на  рынке продукции;

- его  потенциал в деловом сотрудничестве;

- степень  зависимости от внешних кредиторов  и инвесторов;

- наличие  неплатежеспособных дебиторов;

- эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

     Такое разнообразие факторов подразделяет и  саму устойчивость по видам. Так, применительно к предприятию она может быть: в зависимости от факторов, влияющих на нее, - внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.

     - Внутренняя устойчивость - это такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов.

     - Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.

      - Общая устойчивость предприятия - это такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

      - Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

      Анализ  устойчивости финансового состояния  предприятия на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.  

1. Оценка деловой  активности предприятия 

      Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

     Анализ  деловой активности позволяет выявить, насколько эффективно предприятие  использует свои средства. Как уже было сказано, к показателям, характеризующим деловую активность, мы относим коэффициенты оборачиваемости и рентабельности.

     Эти два вида коэффициентов на деловую  активность предприятия влияют следующим  образом. Допустим, что оборотный  капитал (без краткосрочных инвестиций) оборачивается один раз в квартал при рентабельности основной деятельности в 25%, тогда индекс деловой активности за этот квартал будет равен 0,25 или те же 25%. Если при той же рентабельности оборачиваемость оборотного капитала увеличивается в 2 раза, то, соответственно, индекс деловой активности увеличивается тоже в 2 раза, и тогда предприятие за два оборота того же самого объема оборотного капитала за такой же временной период получит 50 копеек балансовой прибыли с каждого рубля оборотного капитала.

     Аналогичные выводы делаются и с увеличением (уменьшением) рентабельности. То есть, если замедлилась оборачиваемость, то необходимо ее компенсировать большей  рентабельностью - снижать расходы, уменьшать затраты и т.д. Если повысить рентабельность нет возможности - необходимо "брать" оборотом, т.е. выпускать и реализовывать больше продукции.

      У предприятия, находящегося в состоянии  финансового кризиса,  наблюдаются  низкие показатели деловой активности, рентабельности и отдачи имеющихся  активов. Убыточность финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства. Однако это не означает, что любое убыточное предприятие тут же должно обанкротиться.

      Убыточность может быть временной, и не исключено, что руководство и менеджеры предприятия найдут эффективные решения и выведут предприятие из кризиса.

      С другой стороны, наличие высокой  рентабельности не исключает возможности  банкротства.

      В этом отношении интересные данные приводят французские специалисты. В выборке обследованных обанкротившихся предприятий убыточные предприятия составляли 38%, а остальные 62% были рентабельными предприятиями.

      Обанкротившиеся рентабельные предприятия по своим  характеристикам распределяются следующим  образом (в % к общему итогу):

  • «уязвимые предприятия» с низкой рентабельностью и финансово- неустойчивые..........................…..............................................................30
  • «излишне амбициозные» предприятия, которые при низкой рентабельности наращивали объем производства................................11
  • «солидные» предприятия, имевшие удовлетворительные показатели рентабельности и финансовой устойчивости, но проводившие рискованную товарную политику.................................………………...8
  • «молодые» предприятия с чрезмерно высокими темпами развития, низкой рентабельностью и ограниченными основными средствами................……………………………………………………..5
  • предприятия с хроническим недостатком ликвидных средств, имевшие удовлетворительные показатели рентабельности и неудовлетворительные показатели ликвидности и финансовой устойчивости...........………………………………………………………4
  • предприятия с жесткой структурой управления, имевшие большие накладные расходы, удовлетворительные показатели рентабельности и финансовой устойчивости……………………………………………42

    Непосредственные  причины банкротства у приведенных  групп предприятий были различные.

    Убыточные и низко рентабельные предприятия  становились банкротами от малейшего  повода, например, от банкротства клиента, заминки в оплате долговых обязательств, потерь, связанных с конкретной сделкой и т.д.

    Рентабельные  предприятия “прогорали” по следующим  причинам:

    1) вследствие серьезных неудач  в осуществлении отдельных проектов  и сделок, от приобретения убыточных  предприятий, от ошибок в диверсификации производства и т.п.;

    2) в результате негибкой ассортиментной, инвестиционной и технической  политики, не учитывающей изменения  конъюнктуры рынка; 

    3) по внешним, не зависящим от  предприятия причинам (банкротство  постоянного клиента, неблагоприятные изменения ставок налогов и таможенных тарифов, ужесточение условий кредитования и т.д.).

    Хозяйственная деятельность предприятия может  быть охарактеризована различными показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).

    Количественная  оценка деловой активности предприятия  делается по двум направлениям:

    - степень выполнения плана по  основным показателям, обеспечение  заданных темпов их роста;

    - уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

     Оценивая  динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи:

     Тпб > Тр > Так > 100%,

    где Тпб, Тр, Так  - соответственно темпы изменения балансовой прибыли, объема реализации, суммы активов (капитала).

     Данное  соотношение означает, что: а) прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения; б) объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно; в) экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

    Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название "золотое правило экономики предприятия". Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться, и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий. При этом следует учитывать наличие искажающего влияния инфляции.

      Для оценки эффективности использования  ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов (ресурсоотдачу) и их видов: основных, нематериальных и оборотных активов.

      Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала. Его формула такова:

      f = QP/B   (берется среднегодовая сумма всех вложенных средств).

      При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала.

     Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов устанавливается отношением объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость продукции есть величина, обратная фондоотдаче. Она характеризует стоимость основных средств (в копейках), приходящаяся на один рубль выручки от реализации продукции (работ, услуг);

     Показатель  фондоотдачи тесно связан с производительностью (WR) и фондовооруженностью (Ф) труда. Взаимосвязь между этими показателями можно выразить следующими формулами:

        WR = QP/R,

        Ф = F/R,

        f = QP/F = (QP/R) : (F/R) = WR

Информация о работе Анализ оборотных активов