Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:53, статья
Выявлены основные приоритетные направления налоговой политики российского государства в современных экономических условиях. Также обосновано, что одной из неотложных задач современной российской налоговой политики является необходимость разработки новых научно-методологических подходов к процессу налогового контроля как механизму не только мобилизации доходов бюджетов всех уровней, но и противодействия получению неконкурентных преимуществ субъектами экономики.
Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях
Беспалов М.В.Налоги, 2010.
Для
обеспечения социально-
Ключевые
слова: эффективная налоговая
Execution of complex state support of development of entrepreneurial activity on the basis of optimization of tax policy is necessary for ensuring social-economy development of the Russian state in conditions of external economic instability. The article reveals priority trends of tax policy of the Russian state in contemporary economic conditions. The author also substantiates the idea that one of fundamental tasks of contemporary Russian tax policy is the necessity of elaboration of new scientific-methods approaches to the procedure of tax control as a mechanism of not only mobilization of revenues of budgets of all levels but also counteracting of receipt of noncompetitive benefits by the subjects of economy.
Key words: efficient tax policy, tax control, entrepreneurial activity.
Для развития предпринимательской деятельности в современных экономических условиях необходимо наличие определенных условий, в том числе:
-
наличие эффективной налоговой
системы, стимулирующей
-
наличие определенной
-
наличие определенной
-
правовая защищенность
-
государственная поддержка
Таким образом, для поступательного развития предпринимательских структур должны быть созданы определенные предпосылки, к наиболее существенным из них следует отнести:
- наличие эффективной налоговой политики государства;
-
многообразие форм
- свободу предпринимательства;
- конкуренцию и антимонопольные меры;
- свободные цены и договорные отношения;
-
равные условия хозяйствования
для различных типов
-
цивилизованную финансово-
В результате можно сделать вывод о том, что для обеспечения социально-экономического развития Российского государства в современных условиях внешнеэкономической нестабильности необходима реализация комплексной государственной поддержки развития предпринимательской деятельности на основе оптимизации налоговой политики, а соответственно, и налоговой системы государства.
Однако
следует отметить, что любые реформы,
в том числе в сфере
Для
стимулирования и активизации развития
предпринимательской
-
обеспечить стабильность
-
максимально конкретизировать
-
устранить имеющуюся
-
обеспечить стимулирующее
-
освободить полностью от
Необходимо заметить, что стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей задачей современной российской налоговой политики. Так как именно малые предприятия, особенно в случае наличия грамотно разработанной государственной налоговой политики, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым содействовать выходу национальной экономики из мирового экономического кризиса.
К
налоговой политике государства
предъявляется ряд требований, которым
она должна удовлетворять. Требования,
предъявляемые к налоговой
- рациональность, т.е. обоснованность налоговой политики;
-
оптимальность, т.е.
-
справедливость, в том числе социальная
справедливость распределения
- простота исчисления налогов;
-
доступность и понимаемость
- экономичность и эффективность.
Причем
данные требования должны адекватно
переноситься в целом на налоговую
систему государства, которая формируется
на базе налоговой политики. При
этом сама налоговая система должна
быть рациональной системой с единой
законодательной базой
Таким образом, налоговая система государства должна строиться на базе следующих основополагающих принципов:
-
единства или единой
-
стабильности налогового
-
рациональности и
-
организационно-правового
- единоначалия и централизации управления налоговой системы;
- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований;
-
налоговая система должна
Одним из основных требований, предъявляемых к российской налоговой политике в современной экономической ситуации, является создание условий для повышения законности в налоговой сфере. На практике сотрудники налоговой инспекции зачастую нарушают требования налогового законодательства, в том числе:
-
необоснованно
-
требуют документы в ходе
- изымают подлинники первичных документов у налогоплательщика без надлежащего оформления такого изъятия и т.д.
Действующим российским законодательством о налогах и сборах предусмотрен механизм защиты налогоплательщиком своих прав, и явные нарушения закона со стороны налоговых органов налогоплательщики впоследствии смогут всегда оспорить в суде. Однако за тот период времени, в течение которого налогоплательщики будут защищать в судебном порядке свои права, их бизнес будет испытывать существенные сложности. При этом в условиях кризиса ущерб предпринимательству, причиненный неправомерными действиями налоговых органов, может оказаться невосполнимым.
С
другой стороны, в условиях экономического
кризиса налоговая политика государства
посредством формируемой
Налоговый контроль представляет собой часть налоговой системы, включающую взаимосвязанные элементы, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, институты и механизмы, нормативно-правовую базу, экономические отношения, органы (субъекты), осуществляющие налоговый контроль, формы и методы его организации. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ).
В
целом контрольная функция
В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию следующих функций: фискальной (формирование государственного денежного фонда), контрольной (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов), а также стимулирующей (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий).
Однако в реально проводимой государственной налоговой политике фискальный подход к вопросам организации налогового контроля считается преобладающим. Ориентация системы налогового контроля в основном на мобилизацию дополнительных средств в бюджет не в полной мере отражает как внутреннюю суть налогового контроля, так и его место в экономической и финансовой системе. В современных реалиях контроль выступает не только в роли фискального инструмента, он, главное, должен выполнять регулятивную функцию, направленную на развитие экономики посредством приведения в равные условия участников экономической деятельности. Именно такое понимание налогового контроля делает его инструментом долгосрочной налоговой политики, направленной на развитие предпринимательской деятельности.
Эффективность налогового контроля следует оценивать не только по реально поступившим в бюджетную систему государства доначислениям. Мы считаем, основным показателем эффективности налогового контроля следует признать не собственно доначисления по выездным и камеральным проверкам, а уровень текущей собираемости налогов. Данный принцип означает, что налогоплательщик тогда полностью и своевременно уплачивает все установленные налоги, когда осознает уровень риска неблагоприятных последствий налогового контроля. Таким образом, из полностью фискального инструмента налоговый контроль переходит в сферу регулятора, наличие которого побуждает (иногда понуждает) налогоплательщиков самостоятельно уплачивать налоги и сборы.