Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:19, курсовая работа
В связи с переходом экономики России к современным рыночным отношениям и приближении отечественного бухгалтерского (управленческого и финансового) учета к международным стандартам финансовой отчетности аналитическое исследование продажи товаров в оптовой торговле.
В настоящее время оптовая торговля является одним из самых распространенных видов деятельности предприятий в нашей стране и относится к числу важнейших показателей экономического развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.
1. Значение и задачи анализа оптового товарооборота в рыночных
условиях хозяйствования ......................................................................... 3
2. Анализ общего объема реализации, его динамики ............................. 4
3. Анализ факторов, оказавших влияние на реализацию товаров ......... 9
4. Анализ выполнения договорных обязательств с покупателями ........ 19
5. Выводы и предложения по результатам прведенного анализа ...........28
Список используемой литературы .............................................................25
Таблица
3.5 - Изменение прочего выбытия товаров
в ОАО «Примцветметторг» за 2009-2010 гг.
Состав прочего выбытия | 2000г. | 2001г. | Отклонения в сумме |
Темп роста |
Удельный вес, % | |
сумма | Удельный вес, % | сумма | ||||
Естесственная убыль | 60,7 | 17,24 | 83,3 | 14,4 | 22,6 | 137,2 |
Возврат поставщикам | 113,7 | 53,39 | 242,5 | 41,15 | 128,8 | 213,3 |
Уценка | 73 | 20,74 | 40 | 6,79 | -33 | 54,8 |
Порча | 104,6 | 29,72 | 223,5 | 37,9 | 118,9 | 213,7 |
Итог | 352 | 100 | 589,3 | 100 | 237,3 | 167,4 |
Из таблицы 3.5 видно, что прочие выбытие товаров в 2010 г.
существенно увеличилось, это отрицательно сказалось на объеме продаж. По сравнению с 2009 г. он снизился на 237,3 тыс. руб. В основном на это повлияли
увеличение естественной убыли товаров (на 22,6 тыс. руб.),возврата
поставщикам (на 128.8 тыс. руб.), порчи товаров (на 118,9 тыс. руб.).
Причинами увеличения прочего выбытия товаров стали низкое
качество товаров поставляемых поставщиками, в результате чего они были возвращены, нарушение температурного режима при хранении товаров.
Товарные запасы- часть продукта находящаяся в сфере товарного обращения необходимая для удовлетворения нужд производственного потребления. Поэтому необходимым условием при анализе оптового товарооборота является изучение эффективности использования товарных запасов.
Скорость оборота товаров является важнейшим показателем экономии издержек обращения за счет изменения качества товаров, снижения товарных потерь, уменьшения расходов по оплате банковского кредита.
К показателям эффективности относится
коэффициент оборачиваемости товаров.
Он рассчитывается по формуле:
Рассмотрим изменение
запасов
в ОАО «Примцветметторг» за 2010 г. (таблица
3.6).
Таблица
3.6 - Изменение показателей эффективности
использования товарных запасов в ОАО
«Примцветметторг» за 2010 г.
Показатели | На начало года | На конец года | Изменения |
Оборачиваемость товарных запасов (дни) | 21,2 | 23,4 | 2,20 |
Товарные запасы на 1 руб. Реализации (руб.) | 0,17 | 0,2 | 0,03 |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что оборачиваемость
товарных
запасов замедлилась, что
предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие
неграмотно управляет товарными запасами.
Особое внимание при анализе оптового товарооборота следует уделить
факторам,
связанным с трудовыми
продаж зависит от организации труда, численности и состава персонала,
уровня квалификации работников, от средней выработки, текучести кадров.
В определенной степени объем реализации зависит от обеспеченности
предприятия трудовыми ресурсами.
Определим влияние изменения численности трудовых ресурсов на изменение
объема
продаж в ОАО «Примцветметторг» за 2001
г. (таблица 3.7).
Таблица
3.7 - Изменение численности трудовых ресурсов
в ОАО «Примцветметторг» за 2010г.
Показатели |
План |
Факт |
Отклонение |
Процент выполнения плана, % |
Объем продаж, тыс.руб. | 16850,0 | 17050,5 | 200,5 | 101,2 |
Среднесписочная численность работников | 23,0 | 21,0 | -2,0 | 91,3 |
В том числе работников склад | 12,0 | 13,0 | 1,0 | 108,3 |
Уднльный вес работников склада в общей численности, % | 52,2 | 61,9 | 9.7 | * |
Данные приведенные в таблице 3.7 показывают, что рост товарооборота на
200,5 тыс. руб., оправдан такой численностью работников склада-12 человек
(101,2*12/100).
4
Анализ выполнения договорных
обязательств с покупателями
При реализации товаров предприятие оптовой торговли все отношения
оформляются правовыми документами. Основным соглашением товаров, является договор купли-продажи (где поставщик обязуется поставить товар в
определенный срок, количестве и ассортименте, а покупатель принять и
оплатить его).
Анализ оптового товарооборота должен проводиться по каждому покупателю в отдельности. Оптовые предприятия с каждым по их отгрузки, условиям транспортировки и разрабатывают меры по улучшению снабжения товарами покупателей за полученный товар.Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения оговорных обязательств по поставкам товара.
Анализ выполнения договоров поставки важен, так как ритмичное и
равномерное
выполнение договорных
покупателями, оказывают положительное влияние на формирование конечного
финансового результата исследуемого предприятия.
ОАО «Примцветметторг», в зависимости от срока действия договора, заключает как краткосрочные, так и долгосрочные договоры купли-продажи.
В удельный вес краткосрочных договоров составляет 14,3 %, а долгосрочных - 85,7 %. Это свидетельствует о том, что предприятие в основном заключало долгосрочные договора, что положительно сказалось на его работе, так как снижаются затраты и риск на поиск новых покупателей.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара оказывает влияние на объем реализации.
Важным показателем, характеризующим выполнение обязательств по договорам поставки является процент выполнения плана договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением
разности
между плановым объемом
Kп = (N0 – Nн) : N0 * 100% ,
Приведенный расчет показывает, что за отчетный месяц недопоставлено товара по договорам на сумму 10 тыс. руб. или на 10 %, в результате чего
планируемый объем реализации уменьшился на 10 тыс. руб.
Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий -смежников, транспортных организаций и т.д.
Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по оплате поставленного товара. В процессе анализа необходимо изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.
Вследствие несовпадения моментов реализации товаров и их оплаты возникает так называемая дебиторская задолженность, то есть задолженность покупателей за отгруженные продукцию и товары. Эта задолженность
образуется во время реализации и превращается в денежные средства по
истечении определенного времени. Анализ дебиторской задолженности очень
важен для предприятия, так как позволяет следить за ее состоянием и
движением и
не допускает возникновения
задолженности, а также помогает отслеживать сроки погашения дебиторской
задолженности. Просроченная дебиторская задолженность отрицательно
сказывается на
финансовой устойчивости предприятия,
так как извлекает из оборота
свободные денежные средства.
В таблице 4.7 представлена дебиторская задолженность за исследуемый
период
по срокам возникновения.
Таблица 4.7 - Сроки возникновения дебиторской задолженности
в ОАО «Примцветметторг»
за 2010 г. (тыс. руб.)
Срок | На начало года | На конец года | Отклонение |
До 30 дней | 185,070 | 4,658 | -180,412 |
31-60 дней | - | - | - |
61-90 дней | - | - | - |
91-120 дней | - | - | - |
Свыше 120 дней | - | - | - |
Всего | 185,070 | 4,658 | -180,412 |
Приведенные данные в таблице 4.7 показывают, что срок возникновения всей дебиторской задолженности до 1 месяца, что положительно казалось на деятельности предприятия, так как позволило получать средства за товары и оказанные услуги уже в течение одного месяца.