Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель работы - анализ отрасли рынка соли, как низкокачественного товара.
Задачи моей курсовой работы:
определить равновесное потребляемое количество данного товара, его эластичность
выявить, как влияют методы государственного регулирования на потребление хозяйственного мыла;
рассмотреть производство и издержки в рыночной экономике низкокачественного товара.
практическое ознакомление с методами экономического анализа;
приобретение навыков самостоятельного анализа экономической реальности.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Анализ рынка хозяйственного мыла………………………......6
Классификация и потребительские свойства хозяйственного мыла………………………………………………………………………..6
Требование к качеству хозяйственного мыла, преимущества и недостатки по сравнению СМС ……………..………………………….7
Сегментация и структура рынка ………….………………………….8
Глава 2. Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия…………………………………………..…………………….13
Глава 3. Производство и издержки в рыночной экономике………….21
Заключение…………………………………………………………….…30
Библиографический список…………
В настоящий момент Рынок фактически монополизирован тремя ведущими компаниями - Procter & Gamble, Henkel и казанской «Нэфис Косметикс» (Sorti, AOS, BiMax, «Биолан»). Кроме того, значимую роль играют британский концерн Reckitt Benckiser с марками Vanish, Calgon и Tiret и компания Unilever (Domestos и Cif занимают чуть более 7% в сегменте моющих средств). По оценкам аналитиков, сейчас на долю такой компании, как «Фрау Шмидт» приходится не более 2 - 3% рынка бытовой химии. В настоящий момент, это наиболее активно развивающаяся торговая марка на российском рынке.
Глава 2.Спрос и предложение.
Механизм установления рыночного равновесия
На основании информации,
характеризующей спрос и
Таблица 1
Исходные данные
Показатели |
Исходные данные |
1. Кривая спроса в 2000г. характеризовалась точками с координатами: точка А : цена, ден. ед. количество в день, ед. точка Б : цена, ден. ед. количество в день, ед. 2. Кривая спроса в 2007 г. характеризовалась точками с координатами: точка В : цена, ден. ед. количество в день, ед. точка Г : цена, ден. ед. количество в день, ед. 3. Кривая предложения в 2000 г. характеризовалась точками с координатами: точка Д : цена, ден. ед. количество в день, ед. Точка Е : цена, ден. ед. количество в день, ед. 4. Снижение предложения в 2007г. по сравнению с 2000г., % 5. Индекс изменения цен за период составил 6. Среднедушевой доход в 2000г, руб. 7. Среднедушевой доход в 2007г, руб. 8. Величина заработной платы ден. ед. 9. Рыночная цена товара
в предшествующем периоде устан 10. Переменная g 11. Степень натурального логарифма 12. Доля расходов на оплату труда в общих издержка фирмы, L |
20 350 30 280
210 340 350 260
15 250 28 340 8
10 300 1500 500 30
0,18 1,0 0,46 |
1. Предполагая, что зависимость
объема спрашиваемого и
Qd = a + b×P,
Qs = c + e×P,
где Qd, Qs – количество, соответственно спрашиваемого и предлагаемого товара, ед;
P — цена товара, ден.ед.;
a, b, c, e – переменные.
Определим уравнение спроса и предложения на товар в 2000г.
,откуда
Qd2000 = 490 – 7 P
,откуда
Qs2000 = 146,154 + 6,923 P
Определим координаты точки рыночного равновесия в 2000г.
490 – 7 P = 146,154 + 6,923 P,
откуда P*2000 = 24,696 т.р., Q*2000 =311,124 тонн.
Определим уравнение спроса на товар в 2007г.
Определим уравнение предложения на товар в 2007г.
где c2000, e2000 — переменные, характеризующие зависимость величины предложения товара от цены в 2000-м году.
i — индекс изменения цен за период с 2000 по 2007 год.
j — коэффициент снижения предложения товара за период.
Определим координаты точки рыночного равновесия в 2007г.
460 – 0,571P = 134,462 + 0,637P
откуда P*2007=269,407т. руб. Q*2007=306,053тонн.
Следовательно, за прошедший период равновесное количество товара снизилось, а цена возросла с 24,696 до 269,407 т. руб. (в ценах 2000г.).
Изобразим графически изменение в спросе и предложении в масштабе цен 2000г. (приложение А)
В данном случае, можно сказать, что спрос на хозяйственное мыло снизился, так как возможно у товара много заменителей.
2.Определим эластичность спроса и предложения по цене в 2007 году вблизи равновесной цены.
; = 0,533
Спрос на продукцию неэластичен.
В данном случае, предложение неэластично, производитель не может быстро отреагировать на изменение цены.
Определим эластичность спроса по доходу.
где Qd2007, Qd2000 – объем спроса на товар при неизменной цене. За основу возьмем равновесную цену на товар в 2000г.
Qd2000=Q*2000 =311,124тонн
Qd2007=a2007+b2007 ×P*2000 ×i ,
где a2007, b2007 — коэффициенты из уравнения спроса в 2007 году.
Qd2007 = 460-0,571×24,696×10 = 318,986 тонн;
I2000 – среднедушевой доход в 2000г.
Ic2007 – среднедушевой доход в 2007г., скорректированный на индекс изменения цен.
Ic2007 = I2007/i;
Следовательно, хозяйственное мыло относится к товару низкого качества.
При расчете эластичности спроса по цене, мы выявили, что спрос неэластичен. Это связано с тем, что данный товар занимает незначительное место в бюджете потребителя, так как товар низкокачественный и у него маленькая стоимость, а также у хозяйственного мыла мало заменителей.
3. Предполагая, что рыночная цена на мыло в предшествующем периоде установилась на 30% ниже равновесной цены в 2007г., построим динамическую модель рынка. При этом:
где Qs t — объем предложения товара в t-м периоде.
Pt-1 — цена товара в (t-1)-м периоде.
Pdt — рыночная цена товара в (t)-м периоде.
P0 = P*2007 × (1-f),
где f — коэффициент, учитывающий более низкий уровень цены в предшествующем периоде, по сравнению с текущим периодом.
P0=269,407×(1-0.3)=188,585
Qs1 = 134,462+0,637×188,585 = 254,575 тонн.
Pd1 = 805,012- 254,575/0,571 = 360 т.руб.
Qs2 = 134,462+0,637×360 = 363,435тонн.
Pd2 = 805,012-363,435/0,571 = 169т.руб.
Qs3 = 134,462+0,637×169 = 242,102тонн;
Pd3 = 805,012-242,102/0,571 = 381,334т.руб.
Данная динамическая модель рынка представлена в приложении Б.
Исходя из моей динамической модели рынка видно, что цена удаляется от равновесной. Рынок находится в неустойчивом состоянии.
4. Величина товарной интервенции в 2007г., необходимой для удержания цены предшествующего периода, определяется разницей в спросе и предложении товара.
INT = Qd(P0) – Qs(P0),
где INT – величина товарной интервенции.
Qd(P0) , Qs(P0) – объемы спроса и предложения при цене 0-го периода.
INT = (460-0,571×188,585) – (134,462+0,637×188,585) = 97,662 ед.
При расчете товарной интервенции получилось, что при количестве 97,662 ед. Мы сможем удержать цены на уровне предшествующего периода.
5. Выручка продавцов будет максимальна в точке, коэффициент эластичности спроса в которой равен -1. Следовательно, кривая предложения товара также должна проходить через эту точку.
Учитывая, что ценовая эластичность спроса может быть определена по формуле
определим цену, при которой выручка продавцов будет максимальна:
т. руб.
Спрос на товар при этом составит: Qd=460-0,571×402,52=230 тонн.
Определим величину налога на единицу товара, введение которого приведет к установлению рыночного равновесия в точке с координатами:
Р = 402,52 т.руб., Q = 230 тонн.
Уравнение предложения при этом будет иметь вид:
.
Перейдем к обратным уравнениям, было:
необходимо:
Следовательно, величина налога должна составить:
т.руб. за 1 тонну.
При налоговой ставке 252,538 т.руб за 1 ед. общая величина выручки продавцов будет максимальной, так как при введении налога продавец увеличивает цену, а следовательно при том же количестве продаваемой продукции, или ее незначительном изменении, у него будет выручка больше.
После введения налога равновесная цена возрастет с 269,407 т.руб. до 402,52 т.руб., а равновесное количество товара сократится со 306,053 до 230 тонн.
Графическая интерпретация введения налога представлена в Приложении В.
6. Общая величина налоговых поступлений в бюджет(TS) составит:
TS = T×QT,
Часть этой суммы ляжет на плечи покупателей товара:
Td = (PT - P*)×QT,
где Td — сумма налоговых платежей, которую оплатят покупатели в связи с ростом цены на товар;
PT — равновесная цена, которая сложится на рынке при введении налога.
Сумма налоговых платежей, которую заплатят производители товара, составит:
TS = (P* + T – PT)×QT.
В рассматриваемом примере:
TS = 252,538×230 = 58083,74 т.руб.
Td = (402,52 –269,407) × 230= 30615,872 т.руб.
TS = (269,407 + 252,538 – 402,52) ×230 = 27467,75 т.руб.
Следовательно, потребители
товара вынуждены будут оплачивать
большую часть вводимого
Поэтому я считаю, что введение налога нецелесообразно.
7. Вместо введения налога
Изобразим графически.(Приложение Г)
Последствия прямого регулирования цены могут привести к еще более отрицательным результатам, чем введение налога.
При данном уровне цены объем предложения товара составляет
Qs = 134,462+0,637 × 402,52 = 390,836 тонн.
А объем спроса
Qd= 460 – 0,571 × 402,52 = 226,988 тонн.
Товарный излишек составит (390,836 – 226,988)=163,847 тонн и превысит объем потребления товара.
Следовательно, введение нижнего предела цены на уровне 402,52 т.руб. за тонну продукции нецелесообразно.
Глава 3. Производство и издержки в рыночной экономике
1. Предположим, что фирма является несовершенным конкурентом, т. е. обладает значительной долей производства в отрасли и может влиять на цену. Поэтому при росте выпуска продукции происходит все большее насыщение рынка и, следовательно, уменьшение цены. В таких условиях увеличение объема производства сверх определенного уровня приведет к падению прибыли.
Необходимо в соответствии с конъюнктурой рынка определить оптимальный объем выпуска продукции, ее цену, постоянные и переменные издержки, прибыль.
Считаем, что определенная ранее функция спроса в 2007 году достаточно точно отражает реакцию потребителей на изменение объема производства. На основании уравнения спроса вида:
Qd = a + bP,
Qd2007 = 460 – 0,571P
=460
соответственно:
=57,5
=115
172,5
230
287,5
345
402,5
704,305
603,75
503,125
402,5
301,875
100,625
Построим график функции спроса (Приложение Д). Отрезок на оси абсцисс от 0 до Qmax разобьем на 8 равных частей. Каждому объему производства Qi соответствует цена Pi (i =1,7).
Общую выручку TRi от реализации товара для каждого i-го объема производства продукции Qi и соответствующей цены Pi определим по формуле
TR = Qi × Pi
TR1=57,5× 704,305=40497,562
TR2=115× 603,75=69431,258
TR3=172,5× 503,125=86789,072
TR4=230× 402,5=92575,011
TR5=287,5 × 301,875=86789,071
TR6=345× 201,25=69431,256
TR7=402,5× 100,63=40501,566
Предельный доход (MR) — это разница в выручке, получаемая фирмой при повышении объема производства на дополнительную единицу.
Каждая фирма в своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли, или минимизацию убытков. Точным ориентиром максимизации прибыли, или минимизации убытков независимо от того, функционирует фирма в условиях совершенной или несовершенной конкуренции является объем производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу, т.е.
MR=MC
MC — предельные издержки, т.е. увеличение в общих расходах, связанное с ростом выпуска готовой продукции на дополнительную единицу:
где TCi+1, TCi — общие расходы фирмы, соответственно при i-ом и (i+1)-м объемах производства.
Общие издержки фирмы складываются из общих переменных издержек (TVC) и общих постоянных издержек (TFC).
TCi=TVCi + TFCi
TC1=4695,278 + 40072,061= 44767,338
TC2=9300,74 + 40072,061=49372,831
TC3=14249,88 +40072,061=54321,941