Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:52, контрольная работа
Безусловно, создание рынка доступного жилья - задача не из простых. По данным на сегодняшний день, в России в очереди на получение жилья стоит около 4430 тыс. семей. Желание улучшить свои жилищные условия выразили более 31 млн. семей, или 61% населения. При этом средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,3 м2 на человека. Например, в Германии подобный показатель составляет 35 м2 на человека, в Швеции - 40 м2, в США - 70 м2.
16
Анализ рынка ветхого жилья Красноярска
Безусловно, создание рынка доступного жилья - задача не из простых. По данным на сегодняшний день, в России в очереди на получение жилья стоит около 4430 тыс. семей. Желание улучшить свои жилищные условия выразили более 31 млн. семей, или 61% населения. При этом средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,3 м2 на человека. Например, в Германии подобный показатель составляет 35 м2 на человека, в Швеции - 40 м2, в США - 70 м2.
Но при таком огромном спросе население, его подавляющая часть имеет крайне низкую платежеспособность. Преодолеть этот колоссальный разрыв - один из главных узлов, который необходимо разрубить. И здесь без реализации конкретных финансовых схем не обойтись. Имеется ввиду и расширение ипотечных жилищных кредитов, и кредитование индивидуального строительства, и различные накопительные схемы, и меры государственной поддержки отдельных социальных категорий граждан.
На сегодняшний день общий объем жилого фонда в России составляет 2850 млн. м2. Из них только 39% (1116,8 млн. м2) имеет процент износа до 30%. Около 56% жилья имеет степень износа от 30 до 65%; 3,2%, или 88,7 млн. м2, фактически непригодны для проживания. Это ветхий и аварийный жилищный фонд, подлежащий сносу. Еще 35,7 млн. м2 с процентом износа выше 65% близки к тому, чтобы быть признанными ветхими и аварийными.
Приведение ветхого жилья в нормальное состояние - вот ещё одно направление развития строительного рынка. Конечно, без программы на государственном уровне здесь не обойтись. Но если в такую программу заложить реальный механизм финансирования, она может стать серьёзным стимулом активизации строительного рынка.
Анализ состояния жилищного фонда
Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия его комфортности потребностям населения – является стратегической целью государственной жилищной политики, провозглашенной приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" и тиражируемой в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в последние годы.
На настоящем этапе стратегическими задачами развития жилищно-коммунального хозяйства в части жилищного фонда являются:
- ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;
- модернизация жилищной сферы, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности и экологии.
Реализация столь масштабных задач предполагает объединение усилий всех уровней власти, а также требует соответствующего экономического поведения самого гражданина, будь он собственник жилого помещения, либо нуждающийся в жилье или улучшении жилищных условий.
Катализатором темпов решения вышеуказанных задач стала возможность получения средств федерального бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному Собранию в 2009 году высказаны важные инициативы по дальнейшему реформированию жилищно-коммунального комплекса. Особое внимание акцентировано на положении дел в жилищной сфере.
Министерство строительства и архитектуры Красноярского края завершило прием и защиту заявок от муниципальных образований, претендующих на получение финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Краевым министерством разработан проект региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2010 год.
2284 семьи должны переехать из непригодного жилья в новые квартиры. В крае будут снесены 107 аварийных домов общей площадью 43,4 тысячи квадратных метров.
Правительство Красноярского края утвердило программу переселения граждан из аварийного жилья на текущий год. Участие в программе примут 11 муниципальных образований: семь городов, в том числе Красноярск, и 4 населенных пункта в сельской местности, уточняет пресс-служба правительства.
Финансирование программы осуществляется преимущественно из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ – 1,122 миллиарда рублей, а также из краевого бюджета – 335 миллионов рублей. Доля бюджетов муниципальных образований, участвующих в программе, составляет 15,5 миллиона рублей.
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" действует с 2008 года. По данным пресс-службы, за два года на её реализацию было направлено 962,8 миллиона рублей. Новое жилье получили 286 семей, снесены 114 аварийных многоквартирных домов.
В 2009 году параллельно с этой программой министерство строительства и архитектуры края выполнило региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в Красноярском крае". В соответствии с этой программой для переселения граждан было куплено у застройщиков в Красноярске 370 квартир и 80 квартир в Шарыпово. Показатели выполнения мероприятий программы представлены в таблице 1.
16
| Таблица 1 - Показатели выполнения мероприятий Программы «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда Красноярского края» | |||||||||
№ п/п | Наименование муниципальных образований - участников региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда | Достигнуто в результате выполнения программы | ||||||||
число переселенных жителей в результате выполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, человек | доля жителей, переселенных в рамках выполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, от общего числа жителей, зарегистрированных в аварийных многоквартирных домах на начало реализации программы, % | количество признанных аварийными многоквартирных домов, жители которых переселены в рамках выполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, штук | доля аварийных многоквартирных домов, жители которых переселены в рамках выполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по отношению к количеству всех аварийных многоквартирных домов на 01.01.2007 года, % | общее число освобожденных помещений (в сумме по найму, выкупу и мене в единицах и квадратных метрах) в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, штук / кв.метров
| доля площади аварийных многоквартирных домов, жители которых переселены в рамках выполнения региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по отношению к площади всех аварийных многоквартирных домов на 01.01.2007 года, % | средняя стоимость переселения граждан из аварийного жилищного фонда на один квадратный метр освобождаемого помещения в аварийном многоквартирном доме, рублей/кв. метров | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 7 |
| 8 | 9 |
1 | г. Ачинск -всего: | 255 | 100,0 | 10 | 100,0 | 110 | / | 3727,1 | 100,0 | 24971,91 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году | 41 | 16,1 |
|
| 20 | / | 645,0 | 17,3 | 24827,85 |
| 2009 году | 214 | 83,9 | 10 | 100,0 | 90 | / | 3082,1 | 82,7 | 30000,00 |
2 | г. Енисейск - всего: | 48 | 100,0 | 6 | 100,0 | 26 | / | 1134,8 | 100,0 | 30220,13 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 30220,13 |
| 2009 году | 48 | 100,0 | 6 | 100,0 | 26 | / | 1134,8 | 100,0 |
|
3 | г. Красноярск - всего: | 958 | 8 | 36 | 10,1 | 365 | / | 14367,8 | 10,0 | 26675,66 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 25574,28 |
| 2009 году | 104 | 0,9 | 5 | 1,4 | 37 | / | 1721 | 1,2 | 29990,96 |
| 2010 году | 854 | 7,1 | 31 | 8,7 | 328 | / | 12646,8 | 8,8 |
|
4 | г. Лесосибирск - всего: | 199 | 18,1 | 22 | 27,8 | 93 | / | 4398,3 | 19,1 | 25912,78 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 7 |
| 8 | 9 |
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 22182,02 |
| 2009 году | 199 | 18,1 | 22 | 27,8 | 93 | / | 4398,3 | 19,1 | 30343,28 |
5 | г. Минусинск - всего: | 205 | 100,0 | 18 | 100,0 | 65 | / | 2333,1 | 100,0 | 33914,83 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 33916,08 |
| 2009 году | 205 | 100,0 | 18 | 100,0 | 65 | / | 2333,1 | 100,0 | 33912,66 |
6 | г. Назарово - всего: | 225 | 72,6 | 9 | 69,2 | 72 | / | 3883,0 | 69,7 | 25914,65 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 26394,16 |
| 2009 году | 225 | 72,6 | 9 | 69,2 | 72 | / | 3883,0 | 69,7 | 25296,20 |
7 | п. Абан Абанского района - всего: | 15 | 100,0 | 3 | 100,0 | 7 | / | 264,1 | 100,0 | 38508,52 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 38508,52 |
| 2009 году | 15 | 100,0 | 3 | 100,0 | 7 | / | 264,1 | 100,0 |
|
8 | Большеулуйский сельсовет Большеулуйского района - всего: | 30 | 100,0 | 2 | 100,0 | 16 | / | 531,5 | 82,6 | 45748,64 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году | 15 | 50 | 1 | 50,0 | 9 | / | 241,5 | 37,5 | 46877,02 |
| 2009 году | 15 | 50 | 1 | 50,0 | 7 | / | 290 | 45,1 | 44808,97 |
9 | Холмогорский сельсовет Шарыповского района - всего: | 34 | 100,0 | 1 | 100,0 | 12 | / | 580,9 | 100,0 | 25702,19 |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году |
|
|
|
|
|
|
|
| 25702,19 |
| 2009 году | 34 | 100,0 | 1 | 100,0 | 12 | / | 580,9 | 100,0 |
|
Итого по Красноярскому краю - всего | 1969 | 9,3 | 107 | 7,0 | 766 | / | 31220,6 | 7,8 | 27346,64 | |
| в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2008 году | 56 | 0,3 | 1 | 0,1 | 29 | / | 886,5 | 0,2 | 26328,14 |
| 2009 году | 1059 | 4,9 | 75 | 4,8 | 409 | / | 17687,3 | 4,4 | 30052,89 |
| 2010 году | 854 | 4,1 | 31 | 2,1 | 328 | / | 12646,8 | 3,3 |
|
16
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В настоящее время суммарная площадь жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в Красноярском крае составляет 2719,3 тыс. кв. метров, в том числе 407 тыс. кв. метров жилых помещений являются аварийными, представляющими угрозу для жизни проживающих в них граждан.
Проживающие в аварийных домах граждане не могут самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества. Муниципальные образования Красноярского края (далее - муниципальные образования) не в состоянии предоставить им жилье на условиях найма, так как не строят нового жилья, учитывая высокую степень дотационности бюджетов, и не имеют свободного жилищного фонда.
Реализация Закона Красноярского края от 02.11.2001 N 16-1559 "О краевой целевой программе "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2002 - 2005 годы" и Закона Красноярского края от 06.12.2005 N 16-4138 "О краевой целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2006 год" не решила проблему ликвидации жилищного фонда в Красноярском крае, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в том числе аварийного жилья.
В результате выполнения мероприятий краевой целевой программы "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" введено в эксплуатацию 13 жилых домов (45,1 тыс. кв. метров), приобретено 6,69 тыс. кв. метров общей площади жилья, обеспечены благоустроенным жильем 2846 человек, снесено 60,28 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья.
Таким образом, финансовые средства для решения проблем, связанных с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо формировать не только за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, но и с привлечением средств федерального бюджета.
Целями Программы являются:
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- повышение эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Задачами Программы являются:
- строительство многоквартирных домов для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- строительство многоквартирных домов для последующего предоставления жилых помещений гражданам - собственникам жилых помещений (далее - собственники жилья) по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- приобретение жилых помещений для предоставления жилых помещений собственникам жилья по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- выплата собственникам жилья выкупной цены изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными, предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные жилые помещения в соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными, а также выплата собственникам жилья выкупной цены изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Главным распорядителем средств финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее - субсидии), предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, является агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края.