Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном обществе.
В данной курсовой работе проводится анализ уровня и качества жизни белорусского населения за прошедшие три года (2008-2011), а также рассматриваются пути повышения достигнутого уровня.
Введение
4
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
5
1.2 Показатели уровня жизни
7
1.3 Качество жизни и его оценка
10
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
14
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
19
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Введение
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
1.2 Показатели уровня жизни
1.3 Качество жизни и его оценка
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Заключение
Список использованных источников
Заключение
26
Список использованных источников
28
2 ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ЕГО ОЦЕНКА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2006-2008 гг
Ключевым направлением реализации политики в социально-трудовой сфере остается сохранение роста денежных доходов населения и их покупательной способности.
Предпринятые в последние годы меры позволили существенно снизить в нашей стране уровень малообеспеченности. Доля граждан с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократилась по итогам 9 месяцев 2008 года составила 6,2%. Немаловажно отметить, что при этом на фоне общего роста уровня жизни мы не допустили существенного расслоения общества. На протяжении последних лет соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения остается в Беларуси неизменным и колеблется в пределах 5,6-5,9 раза. [9,c38]. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ, который свидетельствует об экономической и социальной стабильности в государстве. Согласно данным таблицы 2.1 можно увидеть динамику изменения доходов населения за 2006-2008 годы.
Источник: [10,c.59].
Рисунок 2.1 - Структура денежный доходов населения ( в процентах к году).
Повышению уровня жизни населения способствовала целенаправленная реализация государственной политики в области оплаты труда. Из таблицы 2.1 видно , что за три года этой пятилетки среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,9 раза, а ее реальное содержание – в 1,4 раза. В соответствии с таблицей 2.1 в 2008 году номинальная заработная плата в республики увеличилась по сравнению с 2007 годом на 26,2% (по прогнозу – 18,8%) и составила 885,6 тыс. рублей, в том числе в декабре – 1000,2 тыс. рублей, или 454,9 доллара США в эквиваленте. В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла на 16,8% ( по прогнозу – 14,8%) и составила 719,1 тыс. рублей, в том числе в декабре 834,7 тыс. рублей, или 379,6 доллара США в эквиваленте.[8.c.38]
Таблица 2.1 - Основные показатели уровня жизни населения за 2006 – 2008 гг
| 2006 | 2007 | 2008 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
| 58700 | 76346 |
Реальные денежные доходы населения предыдущий год = 100 | 117,8 | 113,2 | 112,7 |
Валовый внутренний продукт, млрд. руб. | 79267,0 | 97165,3 | 128828,8 |
В % к соответстующему периоду предыдущего года | 110,0 | 108,6 | 110,0 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | 416,9 | 503,9 | 657,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 582,2 | 694,0 | 885,6 |
Реальная начисленная заработная плата предыдущий год = 100 | 117,0 | 110,0 | 109,9 |
Средний размер назначенной месячной пенсии, тыс. руб. | 246,6 | 290,8 | 363,9 |
|
|
|
|
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 4087,6 | 4665,1 | 5146,7 |
Платные услуги населению, млрд. руб | 8307,2 | 9988,2 | 12607,6 |
В % к соответствующему периоду предыдущего года | 111,2 | 111,5 | 113,9 |
Источник: [10,с.26].
На рисунке 2.2 хорошо видно, что в течение последних трех лет наблюдается рост номинальной заработной платы работников во всех отраслях экономики.
Источник: [10,с.89].
Рисунок 2.2 – Номинальная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики.
Сегодня ситуация на рынке труда республики стабильная. В соответствии с таблицей 2.2 уровень безработицы на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах. На 1 января 2009 года он составил 0,8% к численности экономически активного населения, что на 0,4-0,6 процентного пункта ниже уровня, предусмотренного прогнозом на 2008 год.
Таблица 2.2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы ( на конец периода; тысяч человек) за период 2006-2008 гг
Периоды | Численность безработных | Из них безработные, которым назначено пособие по безработице | Уровень безработицы к экономически активному населению, в % | |
2006 | 52,0 | 27,4 | 52,7 | 1,2 |
2007 | 44,1 | 23,8 | 54,0 | 1,0 |
2008 | 37,3 | 17,4 | 46,6 | 0,8 |
Источник:[11,с.66]
Принимаемые меры по поддержке семьи позволили сохранить положительную динамику в сфере рождаемости(таблица 2.3). В 2008 году в стране родилось 107,9 тыс. детей, что на 4,3% и 11,6% выше уровня 2007 и 2006 годов соответственно. Причем рост численности родившихся наблюдается во всех областях и г. Минске. Общий коэффициент рождаемости составил 11,1 на 1 000 человек населения.
Таблица 2.3 – Численность и естественное движение населения за период 2006-2008 гг
| 2006 | 2007 | 2008 |
Все население | 9750,5 | 9714,5 | 9689,8 |
Городское население | 7059,0 | 7074,8 | 7108,1 |
Сельское население | 2691,5 | 2639,7 | 2581,7 |
Мужчины | 4555,3 | 4535,0 | 4521,4 |
Женщины | 5195,2 | 5179,5 | 5168,4 |
Число родившихся, тыс. человек В том числе девочек мальчиков | 96,7 46,9 49,8 | 103,6 50,2 53,4 | 107,9 52,3 55,6 |
Число умерших, тыс. человек | 138,4 | 133,0 | 134,4 |
Естественный прирост, убыль(-) населения, тыс. человек | -41,7 | -29,4 | -26,5 |
Источник:[11,с.66]
В течении трех последних лет, согласно рисунку 2.2, наблюдается рост пособия на детей до 3 лет и старше. В 2009 году для сохранения этой позитивной тенденции предполагается размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет приблизить к бюджету прожиточного минимума. В последующим целесообразно установить его на уровне, позволяющем компенсировать семье недополученный доход в связи с занятостью одного из родителей уходом за малолетними детьми. Продолжается работа по совершенствованию нормативно-правовых механизмов, направленных на создание условий для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Особая поддержка государства будет оказана семьям с детьми-инвалидами, многодетным и неполным семьям.
Источник:[9,c.36]
Рисунок 2.2 – Динамика размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей в Республике Беларусь за 2006-2008 гг, тыс. руб.
Одним из путей сокращения депопуляции в Беларуси являются меры, направленные на снижение уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте. В соответствии с таблицей 2.3 в 2008 году число умерших увеличилось по сравнению с 2007 годом на 1,2% и составило 134,4 тыс. человек. Наибольший рост отмечается в г. Минске, Брестской и Могилевской областях. Общий коэффициент смертности составил 13,9 на 1000 человек населения.
Обмеченные обстоятельства требуют дальнейшего повышения эффективности принимаемых мер по совершенствованию профилактической и лечебно-диагностической помощи населению; профилактике травматизма, раннему выявлению и лечению болезней системы кровообращения, новообразований. Повышенное внимание следует уделять вопросам популяризации здорового образа жизни, предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, профилактике вредных привычек.
Программа пенсионного обеспечения является самой масштабной и значимой для значительного числа населения нашей страны и поэтому требует к себе особого внимания. Пенсионная система Республики Беларусь охватывает в настоящее время более 2,5 млн. человек, как видно на рисунке 2.3, (практически каждого четвертого жителя страны), а на финансирование пенсионных выплат направляется до 10% ВВП.
Источник: [10, с.72].
Рисунок 2.3 – Численность пенсионеров в Республике Беларусь за 2006-2008гг
В соответствии с рисунком 2.4 в 2008 году по сравнению с 2007-м превышены прогнозные показатели по уровню среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту соответственно на 6,9 и 6,7 процентных пункта.
Источник: [10,с.71].
Рисунок 2.4 – Средний размер назначенной пенсии в Республике Беларусь за 2006 – 2008 гг, тыс.руб.
Вывод:
- предпринятые в последние годы меры позволили существенно снизить в нашей стране уровень малообеспеченности.
- повышению уровня жизни населения способствовала целенаправленная реализация государственной политики в области оплаты труда. За последние три года среднемесячная заработная плата увеличилась в 1,9 раза, а ее реальное содержание – в 1,4 раза.
- сегодня ситуация на рынке труда республики стабильная. Уровень безработицы на протяжении 2008 года постоянно снижался, удерживаясь в социально допустимых пределах.
- принимаемые меры по поддержке семьи позволили сохранить положительную динамику в сфере рождаемости. В течении трех последних лет, наблюдается рост пособия на детей до 3 лет и старше.
- одним из путей сокращения депопуляции в Беларуси являются меры, направленные на снижение уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2006-2008 гг
Важными характеристиками уровня жизни населения являются уровень и структура потребления материальных благ и услуг, где объектами статистического наблюдения являются потребительские единицы (условная единица).
Важнейшей реальной величиной конечного потребления является объем фактического потребления домашних хозяйств, которое обеспечивается не только за счет реального дохода, но и за счет социальных трансфертов.
Объем фактического потребления включает потребление товаров и услуг. Все товары, потребляемые населением, имеют следующую структуру:
товары первой необходимости (продукты питания, повседневная одежда, жилье и т.д.);
товары отложенной необходимости (бытовая техника, машины и т.д.);
предметы роскоши (дорогая одежда, дорогая мебель, ювелирные изделия, деликатесные продукты питания и т.д.).
В объеме услуг принято выделять:
услуги производственные (ремонт бытовой техники, ремонт предметов повседневного потребления и т.п.);
услуги хозяйственного назначения (внутренний ремонт жилья, наружный ремонт жилья и т.п.);
Все услуги могут быть предоставлены либо на бесплатной основе, либо на платной (рыночные услуги).
При анализе таблицы 2.4 можно легко определить, что увеличение потребление материальных благ и услуг в период с 2007 по 2008 год составило 2,4%.
Информация о работе Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг