Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном обществе.
В данной курсовой работе проводится анализ уровня и качества жизни белорусского населения за прошедшие три года (2008-2011), а также рассматриваются пути повышения достигнутого уровня.
Введение
4
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
5
1.2 Показатели уровня жизни
7
1.3 Качество жизни и его оценка
10
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
14
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
19
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Введение
1 Понятие и показатели уровня и качества жизни
1.1 Уровень жизни: сущность понятия
1.2 Показатели уровня жизни
1.3 Качество жизни и его оценка
2 Особенности уровня и качества жизни и его оценка в РБ
2.1 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.2 Анализ качества жизни в Республике Беларусь за 2008-2011 гг.
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Заключение
Список использованных источников
Заключение
26
Список использованных источников
28
Таблица 2.4 - Продажа продуктов питания (тыс. тонн)
| 2007 | 2008 |
Мясо и мясопродукты | 660 | 685 |
Цельномолочная продукция | 931 | 1175 |
Животное мясо | 37 | 32 |
Растительное масло | 101 | 85 |
Яйца, млн. шт | 1462 | 1485 |
Сахар | 146 | 170 |
Хлебные продукты (в пересчете на муку) | 748 | 675 |
Картофель | 162 | 159 |
Овощи | 266 | 309 |
Источник: [12, с.73]
К числу массовых (публичных) библиотек отнесены библиотеки, имеющие универсальные книжные фонды и удовлетворяющие массовые запросы населения на литературу. При предприятиях и учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, других учреждениях имеются также научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки.
К числу клубных учреждений отнесены клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, дома учителя, врача, агронома, ученых, туриста, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и другие виды досуговых учреждений, ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных и других социально-демографических категорий населения.
В показатели по театрам, согласно таблицы 2.5, не включены данные по народным, любительским и частным театрам. Общее число музеев на протяжении 2007-2008 гг. увеличивается. Также увеличивается число посещений.
| 2007 | 2008 |
Число профессиональных театров (на конец года) | 29 | 28 |
в том числе: оперы и балета |
2 |
1 |
Драматические и музыкальные | 19 | 19 |
детских и юного зрителя | 8 | 8 |
Число посещений театров, (за год), тыс. | 1949 | 1907 |
Число музеев. | 148 | 152 |
Число посещений музеев (за год), тыс | 3831 | 4270 |
Источник: [12,с.34]
В общую численность врачей включаются все врачи с высшим медицинским образованием, занятые в лечебных, санитарных организациях, учреждениях социального обеспечения, научно-исследовательских институтах, учреждениях, занятых подготовкой кадров; в аппарате органов здравоохранения и др.
В общей численности среднего медицинского персонала учитываются лица со средним медицинским образованием, включая зубных врачей (дантистов), занятых в лечебных, санитарных организациях, учреждениях социального обеспечения, дошкольных учреждениях, школах, домах ребенка и др.
В больничных учреждениях учету подлежат койки, оборудованные необходимым инвентарем и готовые принять больных, независимо от того, заняты они больными или нет.
В число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, включаются все медицинские учреждения, которые ведут амбулаторный прием (поликлиники, амбулатории, диспансеры, поликлинические отделения больничных учреждений, врачебные здравпункты и др.).
К числу пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более относятся лица, пострадавшие при несчастных случаях, подлежащих расследованию и учету в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
В таблице 2.6 рассматриваются все эти показатели здравоохранения. Анализируя эти данные, отметим, что численность врачей увеличивалась в 2008 году по сравнению с 2007. С показателем численности среднего медицинского персонала происходит неумолимое снижение из года в год.
Таблица 2.6 - Основные показатели здравоохранения на конец года
| 2007 | 2008 |
Численность врачей всех специальностей | 47,0 | 47,4 |
Численность среднего медицинского персонала | 118,2 | 117,4 |
Число больничных организаций | 702 | 694 |
Число больничных коек | 108,9 | 108 |
Число амбулаторно-поликлинических организаций | 2027 | 2104 |
Среднее число посещений к врачам на 1 жителя | 12,7 | 12,9 |
Источник: [12,с.35-36]
И хотя число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, увеличивается, число посещений этих учреждений тоже увеличивается.
Вывод: Важнейшей реальной величиной конечного потребления является объем фактического потребления домашних хозяйств, которое обеспечивается не только за счет реального дохода, но и за счет социальных трансфертов.
Объем фактического потребления включает потребление товаров и услуг. Согласно приведенным выше данным можно отметить:
- увеличение потребление материальных благ и услуг в период с 2007 по 2008 год составило 2,4%;
- общее число музеев на протяжении 2007-2008 гг. увеличивается. Также увеличивается число посещений. Из чего следует, что качественной организации досуга населения;
- численность врачей увеличивалась в 2008 году по сравнению с 2007. С показателем численности среднего медицинского персонала происходит неумолимое снижение из года в год.
2.3 Пути повышения уровня и качества жизни
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.[13,с.25]
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
-последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.[14, с28]
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.[15,с.45]
Рост денежных доходов населения и заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
Информация о работе Анализ уровня жизни в Республике Беларусь за 2009-2011гг