Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:09, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности одного из действующих отечественных предприятий.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения возникающие при проведении внешнеэкономической деятельности предприятием.
Введение 3
Глава 1. Организации внешнеэкономической деятельности предприятия..5
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия..5
1.2Внешнеэкономическая деятельность, этапы в развитии внешней торговли России..6
1.3 .Форма организации ВЭД на уровне предприятия….8
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром»..15
2.1Анализ ВЭД ОАО «Газпром»…22
2.2 Оценка рынки нефти и нефтепродуктов.29
2.3 Оценка эффективности ВЭД ОАО «Газпром»30
Глава 3 Проблемы и потенциал компании33
3.1Проблемы ВЭД 33
3.2 Потенциал после вступления в ВТО .35
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения 39
Выручка Группы от продажи нефти и стабильного газового конденсата (за вычетом НДС и таможенных пошлин) составила в 2010 г. 247,6 млрд руб., увеличившись на 15,2 % по сравнению с предыдущим годом.В связи с необходимостью загрузки производственных мощностей в соответствии с утвержденными программами по нефтепереработке и экспорту, свободная реализация нефти (без учета поставок на замещение) в России осуществлялась в незначительных объемах.Основными экспортными рынками сбыта нефти для Группы Газпром в 2010 г. по поставкам в дальнее зарубежье являлись страны Северо-Западной и Центральной Европы и Сре-
диземноморья, в которые поставляется в основном сырье качества Urals.Средняя цена марки Urals в 2010 г. составила 78,28 долл./барр.,увеличившись на 17,06 долл./барр. (или на 28 %) по сравнению с предыдущим годом.Поставки в страны СНГ осуществлялись в Республику Беларусь (на Мозырский НПЗ)и Казахстан (Павлодарский НПЗ). Цены при данных поставках определяются по формулам и зависят от ценовой конъюнктуры нефти Urals.
Совокупный объем реализации продуктов нефтегазопереработки Группой Газпром в 2010 г.составил 52,1 млн т, увеличившись на 17,9 % по сравнению с предыдущим годом.Объем реализации гелия Группой Газпром в 2010 г. составил 4,9 млн м3. Выручка от реализации продукции нефтегазопереработки достигла 709,1 млн руб. (за вычетом НДС, акциза
и таможенных пошлин).Увеличение объемов реализации продуктов переработки на российском рынке в 2010 г. По сравнению с 2009 г. обусловлено выходом на плановые уровни добычи и переработки газа в
сравнении со сниженным уровнем переработки в 2009 г., увеличением объема переработки нефти Газпром нефтью после консолидации доли Sibir Energy в объеме переработки Московского НПЗ, развитием премиальных сегментов сбыта, а также ростом спроса на оптовом рынке нефтепродуктов.
Основными продуктами переработки, реализуемыми Группой Газпром на российском рынке, являются автомобильный бензин, дизельное топливо и мазут, на рынке стран БСС дизельное топливо, сера и автомобильный бензин. В объеме реализации продуктов переработки Группы в страны дальнего зарубежья около 50 % приходится на дизельное топливо и мазут.
2.3 Оценка эффективности ВЭД ОАО «Газпром»
Рынок природного газа стран Европейского Союза (ЕС) вследствие его географической близости к России и доминирования на нем российского газа играет важную роль в экспортной политике ОАО «Газпром». Ведущими импортерами российского газа являются Германия, Италия, Великобритания и Франция. ОАО «Газпром» также является активным участником спотовой торговли газом в ЕС. Британское подразделение корпорации «Газпром» gazprom Marketing & Trading Ltd осуществляет операции с газом на торговых площадках Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Франции, реализуя на условиях спотового рынка часть объемов российского газа, а также приобретенные в Европе объемы. Также осуществляются операции на биржевом рынке электроэнергии и лицензий на эмиссию парниковых газов.Для повышения надежности поставок газа в ЕС АО «Газпром» реализует комплекс мер, предусматривающих систематическую работу по: а) контрактации газотранспортных мощностей; б) оптимизации и перераспределению заказанных мощностей; в) осуществлению разменных операций; г) минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций.К наиболее значительным мерам можно отнести: реализацию новых газотранспортных проектов, которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, в том числе снизив риски транзитных государств, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа; использование подземных хранилищ газа на территории стран ЕС, которое позволяет значительно повысить надежность экспортных поставок и обеспечить увеличение объема продаж российского газа.Либерализация газового рынка в Европе открывает дополнительные возможности для корпорации «Газпром» по увеличению эффективности экспорта российского газа. Данное обстоятельство способствует получению дополнительной прибыли от реализации газа конечным потребителям. В 2010 г. произошел рост потребления природного газа в мире, связанный с постепенным восстановлением мировой экономики. Так, согласно данным АО «Газпром», в России потребление газа выросло на 6,5 %, а рост потребления газа на европейском рынке составил около 8 %. Однако, несмотря на отмеченный рост спроса на газ, объемы экспорта российского газа в страны ЕС по сравнению с 2009 г. незначительно снизились. В 2010 г.в рамках долгосрочных контрактов АО «Газпром» в европейские страны было экспортировано 138,6 млрд куб. м природного газа, что на 1,4 % меньше показателей предыдущего года. На отбор российского газа европейскими потребителями по долгосрочным контрактам продолжали оказывать давление избыточные объемы СПГ, появившиеся на европейском рынке в результате масштабного единовременного ввода новых мощностей по сжижению газа в мире и мощностей по регазификации в странах Европы .
Однако на сегодняшний день энергокатастрофа в Японии и беспорядки в Ливии привели к определенной перестановке сил на газовом рынке стран ЕС. В первую очередь это связано с тем, что избыток предложения СПГ в марте 2011 г. сократился, поскольку его значительные объемы были направлены в пострадавшую от стихийного бедствия Японию. Данное обстоятельство привело к обострению ситуации в целом и спекуляционных процессов
на мировом рынке газа в частности. Как следствие, цены на спотовом рынке начали превышать контрактные цены АО «Газпром», что, в свою очередь, дало ему еще одно преимущество в отстаивании своих позиций на перегово-
рах с потребителями.Еще до катастрофы Япония являлась достаточно крупным импортером СПГ. Например, в 2009 г. поставки в страну составили 87,4 млрд куб. м газа (64 млн т СПГ). А в ближайшее время, как полагают эксперты, импорт в Японию вырастет в среднем на 20–30 %, т. е. до 110 млрд куб. м газа в год. Таким образом, дополнительно может отребоваться до 15 млрд куб. м в год.В связи с этим корпорация «Газпром» выдвинула предложение об увеличении поставок газа в ЕС с целью высвобождения дополнительных объемов СПГ из Катара для их поставок в пострадавшую от стихийного бедствия страну. По подсчетам специалистов, может потребоваться дополнительно порядка 10 млрд куб. м российского газа европейским странам, в том числе около 8 млрд куб. м газа — Италии .Спекуляционные процессы на мировом рынке газа, вызванные стихийным бедствием в Японии, также оказали значительное влияние на восстановление позиций АО «Газпром» на газовом рынке стран ЕС. Они привели к тому, что цены на спотовом рынке значительно превысили контрактные цены АО «Газпром». А это, наряду с уменьшением избыточных объемов СПГ, еще один немаловажный фактор, влияющий на отбор российского газа европейскими потребителями. Дело в том, что с наступлением кризиса потребители начали покупать газ у других поставщиков по более низким ценам, требуя у российского монополиста отменить привязку цен на газ к ценам на нефть в долгосрочных контрактах.Однако, по мнению специалистов корпорации «Газпром», рынок газа в условиях глобального кризиса действительно изменился, но не настолько, чтобы отказываться от проверенной, надежной и жизнеспособной системы долгосрочных контрактов, для которой, кроме всего прочего, характерно сохранение баланса интересов покупателя и продавца. АО «Газпром» все же проявил гибкость в отношениях с партнерами, временно адаптировал долгосрочные контракты к текущим условиям и предоставил некоторым покупателям скидку в размере до 15 %.При этом важно отметить, что корпорация запланировала непременно компенсировать неизбежно выпадающие объемы отбора газа покупателям после возвращения к контрактным условиям докризисного периода
Глава 3 Проблемы и потенциал компании
.
3.1Проблемы ВЭД
И, как может показаться на первый взгляд, для этого настал подходящий момент. У АО «Газпром» появился шанс восстановить свои позиции на рынке природного газа стран ЕС, упущенные в результате мирового финансового-экономического кризиса, и компенсировать потери. Однако полному восстановлению российскоевропейских отношений в рассматриваемой области мешает ряд законодательных инициатив, принятых ЕС в 2010 г. и направленных на реформирование газовой отрасли. Нужно отметить, что газовая отрасль стран ЕС является сферой, в которой происходят наиболее радикальные изменения, отражающие основополагающие принципы энергетической стратегии ЕС. В большей степени данные изменения связаны с реализацией «Третьего энергетического пакета».Данный пакет правовых актов, по мнению ЕС, направлен на преодоление трудностей, возникших на европейском энергетическом рынке в процессе его либерализации. Основные положения пакета подразумевают
имущественно-правовое разъединение
вертикально-интегрированных
Во-первых, надежность газового обеспечения ЕС будет определяться конкуренцией с другими глобальными газовыми рынками, прежде всего азиатскими. Это связано с тем, что новая модель газового рынка, скопированная с англосаксонской, имеет, по сравнению с действующей моделью, как достоинства, так и недостатки. Так, она не нуждается в долгосрочных контрактах, поскольку на ликвидном рынке объемные риски невелики. Однако без долгосрочных контрактов объем газа, поступающий на рынок, начинает зависеть от привлекательности цены.В случае высокой цены газ остается на рынке. Если же цена невысока, то рассматриваемые объемы газа могут уйти на более привлекательные рынки либо могут быть сохранены до лучших времен.Во-вторых, появляются риски для развития мощностей по транспортировке и хранению газа. Дело в том, что развитие газовой инфраструктуры — очень дорогой, медленно окупаемый и поэтому не слишком привлекательный для рядовых инвесторов процесс. Как показывает рыночная практика, наиболее заинтересованными в развитии рассматриваемой инфраструктуры сторонами являются газовые компании. Однако, согласно «Третьему энергетическому пакету», им будет запрещено участие в данной работе. Поставщики, в свою очередь, вряд ли захотят осуществлять столь крупные инвестиции без возможности получения разумного дохода за время функционирования трубопровода и возможности влиять на управление его работой и, как следствие, станут искать более выгодные рынки и проекты. Таким образом, данная реформа может привести к недоинвестированию в газовую отрасль ЕС.
3.2 Потенциал после вступления в ВТО .
Вступление России в ВТО
и либерализация рынка акций
ОАО «Газпром» уже в ближайшей
перспективе могут привести к
скачкообразному росту
Заключение.
Лицензии на добычу нефти и газового конденсата в России на 1 января 2009 года имели 294 предприятия. При этом, 132 из этих предприятий входят в 10 вертикально-интегрированных структур. На долю этих структур приходится около 92 процентов добычи российской нефти.
Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа.
По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 14,5% мировой добычи, находится в числе лидеров среди нефтегазовых компаний мира. Доля газового хозяйства дочерних и зависимых газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» в газовом хозяйстве страны превышает 80%.
«Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Сегодня «Газпром» обеспечивает примерно четверть суммарного потребления и около половины импорта газа континентальной Европы. Основными покупателями российского газа являются Германия, Турция, Италия и Франция.
Реализация Программы
развития минерально-сырьевой
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж.
«Газпром нефть» в качестве оператора международного консорциума с Kogas (Корея), Petronas (Малайзия) и TPAO (Турция) выиграло тендер на разработку в Ираке месторождения Бадра с запасами более 2 млрд барр. нефти. Также «Газпром нефть» в рамках стратегического сотрудничества с итальянским концерном ENI планирует стать участником разработки ливийского нефтяного месторождения «Элефант» с запасами нефти около 210 млн т. В Латинской Америке осуществляется подготовка к реализации проектов на территории Венесуэлы, где «Газпром нефть» будет работать в составе российского Национального нефтяного консорциума (кроме «Газпром нефти» в него входят ОАО НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-BP» и ОАО «Сургутнефтегаз»), а также на шельфе Кубы. Кроме того, «Газпром нефть» продолжает изучать потенциальные проекты в Туркменистане, Казахстане и Центральной Европе.
«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение объемов извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей
Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия