Антифляционная политика республики Казахстан на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
Изучить особенности инфляционных процессов в РК;
Дать анализ состояния инфляции;
Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3

1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Сущность и виды инфляции ………………………………………….………...5

1.2 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан………….………13

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан…….…….…….16

2.2 Основные направления и пути решения антиинфляционной политики Республики Казахстан ………………………………………………….….………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………..………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………..30

Работа состоит из  1 файл

Антиинфляционная политика бары.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

    Существует  два варианта действий государства  при инфляции:

    1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

    2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

    Комплекс  мероприятий по преодолению инфляции включают воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

  Анализ  причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .

  Необходимо  отметить следующие условия преодоления инфляции:

  1) чем выше уровень инфляции, тем  труднее с ней бороться;

  2) все пути снижения инфляции  являются антисоциальными, т.е.  болезненны для подавляющего  большинства населения; 

  Комплекс  мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая .

    Антиинфляционная  политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

    1. Уменьшения объема денежной массы  в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Центральным банком.

    2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

    3.  Увеличение резервных требований  Центрального банка к коммерческим  банкам для достижения сжатия  кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

    4. Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях[13].

    Основным  приоритетом Национального Банка  Республики Казахстан является продолжение  работы по переходу к принципам инфляционного  таргетирования. Инфляционное таргетирование полностью отвечает основной цели Национального  Банка Республики Казахстан по снижению инфляции и, ввиду повышенной прозрачности поставленной цели, обеспечивает большее доверие участников рынка.

    Применение  альтернативных принципов проведения денежно-кредитной политики или  перенос акцентов в сферу денежного  таргетирования или таргетирования обменного курса, на данном этапе нецелесообразны.

    В рамках перехода к принципам инфляционного  таргетирования Национальный Банк Республики Казахстан будет придерживаться режима плавающего обменного курса, то есть обменный курс тенге будет  устанавливаться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке.

    Переход к принципам инфляционного таргетирования предполагает усиление  методологической работы по совершенствованию денежно-кредитной политики.  Национальный Банк Республики Казахстан сконцентрирует усилия по совершенствованию существующих моделей прогнозирования и разработке новых моделей[14,C.32].

   Для преодоление инфляции, связанной  с издержками производства, требуется  преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

    Антиинфляционная  фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета .Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи: во-первых, повысить уровень доходов госбюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицита; во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики - в сфере производства и обмена. Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос.

      Вторым аспектом действия высоких  налогов является их давление  на производство, что ограничивает  предложение.

      В-третьих, значительное налоговое  бремя, как правило, связывается  с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

    Поэтому при инфляции предпочтительнее простая  и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования  с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и на сферу материального производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции - инфляции издержек, или производителей, поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и комплексных способов противодействия.

    В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется, должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами. Ограничение бюджетных расходов достигается:

    а) прямыми методами -рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;

    б) методом секвестрования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:

    в) контролем уровня располагаемых  доходов;

    г) ограничением уровня дефицита государственного бюджета. В любом случае сокращение расходов затрагивает действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д.

    Более сложным представляется решение  проблем преодоления второго  типа инфляции - инфляции, вызванной  ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:

    1) увеличения заработной платы;

    2) падения производительности труда,  в связи с нарушениями хозяйственного  механизма   по причинам организационного  характера;

    3) инфляционными ожиданиями владельцев  сырьевых и энергетических ресурсов, в силу которых они повышают цены на исходные продукты производства.

 Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью  сокращения спроса, а также влияния  на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

 Во-первых, предполагаемое накопление средств  предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано  в воспроизводственном процессе при подавлении основного его  фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующих мотивов трудовой активности участников процесса.

 Во-вторых, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попытках проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.

 В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой  дополнительный вывоз его за пределы  республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

    Преодоление инфляции, связанной с издержками производства требует решения нескольких сложных блоков взаимосвязанных проблем. Первый блок проблем снижения инфляции заключается в преодолении спада производства, как центрального звена всей системы экономической стабилизации.  В свою очередь он распадается на следующие взаимозависимые проблемы.

    Во-первых, решение вопросов усиления мотивационных  стимулов производительности труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной.

    Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатами непосредственная.

    Необходимо  обеспечивать приоритетность производственной сферы по отношению к торгово-посреднической. Поощрение развития производственной сферы достигается льготной системой налогов, свободным доступом к кредитам и пониженными процентными ставками по кредитам, установлением благоприятных для развития экономических нормативов, отчислений в фонды воспроизводства, оплаты труда и т.д., в необходимых случаях осуществляется прямая поддержка путем финансирования инвестиций приоритетных видов деятельности производственного

    сектора.

    Необходимым элементом в системе мер по преодолению инфляции является создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности хозяйствующих субъектов всех форм собственности названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек - снижение цен - сохранение массы чистого дохода за счет роста производства - увеличение предложения - удовлетворение спроса».

    Создание  механизма конкуренции связано  с проведением антимонопольных мероприятий, развитием разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

    Наиболее  радикальным средством воздействия  на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

    Выбор масштабов регулирования цен  и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

    Существенно важно проводить регулирование  цен в базовом технологическом  переделе — производстве сырья, топлива, других исходных продуктов. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов[15].

    Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда являются по своему характеру не инфляционными.

    Основными инструментами монетарной политики будут операции открытого рынка, такие, как операции РЕПО, выпуск краткосрочных нот Национального Банка Республики Казахстан и переучетные операции с векселями.

Информация о работе Антифляционная политика республики Казахстан на современном этапе