Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, реферат
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Введение……………………………...………………………………...………………3
1. Монополия: понятие, сущность и виды……………………....……………...……4
2. Роль государства в регулировании рыночной экономики. Этапы создания российского конкурентного законодательства……………………………….…..…7
3. Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….….11
4.Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………….…..13
5.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов…………………………………………………………………………………156.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………………..16
Заключение…………………………………………………………………….………18
Список используемой литературы…………………………………………………..19
Содержание
Введение……………………………...……………………
1. Монополия:
понятие, сущность и виды……………………....……………...……4
2. Роль государства
в регулировании рыночной экономики. Этапы создания
российского конкурентного законодательства……………………………….…
3. Система антимонопольных
органов и порядок их формирования………….….11
4.Задачи и цели
антимонопольных органов…………………………………….…..13
5.Полномочия
федерального антимонопольного органа
и его территориальных органов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
Введение
Действие рыночной
конкуренции, свободного рынка неизбежно
порождает монополию, которая меняет условия
конкурентной борьбы, под удар ставятся
механизмы функционирования рыночной
системы.
Монополии благодаря
высокому уровню сосредоточения экономических
ресурсов создают возможности для ускорения
технического прогресса. Однако, эти возможности
реализуются в тех случаях, когда такое
ускорение способствует извлечению монопольно
высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие
экономисты доказывали, что крупные фирмы,
обладающие значительной властью, - это
желательное явление в экономике, поскольку
они ускоряют технические изменения, так
как фирмы обладающие монопольной властью,
могут тратить свои монопольные прибыли
на исследования, чтобы защитить или упрочить
свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями,
они обеспечивают выгоды как себе, так
и обществу в целом. Но убедительных доказательств
того, что монополии играют особенно важную
роль в ускорении технического прогресса,
нет, так как монополии могут задержать
развитие технического прогресса, если
он угрожает их прибыли.
Антимонопольная
политика, безусловно, очень важна для
экономики государства. Хорошо продуманные
меры по регулированию монополий способствуют
развитию конкуренции, стабилизации рынка
и совершенствованию экономики в целом.
1. Монополия: понятие, сущность и виды
Существуют
два вида антимонопольной политики:
антимонопольная политика в отношении
естественных монополий и антимонопольная
политика в отношении искусственных
монополий. Для того, чтобы разобраться
в вопросах, связанных с антимонопольной
политикой, а в частности, с её проведением
в России, необходимо в общих чертах понять
сущность самой монополии.
Существует большое
количество определений монополии, ведь
это – многоаспектное понятие. Причём
это понятие является настолько важным,
что в мировой экономической теории есть
даже такое понятие, как теория монополии.
В рамках этой теории монополия рассматривается
через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры.
2. С точки зрения рыночного поведения.
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение
монополии с точки зрения рыночного
поведения, теория монополии изучает
использование субъектом
Уделяя наибольший
объём внимания рыночным итогам, теория
монополии отмечает то, что при монополии
итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно
высокими ценами.
• ограниченной
готовностью монополии к
Но так
как понятие монополии очень
важно для основного предмета
моей работы – антимонопольной политики,
необходимо, по-моему, описать это
понятие более детально. Итак, можно привести
следующие признаки монополии:
1. Монополистический
рынок представлен одним продавцом и множеством
покупателей.
2. Производимая
продукция является уникальной (то есть
отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых
фирм на рынок фактически невозможен из-за
барьеров. Могут быть разные причины существования
таких барьеров, к примеру:
• Крупные размеры
предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий
на выполнение отдельных типов работ,
избранно выдаваемых государством.
• Монопольное
право собственности на использование
определённых ресурсов, связанное с производством
редкого блага (к примеру, бриллиантов).
• При естественной
монополии значение имеют сами условия
производства и характер блага.
• Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на
покупателей нечестными по отношению
к конкуренту способами за счёт большого
бюджета и масштабов
4. Сложность
в получении полной информации
обо всём рынке.
Существует три
вида монополии: закрытая, естественная
и открытая.
Закрытая монополия
– это монополия, защищённая от конкуренции
юридическими ограничениями, патентной
защитой, институтом авторских прав и
т. д. Примером может служить монополия
почтовой службы США на доставку посты
первым классом. Естественная
монополия возникает в отрасли, в которой
долгосрочные средние издержки достигают
минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок целиком. В такой
отрасли минимальный эффективный масштаб
производства близок к количеству или
даже превосходит то, на которое рынок
предъявляет спрос по любой цене, достаточной
для покрытия издержек производства. В
данной ситуации разделение выпуска между
двумя или большим количеством фирм приведёт
к тому, что масштабы производства будут
неэффективно малы. С естественными монополиями,
в основе которых лежит экономия на масштабах
производства, тесно связаны монополии,
базирующиеся на владении уникальными
природными ресурсами, о чём говорилось
ранее. Открытая монополия – это монополия,
при которой одна фирма (по крайнеё мере
на определённый срок) является единственным
поставщиком продукции, но не имеет специальной
юридической защиты от конкуренции. Примером
таких фирм можно считать фирмы, впервые
вышедшие на рынок с новой продукцией. Но такое деление
не означает, что все предприятия-монополисты
должны обязательно относиться лишь к
одному из этих видов. Такая классификация
в значительной степени условна. Некоторые
фирмы могут принадлежать к нескольким
видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие
систему телефонной связи, а также электрические
и газовые компании, которые могут быть
отнесены как к естественной монополии
(так как присутствует эффект экономии
на масштабах), так и к закрытой монополии
(так как присутствуют юридические барьеры
для конкуренции).
Фактически все
монополии могут считаться открытыми,
так как легальные барьеры, защищающие
закрытые монополии от конкурентов, могут
быть отменены судом, а преимущества в
естественных монополиях могут быть сведены
на нет изменениями в технологии. А так
же все монополии подвержены влиянию конкуренции
со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным,
по моему мнению, является определение
простой монополии, то есть монополии,
которая в каждый конкретный момент времени
продаёт свой продукт по одной и той же
цене своим покупателям.
Учёными выделяются
несколько последствий монополизации,
на которые я буду ссылаться в своей работе
в дальнейшем, как-то:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты
не получали высокой
4. неэффективность,
то есть бесхозяйственное
2.Роль государства в регулировании рыночной экономики
Нет и не может
быть эффективной, базирующейся на современных
научно-технических достижениях, социально
ориентированной экономики без активной
роли государства. За государством всегда
сохраняются классические функции, такие,
как: обеспечение свободы предпринимательства,
стимулирование деловой активности и
борьба с монопольными тенденциями. Масштабы
государственного регулирования, его
конкретные формы и методы существенно
различаются по странам. Они отражают
и историю, и традиции, масштабы страны
и многие другие факторы. Задачи государства
связаны не только с созданием условий
для функционирования рынка, но и с борьбой
против монополизации рынка.
Определяя направления
государственного регулирования, мы должны
отдавать себе отчет в том, что речь идет
об экономике, находящейся в переходном
состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе,
во многом носящей неклассический, нетрадиционный
характер. Он связан с разрывом глубинных
воспроизводственных связей в экономике,
с перерастанием спада производства в
разрушение экономических структур.
Центральный
вопрос государственного регулирования – проблема
разработки стратегии социально-экономических
преобразований в стране с четким определением
конечных целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических
реформ потребовала создания нового адекватного
законодательства. Важнейшим комплексом
законов, призванных обеспечивать эффективное
продвижение реформ, становление и развитие
рыночной экономики, являются законы,
регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию
на рынках Российской Федерации, призванные
обеспечивать предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции.
Несмотря на
относительно небольшой срок существования
российского конкурентного законодательства,
в истории его создания можно выделить
несколько этапов.
1. Начальным
этапом считается принятие в
1991 г. Закона РСФСР «О
2. Второй этап
— формирование
3. Третий этап
в развитии конкурентного
4. Четвертым
этапом в развитии
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап
связан с отменой монополии
внешней торговли, либерализацией
экспортно-импортной
6. Шестой этап
— формирование
Обобщая обзор
истории законодательства Российской
Федерации, регулирующего развитие конкуренции,
предупреждение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции,
следует констатировать, что к середине
1999 г. его формирование в основном завершилось.
Сегодня можно с полным основанием утверждать,
что в стране складывается новая комплексная
отрасль законодательства — конкурентное
законодательство.
Об остроте проблемы
свидетельствует практика антимонопольных
законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР
«О конкуренции и антимонопольной деятельности
на товарных рынках» устанавливает перечень
жестких запретов на действия государственных
и местных органов управления, направленных
на ограничение конкуренции дает ГКАП
(Государственный Комитет Антимонопольной
Политики) России широкие права и полномочия
по контролю за соблюдением норм антимонопольного
законодательства.
Федеральным
органам исполнительной власти запрещается
принимать акты и совершать действия,
направленные на:
• введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
• установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;
• выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;
• предоставлять
отдельным хозяйственным субъектам необоснованных
льгот, ставящих их в преимущественное
положение по отношению к другим предприятиям,
действующих на данном рынке.
Анализ деятельности
антимонопольных органов России показывает,
что только за 1996 год они приняли к рассмотрению
около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного
законодательства. В течение последних
лет сохраняется тенденция увеличения,
как количества, так и удельного веса дел
по фактам нарушения Закона о конкуренции,
что свидетельствует о серьезности проблем,
возникающих в процессе государственного
регулирования предпринимательской деятельности,
особенно на региональном и местном уровнях.
Практика показывает,
что в различных субъектах Российской
Федерации имеют место несколько видов
нарушений антимонопольного законодательства.
Так, «основным видом нарушений Закона
о конкуренции является необоснованное
препятствие осуществлению деятельности
хозяйственных субъектов со стороны органов
исполнительной власти – около 1/3 от общего
количества рассмотренных по данной статье
дел». Во многих регионах
Российской Федерации сохраняется практика
необоснованного препятствования предпринимательской
деятельности путем усложнения порядка
лицензирования и произвольного расширения
перечня видов деятельности, подлежащих
лицензированию. Также значимой
группой нарушений Закона о конкуренции
является необоснованное предоставление
льгот отдельным хозяйственным субъектам.
Например, признано противоречащим антимонопольному
законодательству и отменено решение
МПС России, которое обязывало собственников
грузовых вагонов, не относящихся к парку
МПС России приобретать новые узлы для
ремонта вагонов за счет собственных средств,
в то время, как действующие инструкции
предполагают единые правила проведения
планового ремонта подвижного состава
для всех организаций, независимо от подведомственности
и форм собственности. Тем самым создавались
особые условия для предприятий, располагавших
собственным вагонным парком и не входящих
в МПС России. Антимонопольные
органы работают по контролю за реализацией
федерального закона «О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта и алкогольной продукции».
При этом выявлены многочисленные нарушения
не только производителей, незаконно сбывающих
фальсифицированные вино-водочные изделия,
но и организаций исполнительной власти
субъектов Российской Федерации (в виде
установления дополнительных сборов на
продажу ликеро-водочных изделий).
Характерным
примером нарушения антимонопольного
законодательства являются указания органов
исполнительной власти о приоритетном
заключении договоров по поставке товаров
и оказании услуг. Так, в большинстве
сельскохозяйственных регионов периодически
принимаются решения, запрещающие производить
отгрузку зерна иным потребителям до окончания
поставок в региональные фонды. Эти акты
не только ограничивают установленную
законодательством свободу действий хозяйственных
субъектов на рынке сельскохозяйственной
продукции, но и обуславливают нанесение
прямого экономического ущерба в связи
с не использованием ранее заключенных
договоров.