Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, реферат
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Введение……………………………...………………………………...………………3
1. Монополия: понятие, сущность и виды……………………....……………...……4
2. Роль государства в регулировании рыночной экономики. Этапы создания российского конкурентного законодательства……………………………….…..…7
3. Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….….11
4.Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………….…..13
5.Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов…………………………………………………………………………………156.Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………………..16
Заключение…………………………………………………………………….………18
Список используемой литературы…………………………………………………..19
Антимонопольная политика -
комплекс мер государственной власти,
направленных на предупреждение, ограничение
и пресечение монополистической
деятельности, обеспечение всем хозяйствующим
субъектам рынка возможно равных
условий конкуренции и
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, имеющее два направления:
запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;
формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет достигаться более или менее автоматически.
В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.
1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая практика является незаконной независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальный характер.
2. Подход, который на основе
правила целесообразности
Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита среднего и малого бизнеса.
Конечной целью любого
антимонопольного законодательства является
эффективное противодействие
Основной задачей
Государственные органы регулирования,
исходя из положения о том, что
эффективное распределение
Антимонопольные мероприятия,
в случае с естественными монополиями,
должны быть направлены на обеспечение
баланса между интересами потребителя
(желание низких цен) и экономической
жизнеспособностью
Предметом антимонопольного
законодательства является как поведение
фирм на рынке, так и структура
рынка. В настоящее время
Государственную антимонопольную
политику в России регулирует Федеральная
антимонопольная служба. Стоящие
в настоящее время перед