Антимонопольная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:53, реферат

Описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики Казахстана. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность антимонопольной политики…………….....4
1.1 Понятие и сущность монополий, их классификация……………4
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования…………......9
2. Антимонопольная политика РК………………………………………..16
2.1 Структура государственных антимонопольных органов………16
2.2 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере естественных монополий………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Абдигапар.docx

— 42.29 Кб (Скачать документ)

1.Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

2. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что  свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или  не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Среди ограничивающих конкуренцию  факторов следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу  других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с  определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка  по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу  продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

3. Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль  за экономической концентрацией. Она возникает:

• в результате создания, реорганизации или слияния предприятий  и объединений;

• когда появляется возможность  для группы организаций проводить  на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль).

Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение  коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных  и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению  предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением  случаев, когда предприятие ликвидируется  по решению суда).

Кроме этого, предварительное  согласие требуется, когда:

• лицо (группа лиц) приобретает  акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться  более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей  хозяйственного общества при его  образовании;

• одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или  пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

• лицо (группа лиц) приобретает  права, позволяющие определять условия  ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его  исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих  субъектов, доля которых на рынке  определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого  предприятия.

4. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так, швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа» обратилась в Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма «КРКА» и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит ущерб финансовым интересам компании «Мерк». Компании «КРКА» было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

4. Запреты на действия  органов власти и управления, которые могут неблагоприятно  повлиять на конкуренцию. Развитие  рыночных отношений предполагает  устранение прямого вмешательства  государственных органов власти  в деятельность предприятий. Законом  запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность  предприятий, создают дискриминирующие  или благоприятные условия для  одних в ущерб другим и тем  самым ограничивают конкуренцию,  ущемляют интересы предприятий  или граждан. 

Подобные действия органов  власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Антимонопольное  законодательство  в   Республике   Казахстан   имеет недолгую историю и находится на  пути становления.  Практически во всех сферах экономики оно требует доработанности.В настоящее время правовуюоснову антимонопольного законодательства составляют:

1) Конституция Республики Казахстан;

2)  Закон  Казахской   ССР  «О  развитии  конкуренции   и   ограничении монополистической  деятельности» от 11 июня 1991г.;

3) Закон Республики Казахстан  «О естественных монополиях» от  9 июля  1998г.;

4) Закон Республики Казахстан  «О недобросовестной конкуренции»  от  9 июля 1998г.;

5) Закон  Казахской  ССР  «О  защите  прав  потребителей»   от  5  июня         1991г.;

6) Кодекс Республики Казахстан  «Об административных правонарушениях»;

7) Указы Президента Республики Казахстан;

8)  Постановления  Правительства   Республики  Казахстан,  нормативныедокументы межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые  акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие. Нормативное регулирование -  это правовойрежим  поведения хозяйствующих субъектов на рынке игосударственный  контроль за ним.

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольная политика Республики Казахстан

2.1 Структура государственных  антимонопольных органов

В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании  государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство  по стратегическому планированию и  реформам реорганизовано путем его  разделения на:

- Агентство по стратегическому  планированию и реформам как  центральный орган, не входящий  в состав Правительства;

- Комитет по экономическому  планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики  Казахстан;

- Комитет по регулированию  естественных монополий и защите  конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.

Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  Министерства энергетики, индустрии  и торговли был создан Комитет  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий и защите конкуренции.

В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства  Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства  Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции и Агентство  Республики Казахстан по поддержке  малого бизнеса реорганизованы, путем  их слияния.

В настоящее время, Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий, защите конкуренции  и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное  Агентство) сформировано как центральный  исполнительный орган, не входящий в  состав Правительства. Антимонопольное  Агентство – это центральный  орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной  политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и  поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное Агентство  имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса по областям и городам  Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим  лицом, имеет расчетный счет, фирменные  бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на казахском  и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и  поддержке малого бизнеса, выполняют  возложенные на них определенные функции на территориях и ему  подотчетны. Руководители территориальных  органов назначаются на должность  и освобождаются от должности  председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени, кроме  того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени  государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

Агентство по вопросам своей  компетенции в установленном  законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые  имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан..[5, 380]

 

2.2  Система  государственного антимонопольного  регулирования в сфере естественных  монополий

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для  обеспечения паритетности интересов  продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.

До 1992 г. во всех сферах экономики  Казахстана цены на все виды товаров  и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих  субъектов-монополистов. Регулирование  цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке  тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно  возросли цены на электроэнергию, природный  газ при сравнительно низком среднем  индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

Информация о работе Антимонопольная политика РК