Антимонопольная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:53, реферат

Описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики Казахстана. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность антимонопольной политики…………….....4
1.1 Понятие и сущность монополий, их классификация……………4
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования…………......9
2. Антимонопольная политика РК………………………………………..16
2.1 Структура государственных антимонопольных органов………16
2.2 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере естественных монополий………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Абдигапар.docx

— 42.29 Кб (Скачать документ)

С выходом постановления  Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов  естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено  пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над  уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие  основную деятельность.

 Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен  в отраслях, относящихся к сфере  естественной монополии, и в  экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на  продовольственные товары. Прекращено  регулирование уровня рентабельности  монополистов, работающих на конкурентном  рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.[6, 220]

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в  сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О  естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий  производства и предоставления данного вида услуг.

Правоотношения, возникающие  на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий  в Республике Казахстан относятся  следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- транспортировка газа  и газового конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение  электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных  магистралей;

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций  с использованием сети местных  линий;

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные  законодательными актами Республики  Казахстан.

В сфере естественной монополии  действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством  товаров, работ и (или) предоставлением  услуг потребителям в условиях естественной монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами  и обязанностями, закрепленными  в законодательном порядке. В  данном случае, потребитель услуг  наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным  органом и обязанностью в своевременной  оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии  установлен ряд запретов. Это оказывать  услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или  на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с  предоставлением услуг, владеть  акциями других коммерческих организаций  и др.

Органы по регулированию  естественных монополий наделены важными  полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по  пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.[7, 54]

 

 

Заключение

Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному  рынку, законодательство обогатилось  достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов  всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве решена задача правового  регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством  установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые  услуги. Государственное регулирование  в конкурентной сфере экономики  сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.

Как видно из моей курсовой работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования имеются нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный практический опыт, обобщен опыт других республик СНГ.

 

 

 

Список использованной литературы:

Законы и другие нормативно-правовые акты

 Конституция Республики  Казахстан (с изменениями и  дополнениями, внесенными Законом  Республики Казахстан от 7 октября  1998 года). - Алматы: ТОО «Баспа», 1995.

Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. – Астана: Издательский дом «Lem», 1999.

Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть).-Алматы: Издательский дом Lem, 1999

Учебные пособия

1.Майдыров С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее положение на рынке. // Экономика Казахстана. - 1997. - №3.

2.Казахстан: конкуренция и Государственный Комитет по антимонопольной политике. / Подготовлено USAID – Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.

3.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика (в двух томах). Т.1. СПб., 1996; Т.2. СПб., 1999.

4.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Микроэкономика. СПб., 1996.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика. М., 1996.

6. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Том 1, 2.2. 




Информация о работе Антимонопольная политика РК