Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

 

 

 

 

 

Студент

ФМК, 2-ой курс, ЗМЦ-10               (подпись)            Ф.И.О.

                                                                   (дата)

 

 

 

Руководитель                                        (подпись)                                  Ф.И.О.

               (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 29 с., 3 рис., 17 источников, 2 прил.

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ПОТЕРИ (ИЗДЕРЖКИ) ОБЩЕСТВА ОТ МОНОПОЛИИ, АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МЕРЫ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

Объект  исследования – антимонопольное законодательство и регулирование в странах с развитой экономикой и в частности в Республике Беларусь.

Предмет исследования – функции антимонопольного законодательства и регулирования.

Цель работы: определить влияние монополии на общество, роль государства, какие задачи возлагаются на антимонопольные службы, как они исполняются и раскрыть направления антимонопольной политики, направленные на регулирование экономической ситуации на рынке в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, обобщение, составление графиков, сравнительный анализ.

Исследования  и разработки: на основе исследования, изучен опыт различных стран мира по видению государственной антимонопольной политики и выявлены отрицательные и положительные стороны монополии, составлены графики, отражающие общественные издержки от монопольной власти и графики регулирования цен, исследованы условия становления антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, рассмотрены основные направления по демонополизации национальной экономики Республики Беларусь.

 

 

_________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Еще в прошлом  веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое  преступление против общества. Соответственно были приняты специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Антимонопольное регулирование в сочетании с  поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий  успешного социально-экономического развития Беларуси.

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины  возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной  политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации  экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси.

 

 

1. Антимонопольное законодательство

1.1. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса  государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление. Благодаря этому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Разработка  и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Антимонопольное законодательство не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть “укрощена”. Поэтому основной задачей является поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

Можно назвать  такие две основных формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) препятствование использования монопольной власти.

Законодательство стран Запада действует в основном с помощью первой формы. Это происходит потому, что по мнению ведущих специалистов в этой области значительно более легким является не допустить возникновения монополии, чем потом бороться с уже существующей. К таким упреждающим мерам относятся введение запрета на объединение и сговор, которые ведут к ограничению производства и торговли, то есть, речь идет о запрете создания монополий любого известного вида. Также существует запрет на приобретение акций и других активов конкурирующих предприятий, если это ведет к монополизации области и к ослаблению конкурентной борьбы. Например, в Японии из таких соображений были запрещенные холдинговые компании.

В мировой экономической  практике различают три основных типа слияния предприятий: горизонтальное, вертикальное и диверсификацию. Первый тип имеет место, если объединяются фирмы-представители одной области, которые выпускают тождественную продукцию или предоставляют альтернативные услуги. В результате их объединения существует угроза монополизации области, которая само по себе ведет к отрицательным экономическим следствиям. Поэтому именно этот тип слияния в большей степени преследуется законодательными актами. Другие два — вертикальный (объединение двух фирм, связанных производственной или технологической зависимостью) и диверсификация (объединение фирм-производителей разноплановых продуктов или услуг) контролируются меньшее и отношение к ним более либеральное, так как они не создают возможности монополизации отдельных рынков.

Рядом с мероприятиями, направленными на недопущение образования монополий на рынках, существуют также такие, которые призваны бороться с уже существующими фирмами, которые могут считаться монополистами. Против них применяется высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль по ценам на продукты производства монопольных образований, переведение монополий в государственную собственность, административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства, осуществление демонополизации, разукрупнение монополий. Последнее мероприятие, кстати, встречается исключительно редко и есть крайним случаем наказания нарушителей. Для того, чтобы государство обратилось к роспуску предприятий, тем нужно уже слишком открыто и нагло действовать вопреки антимонопольной политике. Тем не менее и такие факты знает история. В начале прошлого столетия была распущена “монстра” среди американских монополий, нефтяной трест “Стандарт Ойл”, а также пострадавшая компания “Американ Тобакко”. При современных условиях было разукрупнено “AT&T”, “Алкоа”, “Дюпон”.

Следует отметить, что западное антимонопольное законодательство постоянно усовершенствовалось и на сегодня является действенным инструментом. Оно дало возможность в значительной мере сдержать монопольные тенденции, стимулировать здоровые рыночно-конкурентные отношения.

В странах Восточной  Европы проблема антимонопольного регулирования  возникла сравнительно недавно. Следует  отметить, что монополии здесь  были созданы искусственно, путем  концентрации производства, приведшей  к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Отправным началом  и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году. Он дал юридическое обеспечение ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, защите конкуренции в интересах стимулирования развития производства товаров и услуг, необходимых потребителям. Закон отражает специфику белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная деятельность является необходимой составной частью рыночных преобразований, обеспечивает возможность их эффективного осуществления.

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская  политика оказалась малоэффективной  и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный  раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция  обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой