Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:58, курсовая работа
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси.
1.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
• обеспечение и сохранение конкуренции;
• контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
• контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
• защита интересов потребителя;
• защита и поддержание малого и среднего бизнеса.
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства.
Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконных методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, велся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т.д.
Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Этот закон, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель - прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком. Принятие закона Шермана не решало ряда вопросов, требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов. В последствии были разработаны более совершенные законы и меры по подавлению влияния монополий над рынком: (1914 г.) закон Клейтона; (1936г.) Закон Робинсона — Пэтмана; (1938г.) была принята поправка Уилера — Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии»;(1950г.) закона Селлера — Кефовера и др.
На сегодняшний
день антимонопольное регулирование
в США имеет динамичный характер,
корректируется с учетом изменяющихся
хозяйственных и социальных условий
развития страны. Антитрестовское
• против действий, противозаконных по своей сути;
• и против действий, законность которых определяется правилом разумности.
Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х -начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.
Антимонопольное
регулирование в
Общеевропейское
антимонопольное регулирование
Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции.
Европейское право содержит понятие «эффективная конкуренция», т.е. конкуренция, способствующая структурной перестройке национальных экономик с целью создания экономического единства. Национальное и общеевропейское право способствуют укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.
Антимонопольное регулирование в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии - Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР - Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:
• ликвидацию монопольного
положения отдельных
• ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жесткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.
Законодательные акты восточноевропейских стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.
2. Общественные издержки монопольной власти, необходимость государственного регулирования, роль государства
2.1 Влияние монополии на благосостояние общества
Можно ли измерить
общественные издержки от монопольной
власти, представляет ли монополия
серьезную опасность для
Касаясь расхождения относительно оценки величины общественных издержек от монополии, следует напомнить, что, во-первых, величина «треугольника потерь» зависит от эластичности спроса; во-вторых, стоимость благосостояния монополии значительно больше, чем «треугольник потерь», ибо монопольная власть обеспечивает фирме сверхприбыль, которую та использует для утверждения своих монополистических позиций. Например, олигополии благодаря этому имеют стимул для рекламы, ограничивают информацию о продукте, увеличивая постоянные издержки нахождения в отрасли и затрудняя тем самым вхождение в нее новых фирм.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что наличие монополии и недостаточная конкуренция способствуют расстройству рынка. Когда в отрасли преобладает несовершенная конкуренция, каждая фирма, уравнивая предельные издержки и предельный доход, осуществляет выпуск, при котором цена превышает предельные издержки. Излишек цены над предельным доходом и предельными издержками отражает меру монопольной власти фирмы: цена и предельные общественные выгоды от последней единицы выпуска продукции превышают предельные частные и общественные издержки от производства этой последней единицы.
При отсутствии расстройства рынка конкурентное равновесие эффективно по Парето: каждая отрасль расширяет выпуск своей продукции до точки, в которой цена равна предельным издержкам, а значит, и предельные общественные выгоды равняются предельным общественным издержкам. В этих условиях никакое перераспределение ресурсов не принесло бы пользы для потребителей.
Остановимся более подробно на вопросе о том, как влияет монопольная власть на благосостояние общества в целом.
Сверхприбыль, получаемая монополиями, может образовываться только за счет ухудшения благосостояния потребителей. Экономическая теория дает этому факту количественную оценку, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков. На Рис. 1 (приложение А) показаны кривые среднего и предельного доходов и кривая предельных издержек монополиста.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm соответственно. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рc и количество продукции Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены Рc и количества Qc к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm , но купили бы его по цене Рc , также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc - Qm) по цене Рc. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.
Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем, чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.