Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается именно в том, что основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.
Введение………………………………………………………………………
1 Теоретические аспекты аудита основных средств………………………
1.1 Сущность, задачи и источники информации аудита основных средств………………………………………………………………………...
1.2 Последовательность аудита основных средств………………………...
1.3 Организация аудита движения основных средств……………………..
2 Аудит операций по движению основных средств……………………….
2.1 Аудит аналитического и синтетического учета основных средств…..
2.2 Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств…………………………………………………
2.3 Аудит износа и амортизации основных средств……………………….
2.4 Аудит ремонта основных средств………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно надо
проверить полноту и
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
2.2 Аудит операций по движению основных средств
При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 2410 "Основные средства" и др.
При проверке поступления
основных средств в порядке их
безвозмездной передачи устанавливают
наличие соответствующих
Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служит основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.
Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки-передачи основных средств (форма № 52 или ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления износа (амортизации) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также увеличение платежей в бюджет по НДС в данном периоде.
Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.
2.3 Аудит износа и амортизации основных средств
В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания, то с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
Существует несколько способов начисления амортизации объектов основных средств:
1) линейный способ
2) способ уменьшаемого остатка;
3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.
Для проверки правильности
отнесения износа по счетам затрат
или других источников следует установить,
к какому виду относятся основные
средства: производственного или
непроизводственного назначения
Проводя проверку начисления
амортизации, аудитор должен обратить
особое внимание на начисление амортизации
по основным средствам, не относящимся
к промышленно-произ-
В связи с тем, что
в настоящее время многие предприятия
простаивают или работают менее
чем в две смены, находятся
в резерве или законсервированы
Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ.
Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Износ основных средств начисляется:
- износ основных средств начисляется либо в течение всего срока эксплуатации объекта (здания, сооружения и др.), либо в течение срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью успевает войти в издержки производства (активная часть основных средств), после чего начисления прекращаются;
- при применения ускоренного метода исчисления износа активной части основных средств (не более чем в 2 раза), следует помнить, что на машины, оборудование и транспортные средства сроком службы до трех лет метод ускоренной амортизации не распространяется;
- при прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленного износа подлежит восстановлению за счет прибыли;
- амортизация, начисленная ускоренным методом, используется строго по целевому назначению. Поэтому в учете следует их выделять на отдельном субсчете. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению;
- во время реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой и переводом на консервацию в установленном порядке - износ не начисляется, но срок службы удлиняется на время консервации;
- износ по неоконченным строительством объектам начисляется согласно справки о стоимости таких объектов с уточнением после ввода объекта.
В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения основных средств к амортизационным категориям.
Амортизируемое имущество объединяется в четыре категории:
- здания, сооружения и их структурные компоненты;
- легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;
- техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;
- нематериальные активы.
Годовые нормы амортизации составляют (для всех налогоплательщиков, за исключением субъектов малого предпринимательства и предпринимателей):
для первой категории - 5 %;
для второй категории - 25 %;
для третьей категории - 15 %.
Для субъектов малого
предпринимательства и
для первой категории - 6 %;
для второй категории - 30 %;
для третьей категории - 18 %.
Для четвертой категории
годовые нормы амортизации
Необходимо учитывать также другие условия данного варианта начисления амортизации по основным средствам.
Исходя из вышеизложенного необходимо проверить правильность применения норм износа (амортизации).
Проверка расчетов сумм амортизационных отчислений производится по следующему алгоритму:
- где сумма амортизационных отчислений по i-му объекту,
- первоначальная стоимость
i-ого объекта основных
- годовая норма амортизационных отчислений, %.
При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
Для проверки правильности
отнесения износа по счетам затрат
или других источников следует установить,
к какому виду относятся основные
средства: производственного или
непроизводственного назначения