Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание

В курсовой работе в ходе аудиторской проверки необходимо установить качество состояния внутреннего контроля предприятия при проведении добровольного аудита, выявить наиболее уязвимые места в системе учета основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Краткая характеристика нормативно-правовой базы документов

2 АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка»

2.1 Оценка состояния бухгалтерского учета основных средств и качества финансовой отчетности в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка»

2.2 План аудиторской проверки основных средств в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка»

2.3 Анализ и обобщение результатов аудиторской проверки основных средств в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка» в аналитической части аудиторского заключения

2.4 Рекомендации и предложения по совершенствованию учета основных средств ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Тема 3.Аудит основных средств.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

 

Коэффициент абсолютной ликвидности упал с 0,541 до 0,542 и стал еще выше нормативного значения. Очевидно, что в ближайшее время предприятие может погасить только лишь 54,2 % краткосрочной задолженности. Коэффициент промежуточного покрытия снизился на 0,006 и все равно остался равный идеальному уровню, что свидетельствует о способности предприятия своевременно проводить расчеты с дебиторами.

Коэффициент текущей ликвидности увеличился в течении рассматриваемого периода до 2,17, что свидетельствует о хороших платёжных возможностях предприятия.

Для комплексной  оценки ликвидности баланса (оценки финансовой ситуации с точки зрения ликвидности, выбора наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров) рассчитывается общий показатель ликвидности:

 (1.4)

        Комплексная оценка на начало  года =(14214 + 0,5*12425 + 0,3*24406) / (21799 + 0,5*4480 + 0,3*12000) =  1,004 .

Комплексная оценка на конец года =(24519 + 0,5*21094 +0,3*52438)/(39051 + 0,5*6200 + 0,3*8600) = 1,136

Общий показатель ликвидности вырос с 1,004 до 1,136. Если на начало года текущие платежи могли оплачиваться на 100,4 %, то на конец года уже на 113,6 %. Это говорит об улучшении финансовой ситуации на предприятии.

Ликвидность бухгалтерского баланса выражается в степени  покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления соотношений между обязательствами организации и его активами (таблица 2).

 

Таблица 2 - Ранжирование активов по степени убывания ликвидности  и пассивов по степени возрастания срочности их погашения

 

Условное  
обозначение

Ранжирование  активов      
и пассивов баланса (алгоритм  
расчета)

Абсолютная  величина, 
тыс. руб.

Изменение 
(+, -),  
тыс. руб.

на начало 
года

на конец 
года

Активы                                

А1   

Наиболее ликвидные  активы:     
- денежные средства            
(стр. 260);                    
- краткосрочные финансовые     
вложения (стр. 250)          

14214

24519

+10305

А2   

Быстро реализуемые  активы:     
- дебиторская задолженность    
до 12 месяцев (стр. 240);      
- прочие оборотные активы      
(стр. 270)                   

12425

21094

+8669

А3   

Медленно реализуемые  активы:   
- запасы с учетом НДС          
(стр. 210 + стр. 220)        

24613

52836

+28223

А4   

Трудно реализуемые  активы:     
- внеоборотные активы          
(стр. 190)                   

77614

58613

-19001

Пассивы

П1   

Наиболее срочные               
обязательства:                 
- кредиторская задолженность  
(стр. 620)                   

21799

39051

+17252

П2   

Другие краткосрочные           
обязательства:                 
- краткосрочные кредиты        
и займы, задолженность         
участникам по выплате доходов, 
прочие краткосрочные           
обязательства (стр. 610 +      
стр. 630 + стр. 660)         

4480

6200

+1720

П3   

Долгосрочные  обязательства     
(стр. 590)                   

12000

8600

-3400

П4   

Собственный капитал:           
- собственный капитал с учетом 
убытков, доходов будущих       
периодов, резервов предстоящих 
расходов (стр. 490 +           
стр. 640 + стр. 650)         

90587

103211

+12624


 

Баланс считается  абсолютно ликвидным, если имеют  место следующие соотношения:

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.

На начало периода: 14214 тыс. руб. > 21799 тыс. руб. – не соответствует;

12425 тыс. руб. > 4480 тыс. руб. -  соответствует;

24613 тыс. руб. > 12000 тыс. руб. - соответствует;

77614 тыс. руб. < 90587 тыс. руб. - соответствует.

На конец  периода: 24519 тыс. руб. > 39051 тыс. руб. –  не соответствует;

21094 тыс. руб. > 6200 тыс. руб. - соответствует;

52836 тыс. руб. > 8600 тыс. руб. - соответствует;

58613 тыс. руб. < 103211 тыс. руб. - соответствует.

Как на начало, так и на конец периода баланс не является ликвидным, не выполняется  первое условие.

В случае с предприятием ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка», при наличии чистых активов у организации в целом предприятие можно оценить как платежеспособное.

 

2.2 План аудиторской проверки основных средств в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка»

 

Для разработки эффективного подхода к добровольному  аудиту основных средств на стадии планирования производится предварительная оценка система внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

При оценке системы  внутреннего контроля аудитор должен:

- проверить  наличие и действие распорядительных  документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств;

- осуществить  экспертизу порядка документального  оформления фактов хозяйственной  деятельности, изучить утвержденные  графики и схемы документооборота;

- провести анализ  соответствия применяемой формы учета;

- проверить  наличие регистров налогового  учета;

- установить, соблюдается  ли установленный порядок подготовки  и представления внутренней бухгалтерской  отчетности, обобщить информацию  о составе, масштабах и характере  операций в проверяемом периоде.

Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и  внутреннего контроля можно применить  тестирование(таблица 3).

 

Таблица 3 - Тест внутреннего контроля по объекту  ОС

Содержание

Ответы

Примечание

Да

Нет

1. Имеется ли приказ  о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств

 

Отражено в учетной  политике

2. Определены ли сроки  проведения инвентаризации основных  средств в учетной политике 

 

В обязательном порядке  при смене материально-ответственных  лиц, обнаружения фактов хищения или порчи имущества, авариях и стихийных бедствиях

3. Проведена ли инвентаризация  в установленные сроки 

   

4. Когда была последняя  инвентаризация

 

Октябрь 2010 года

5. Отражены ли результаты  инвентаризации в учете

   

6. Проводилась ли переоценка ОС

 

В отчетном году не производилась

7. Фиксируется ли в  учетных регистрах место размещения  и эксплуатации основных средств

   

8. Имеются ли приказы  о назначении лиц, ответственных  за сохранность основных средств  в местах эксплуатации 

 
 

9. Заключены ли договоры  о полной материальной ответственности  с лицами, ответственными за сохранность  ОС

 
 

10. Использует ли организация  унифицированные формы первичных  документов 

 

Все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет

11. Разработан ли график  документооборота по учету основных  средств

 

В приказе об учетной  политике предусмотрено

12. Осуществляет ли  главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

 

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению их в бухгалтерию являются обязательными  для всех работников – отражено в учетной политике

13. Застрахованы ли  объекты ОС

 

Договоры страхования  заключены, страховые платежи уплачены

14. Произведена ли классификация  основных средств

 

ОС классифицированы по месту использования

15. Разработан ли кодификатор  основных средств

   

16. Имеются ли инвентарные  карточки на бумажном носителе

 

Аналитический учет ОС ведется  вручную на бумажных носителях

17. Сверяются ли данные  аналитического учета с регистрами  синтетического учета 

 

При составлении квартальной  и годовой отчетности

18. Использует ли организация  арендованные объекты ОС

 
 

19. Выбраны ли варианты  начисления амортизации основных  средств

 

Используется линейный способ

20. Имеются ли ОС, по  которым применяются особые условия  начисления амортизации или ее  прекращения:

- с истекшими нормативными  сроками эксплуатации;

- по которым амортизация  не начисляется;

- по которым применяются  понижающие коэффициенты;

- находящимся на консервации;

- по которым начисление  амортизации приостановлено;

- по которым применяется  ускоренная амортизация;

- непроизводственного  назначения;

- используемые по договору  аренды;

- переданные организацией  в аренду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Выбран ли вариант  учета затрат на ремонт объектов  основных средств

 
 

22. Есть ли в бухгалтерии  действующие нормативные документы  (все ли), определяющие правила ведения учета ОС.

 

Отдел пользуется разработанными на предприятии методическими рекомендациями

23. Были ли случаи  безвозмездного поступления или  передачи ОС 

 
 

24. Были ли товарообменные  операции с участием ОС

 
 

25. Осуществляет ли организация строительство основных средств

   

26. Производились ли  в отчетном периоде затраты  на модернизацию или реконструкцию  ОС

 
 

 

При проведении внутреннего контроля ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка» было выявлено:

- не предусмотрен  порядок переоценки ОС;

- не имеются  приказы о назначении лиц, ответственных  за сохранность основных средств  в местах эксплуатации;

- отсутствуют  договоры о полной материальной  ответственности с лицами, ответственными  за сохранность основных средств;

- не выбран вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Учитывая недостатки внутреннего контроля ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка», эффективность системы внутреннего контроля можно оценить как среднюю, но необходимо устранить выявленные нарушения.

При оценке внутреннего контроля мы убедились в том, что мы можем опереться на существующие средства контроля и проводить аудит предприятия менее детально и более выборочно.

Отбор объектов основных средств для проведения проверки осуществлялся по следующим  признакам:

- максимальная  стоимость ОС;

- различные  амортизационные группы;

- поступления  в исследуемом периоде;

- выбытия в  исследуемом периоде;

- арендуемые  основные средства;

- основные средства, находящиеся на ремонте в исследуемом  периоде.

Целью аудиторской проверки основных средств предприятия ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка» является подтверждения соответствия порядка отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности учета основных средств действующим законодательным и нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет основных средств.

В соответствии с основными задачами аудита ОС можно  выделить следующие направления  аудиторской проверки основных средств:

- аудит наличия и сохранности основных средств;

- аудит поступления основных средств;

- аудит выбытия ОС;

- аудит правильности начисления амортизации;

- аудит восстановления основных средств.

Для проведения аудиторской проверки организации  учета основных средств на предприятии  ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка», используя результаты оценки внутреннего контроля, аудита учредительных документов и учетной политики предприятия, в части, касающейся учета основных средств, составляется рабочий документ аудитора: аудиторская программа проведения аудита основных средств(таблица 4).

 

Таблица 4 - Программа аудита основных средств

Перечень проверяемых  процедур и вопросов

Рабочие документы

Примечание

1

Аудит наличия и сохранности  основных фондов

1.1

Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01«Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии  ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договоры аренды, ФОС –6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс.

Сальдо должны совпадать

1.2

Ознакомление с инвентарным  составом ОС

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды

Выявить наличие арендованных ОС, ОС сданных в аренду

1.3

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договоры аренды

По ОС арендованным и  сданным в аренду – применяется  сплошная проверка

1.4

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных  списков по конкретным МОЛ 

ФОС-6, ФОС-9, инвентарные  списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная проверка

1.5.

Проверка физического  наличия ОС: осмотр объектов ОС

 

Наблюдения аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС

1.6

Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам 

Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9

 

1.7

Проверка правильности классификации ОС

ФОС-6, ФОС-9

 

1.8

Проверка правильности оформления прав собственности на объекты  ОС

Договоры аренды, купли-продажи  ОС, свидетельства о регистрации  транспортных средств в ГИБДД, органах  Гостехнадзора

 

1.9

Проверка первичной  учетной документации по поступлению, перемещению и выбытию ОС

Акты приема – передачи, технический паспорт и др.

 

1.10

Правильность оценки и переоценки основных средств

ФОС-1, ФОС-6, счет –фактуры, накладные и т.д.

 

1.11

Проверка обеспечения  сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации

сличительная ведомость  решения руководства по итогам проведения инвентаризации

 

2

Аудит поступления основных средств

2.1

Получение списка (с указанием  количества и стоимости) приобретенных  объектов основных средств, сверить  полученные показатели с данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Ведомость наличия и  движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая  ведомость по счету «01»

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными полученного  списка

2.2

Проверка физического наличия вновь приобретенных объектов ОС

 

при посещении аудитором  мест стоянки, ремонта и эксплуатации ОС

2.3

Проверка создания комиссии по приемке основных фондов

Приказы, распоряжения

 

2.4

Проверка оформления первичных учетных документов

ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС

2.5.

Проверка документов по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные  накладные, платежные поручения  и др.

Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.

2.6.

Проверка правильности формирования первоначальной стоимости  основных средств на счетах синтетического учета 

Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08

Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.

2.7.

Проверка надлежащего  отражения первоначальной стоимости  в актах приемки-передачи ОС, инвентарных  карточках ОС

Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08

Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1

2.8.

Анализ расчета и  возмещения НДС по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76

 

3

Проверка операций по выбытию ОС

3.1

Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного  периода, сверка полученных данных с  данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС

Ведомость наличия и  движения основных фондов в разрезе  видов, главная книга, оборотно-сальдовая  ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99

 

3.2

Проверка правильности оформления списания ОС в первичной  учетной документации

Приказы, распоряжения, акты приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные  карточки (ФОС-6), ФОС-9

 

3.3

Проверка отражения  на счетах бухгалтерского учета

Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы износа со счетов их учета, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

4.1.

Получение ведомости  начисления износа

Ведомость износа ОС по видам 

 

4.2.

Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения

Договоры аренды, ведомость  полностью изношенных основных средств 

Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками  эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду

4.3.

Определение перечня проверяемых основных средств

Ведомость износа ОС по видам 

 

4.4.

Проверка правильности начисления амортизации

Ведомость начисления амортизации

Проверка по выбранным  объектам детальная

4.5.

Сверка данных по ведомости  для начисления износа с данными первичных учетных документов

ФОС-6, Ведомость износа ОС

Все ли объекты ОС приняты  в расчет; первоначальная стоимость  ОС, норма амортизации, дата поступления  ОС

4.6.

 Сверка данных аналитического  учета начисления амортизации  с данными синтетического учета

Ведомость начисления амортизации, ведомость по сч. 02

Суммы должны совпадать

 

4.7.

Правильность отнесения  АО на соответствующие счета затрат

Ведомость по счету 02, 20, 26 и др.

 

5

Аудит арендованных ОС и  ОС, сданных в аренду

5.1.

Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной

Договоры аренды

Условия предоставления, срок аренды имущества

5.2.

Проверка порядка приемки  на учет арендованных ОС

Договоры аренды, приемо-сдаточные  акты

Наличие и правильность оформления

5.3.

Проверка учета таких ОС на предприятии

Счет 001

При долгосрочной аренде и при текущей – на 001.

5.4.

Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию  имущества арендованных ОС и ОС сданных  в аренду

Договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91

Соответствие договору и проверить правильность отражения  в учете арендной платы, затрат на ремонт

6

Аудит восстановления ОС

 

Проверка и оценка порядка учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты

 

 

 

2.3 Анализ и обобщение результатов аудиторской проверки основных средств в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка» в аналитической части аудиторского заключения

 

1. Проверка полного списка основных средств.

По данным отчета по ОС за 01.01.2010 по 31.03.2010 в ООО «Лукойл- Ухтанефтепереработка» в организации на учете числится 138 инвентарных объектов. Каждому объекту присвоен соответствующий инвентарный номер.

 

Таблица 5 - Результаты проверки тождественности остатков и оборотов по счетам главной книги и оборотно-сальдовой ведомости

Наименование документа

Остаток на начало периода

обороты за период

остаток на конец периода

 

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Главная книга по сч. 01 с 01.01.2010 по 31.03.2010

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Оборотно- сальдовая ведомость  по сч. 01 с 01.01.2010 по 31.03.2010

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Ведомость по счету 01 с 01.01.2010 по 31.03.2010

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

 

В результате сверки остатков по счету 01 за период с 01.01.2010 года по 31.03.2010 года на счете 01 главной  книги оборотно-сальдовой ведомости  за аналогичный период учет основных средств в количественном и стоимостном  выражении ведется правильно. При сверке остатков по счету 01 расхождений не выявлено. Список основных средств является полным, т.е. все основные средства записаны в картотеку и учитываются на соответствующем счете 01.

2. Проверка обеспечения сохранности основных средств, проверка результатов инвентаризации.

В ходе проверки проверялись приказ руководителя № 64 от 01.10.2010 года «О проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств»  на основании статьи 12 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным приказом также была утверждена рабочая комиссия для проведения инвентаризации ОС.

По данным инвентаризационной описи №00000036 от 01.11.2010 года объектов ОС расхождений между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета обнаружено не было.

Информация о работе Аудит основных средств