Банк России: статус, цели, задачи, проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 21:39, дипломная работа

Описание

Банк России - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны выступает органом экономического управления.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Банк России. Его история, статус, основные цели и задачи 7
1.1 Особенности правового и имущественного статуса Центрального Банка Российской Федерации 7
1.2 Цели, задачи, принципы Центрального Банка Российской Федерации 10
1.3 Структура и функции Банка России 14
Глава 2 Анализ основных показателей деятельности Банка России 25
2.1.Анализ денежно-кредитной политики Банка России 25
2.2.Анализ тенденций развития платежной системы Банка России 41
Глава 3.Рекомендации по развитию платежной и денежно-кредитной политики Банка России 58
3.1.Мероприятия по развитию платежной системы Банка России 58
3.2.Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики Банка России 59
3.3.Прогнозирование макроэкономического развития Российской Федерации 69
Заключение 80
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Работа состоит из  1 файл

Дипломная рабоа Сифэ 101.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

В развитие указанного федерального закона Банком России в 2012 году будут  разработаны нормативные акты по следующим направлениям:

– регулирование платежной системы  Банка России;

– регулирование платежных систем, надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

– обеспечение бесперебойности  функционирования платежных систем, защиты информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных средств.

В целях обеспечения развития национальной платежной системы Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию национального стандарта осуществления безналичных расчетов на основе методологии ISO 20022 и его дальнейшему внедрению в национальную платежную систему.

……….

3.2.Основные направления  совершенствования денежно-кредитной политики Банка России

В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и  плановый период 2013 и 2014 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 году – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 – 5,5% в 2012 году, 4 – 5% в 2013 году и 3,5 – 4,5% в 2014 году.

Расчеты по денежной программе на 2012 – 2014 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции и  прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

Ожидается, что в рассматриваемый  период экономический рост будет  обеспечиваться за счет как внешних  факторов, связанных с благоприятной  конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.

В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12 – 20%, в 2013 году – 16 – 19%, в 2014 году – 17 – 20%.

Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие  основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 – 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 – 16%, в 2013 году – 12 – 14%, в 2014 году – 13 – 15%.

С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов – в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 – 2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012 – 2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.

В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте – его рост.

Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 – 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству  по всем вариантам прогноза в указанный  период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.

В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 – 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году – на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.

Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.

Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте  бюджета на 2012 – 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам.

При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 – 2014 годах может составить около 4% ВВП.

Необходимость его финансирования может привести к существенному  расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований – к притоку краткосрочного капитала.

В первом варианте денежной программы  предполагается увеличение объема чистого  кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году.

 Согласно расчетам, при реализации  данного сценария в 2012 – 2014 годах прирост чистого кредита  банкам может составить 0,8 –  1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.

…….

3.3.Прогнозирование макроэкономического  развития Российской Федерации

Неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе.

Не исключается возможность  существенного снижения деловой активности в странах – торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.

Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран  – торговых партнеров России, что  объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России.

В 2012 году не прогнозируется существенного  изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом.

Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных  процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата  будут способствовать улучшению  ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 – 2014 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 долларов США за баррель. В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для  разработки параметров федерального бюджета  на 2012 – 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель рисунок 8.

Рисунок 8. Цена на нефть сорта «Юралс» (долларов США за баррель)15

Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.

………..

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Ключевым элементом правового  статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего  в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Банк России осуществляет свои функции  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг. является снижение инфляции до 9 - 10% в 2010 году и 5 - 7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

В то же время решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и  состояния финансового рынка. При  необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Основная масса переводов денежных средств в стране осуществляется через расчетную сеть Банка России, которая фактически является единственной полноценной клиринговой системой. Платежная сеть Центрального банка РФ играет ключевую роль в клиринговой системе страны и де-факто занимает монопольное положение на рынке. Это объясняется тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в Центральном банке Российской Федерации, имеющих практически нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски.

В Платежной системе Банка России функционируют системы расчетов, различающиеся по территориальному охвату, объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу участников и платежным инструментам, скорости проведения платежей и используемой технологии, включающие в себя: – более 70 отдельных систем ВЭР и систему МЭР; – систему БЭСП – систему расчетов с применением авизо.

Анализ развития платежной системы  Банка России за 2009-2011гг. показал, что  количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, увеличилось на 35% и составило 940,1 млн. платежей, а объем платежей вырос на 92,4% - до 514,2 трлн.рублей. Около 60% от общего объема платежей, проведенных через платежную систему России, приходилось на платежи, осуществленные через платежную систему Банка России. Подавляющее большинство платежей осуществлялось с использованием электронных технологий. Доля таких платежей на конец 2011г. по количеству составила 99,5%, а по объему – 99,6%.

В 2012 – 2014 годах Банк России будет  осуществлять деятельность по развитию и совершенствованию национальной платежной системы, направленную на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы страны.

Банком России будут проводиться  мероприятия по реализации Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе». Будет разработана Стратегия развития национальной платежной системы, предусматривающая мероприятия по обеспечению стабильности национальной платежной системы, повышению ее эффективности и конкурентоспособности, совершенствованию платежной системы Банка России, развитию инфраструктурного и межсистемного взаимодействия субъектов национальной платежной системы, а также повышению уровня доступности и безопасности платежных услуг, в том числе с использованием инновационных платежных инструментов.

В соответствии со сценарными условиями  функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 году – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5%.

Информация о работе Банк России: статус, цели, задачи, проблемы функционирования