Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа состоит из четырёх частей. В первой из них будут рассмотрены происхождение, сущность и функции банков. Во второй главе будут рассмотрены важнейшие услуги, предоставляемые банками, а также новые услуги, в том числе электронные. Третья глава даёт информацию об одном из основных понятий, связанных с банками — банковской ликвидности или способности банков обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. Завершается работа рассмотрением банковской системы Республики Беларусь, где будет описана краткая история развития банков в Беларуси, а также современная банковская система Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Происхождение, сущность и функции банков……………………………….5

2. Операции банков. Электронные услуги банков……………………………..12

Банковская ликвидность……………………………………………………..19
4. Банковская система Республики Беларусь…………………............................24

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы …………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

    Ликвидность и платежеспособность банков находятся  в тесной взаимосвязи, но между ними существуют различия, наглядно проявляющиеся  в методике исчисления показателей, характеризующих вышеназванные понятия. Применительно к банковской практике Республики Беларусь имеются различия в исчислении норматива ликвидности и норматива достаточности капитала (коэффициента платежеспособности).

    Показатели  ликвидности и платежеспособности в комплексе охватывают все стороны деятельности банка  и лишь при их соблюдении можно гарантировать безопасную деятельность банка как для его акционеров, так и кредиторов. Нарушения ликвидности и платежеспособности приводят к одинаковым последствиям: падению доверия к банку, его банкротству.

    Сущность  управления ликвидностью и платежеспособностью  означает проведение гибкой банковской политики, сочетающей требования по получению прибыли и обеспечение безопасной деятельности банка, заключающейся в безусловном выполнении всех обязательств в должных суммах и в должные сроки. Одним из важнейших факторов, влияющих на ликвидность и платежеспособность, является состояние в целом экономики в стране и происходящие в ней изменения, которые можно сгруппировать в четыре группы: случайные (форс-мажорные),сезонные, циклические и долговременные.

    На  ликвидность и платежеспособность влияет множество других внешних  факторов, а именно:

  • денежно-кредитная и налоговая политика, проводимая государством;
  • совершенство законодательства вообще и банковского в частности;
  • развитие денежного, валютного рынков и рынка ценных бумаг;
  • возможность рефинансирования в Центральном банке;
  • надежность клиентов и банков-партнеров.

    Поскольку точно рассчитать влияние всех факторов на показатели ликвидности и платежеспособности в перспективе практически невозможно, поэтому экономистами предлагается использовать аппарат теории вероятности и математической статистики для решения этой нелегкой с достаточной степенью

    В этой связи коммерческие банки в  последние годы значительное внимание уделяют уровню менеджмента. Практика работы банков показывает, что в тяжелое финансовое положение практически любой банк. Однако в большинстве случаев только компетентное управление помогает выжить и выйти из кризиса с минимальными потерями. Безопасная, надежная и прибыльная надежность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и на сколько банк способен управлять этим риском. Качество менеджмента – главная составляющая управления ликвидностью и платежеспособностью банка.

 

    4. Банковская система Республики Беларусь.

      Датой рождения банковской системы Беларуси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Государственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализации новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и рыночных подходов к управлению экономикой. Банковская система тех лет известна активными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюджета. Денежная реформа 1922-1924 годов, проведенная без иностранной помощи, создала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечественной экономической истории характеризуется снижением цен на товарном рынке, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам экономики были распределены следующим образом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор — 0,7% (92,с.10).

      В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитования прямыми банковскими кредитами с одновременным внедрением принципов хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последующие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской системе Беларуси трудилось уже свыше 4 тысяч человек.

      В послевоенные годы банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением разрушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы. В 1959 году была реорганизована и сама банковская система — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Госбанке и Стройбанке. Весь послевоенный период банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их деятельность была направлена на решение задач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, развитие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.

      Крупная реорганизация банковской системы была проведена в 1987 году, когда образовались белорусские республиканские банки — Внешэкономбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк и Жилсоцбанк, действовавшие на принципах полного хозрасчета.

      И, наконец, принятие в 1990 году Декларации о суверенитете Республики Беларусь и законов "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь" знаменовало собою новейший этап в развитии банковской системы страны. На базе Госбанка был создан Национальный банк, специализированные государственные банки были преобразованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал.

    Банковская  система РБ является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк РБ (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.

      Национальный банк РБ находится  в собственности РБ и действует  исключительно в интересах РБ. Национальный банк РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в РБ.

      Правовой основой НБ Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы РБ определены законом РБ "О банках и банковской деятельности в РБ", законом РБ "О Национальном банке РБ" и другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории РБ.

    Главная цель политики НБ Республики Беларусь – обеспечение внутренней и внешней  устойчивости национальной денежной единицы и поддержание  стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы.

    Для выполнения своих основных целей  НБ Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций (ст.26 Банковского кодекса), основные из них:

  • осуществление эмиссии денег;
  • регулирование денежного обращения;
  • регулирование кредитных отношений;
  • осуществление валютного регулирования;
  • осуществление государственной регистрации банков, кредитных и других учреждений, осуществляющих банковские операции;
  • надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования;
  • регулирование внешнеэкономической деятельности банков;
  • обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;
  • разработка платежного баланса Республики Беларусь;
  • определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов.

    Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а  с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики.

      Банковское законодательство устанавливает  правовое положение субъектов  банковских правоотношений; определяет  порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской деятельности, используемые в международной практике:

  • Регулирование деятельности коммерческих банков и реализация пруденциального надзора осуществляется Национальным банком;
  • Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежат обязательному лицензированию;
  • Банки свободны от обязательств государства, равно как и государство не несёт ответственность по обязательствам банков;
  • органы государственной власти не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков;
  • банки обязаны в период осуществления свой деятельности соблюдать установленные нормативы безопасного ведения дела;
  • банки обеспечивают тайну по счетам, вкладам и операциям клиентов в установленных законом рамках.

    Коммерческие  банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

      По мировым стандартам банки  РБ очень малы. Общая сумма  активов всей банковской системы  РБ даже не равна среднему  банку РФ. В то же время организационная структура управления банковского сектора РБ построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.

    К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др.

    Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.

    Правовой  основой создания и прекращения деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы НБ Республики Беларусь. На сегодняшний день в Республике Беларусь существует три банка, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, данные приведены в таблице 3. 

Таблица 3  Сведения о банках находящихся в стадии банкротства или ликвидации на 14.10.2006 г.2

Наименование  банка  Рег. номер  Дата 
регистрации
Решение
1. Закрытое  акционерное общество "БелКомБанк" 4 07.05.1991 Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2001 № 25 об отзыве лицензий и передаче дела в Высший Хозяйственный Суд о банкротстве банка. Решением Высшего Хозяйственного Суда от 16.05.2001 банк признан банкротом и открыто ликвидационное производство
2. Открытое  Акционерное Общество "Белорусский Биржевой Банк" 29 07.10.1992 Принято Постановление  Правления Национального банка Республики Беларусь об отзыве лицензий и передаче дела в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о банкротстве банка №62 от 29.03.2002. Решением ВХС от 16.09.2002 банк признан банкротом и открыто ликвидационное производство.
3. Открытое  акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Ратон" (СЭЗ "Гомель–Ратон") 807000107 26.09.2003 На основании решения Общего собрания акционеров ОАО "АКБ "Ратон" от 28.11.2005 (протокол №3) постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №181 от 26.12.2005 дано согласие на осуществление банком процедуры ликвидации и отозваны лицензии
 

    На 1 октября 2006 года банковская система РБ включает 30 банков с 482 филиалами.

    Показатели  деятельности банковской системы на 1.04.2006 года приведены в таблице 4.

    Таблица 4  Показатели деятельности банковской системы  Республики Беларусь на 1.04.2006

      Собственный капитал, млн. руб.
      4 062 000
      Совокупный  уставный фонд, млн. руб.
      2 561 423
      Прибыль, млн. руб.
      73700
      Рентабельность  активов, %
      1.3
      Рентабельность  собственного капитала, %
      6.94

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь