Банковская система Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 16:41, реферат

Описание

Неотложные меры по ускорению реформ в Украине и вывод Украины с кризисного состояния - основные вопросы дальнейшего развития и усовершенствования банковской системы страны.

Содержание

Введение.
1. Банки, их сущность функции и структура банковской системы.
2. Методика воздействия центрального банка на рыночную экономику.
3. Проблемы становления современной банковской системы в Украине.
4. Примечание
5. Заключение
6. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

   Расходы коммерческих банков, как  и в любой другой отрасли,  можно подразделить на относительно-постоянные и относительно-переменные. Относительно-постоянные являются расходами банков на заработную плату и начисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охраны, амортизационные причисления и т.д. Правда в долгосрочном плане и эти расходы переменны.

   К переменным расходам относим:  выплата процентов по вкладам  депозитов и межбанковскому кредиту  за остатки средств на расчетных счетах. Они зависят, как от объема привлекаемых банками кредитных ресурсов, так и от их стоимости. К этим расходам относятся: также плата за услуги региональной и регионального рассчетно-кассового центра за совершение расчетных операций, обеспечение наличными деньгами. Переменными могут быть издержки на рекламу, командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие. В соответствии с действующей методикой, комбанки определяют прибыль или убытки от своей деятельности. Ежеквартально распределение прибыли банка осуществляется по итогам деятельности за год, в соответствии с решением общего собрания акционеров банка. В течении года прибыль распределяется в виде аванса на основе установленных пропорций. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в госбюджет и местный с прибыли или дохода. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекцией НБУ и другими органами из прибыли банков, производятся отчисления в его резервный фонд в размере не ниже 5% прибыли остающейся в распоряжении банка. затем производится отчисления в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия на выплату вознаграждений руководству банка. Из оставшейся суммы выплачиваются дивиденды акционерам. Все остальное может быть направлено на индексацию акций или же на прирост условного фонда банка. Убытки по итогам деятельности за год покрывается за счет его резервного фонда, а  при его недостаточности за счет уменьшения фонда. При убыточной деятельности банка акционерами или национальным банком, предоставляется альтернативный выбор о решении вопроса, чтобы банк в будущем четко функционировал. Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне у нас за рубежом пока нет общепринятой методики начисления рейтингов комбанков. Поэтому рейтинг рассчитан по разным методикам. Могут существенно различаться, а следовательно различными будут оценки деятельности банков (схема 3). Поскольку методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого прежде всего следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги балансов позволяют клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои деньги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Методика воздействия  Центрального банка  на рыночную экономику.  

   НБУ организован в 1991г. на  базе бывшей Украинской республиканской  конторы Госбанка СССР и ее областных управлений.

   Он представляет собой систему единого банка и включается - центральный аппарат в г.Киев, Крымское республиканское и 24 областных управления. Управление НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. Руководящим органом Центробанка Украины являются Правление, состав которого назначается Президентом и Президиумом Верховного  Совета Украины по представлению Председателя Верховного Совета сроком на 4 года. НБУ не является не зависимым, он подчинен Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету министров Украины. Председатель правления НБУ входит в состав кабина. Верховный Совет ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитной политики, а также рассматривает отчет о работе НБУ и утверждает распределение его прибыли. Практику НБУ, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется, он с программой действия и практической работы кабмина Украины. Законодательство Украины предопределило построение банковской системы в соответствии с двухуровневым принци-

пом организации.

   НБУ является банком 1-го уровня. Он выполняет традиционные функции  ха-рактерные для Центрального  банка государства: является эмиссионным кредитным центром государства, банком банков и банкиром правительства. НБУ- предоставлено  монопольное право на выпуск денег, в обращении  Казначейство Министерства финансов Украины не имеют права эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а  также полученных кредитов. Этим  самым обозначена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины. На НБУ возложена ответственность за создание материально-технической базы производства собственной валюты (гривны), он определяет организационно-технические основы осуществления, налично-денежного оборота:

1) Правила  перевозки, хранения и инкассации денежной наличности 

2) правила  выполнения кассовых операций  банками и хозяйственными субъектами 3) создает и управляет резервными фондами, банками

4) устанавливает степень платежеспособности денежных знаков, как расчетный Центр страны НБУ устанавливает правила проведения безналичных расчетов с хозяйствующими субъектами, а также гарантирует, расчеты между комбанками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с  центральными банками других стран, в международных финансовых учреждениях.

   Важнейшей задачей банка выступает  налаживание системы международных  расчетов межбанковских и в первую очередь со странами СНГ. НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков на территории Украины. НБУ организует кассовое выполнение бюджета банковской системы Украины , предоставляет кредиты правительству Украины. На него возложено выполнение операций по размещению государственных ценных бумаг, обслуживание внутреннего долга государства. Выдача кредитов правительству осуществляется согласно решения Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета, кроме того на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины. Он, по соглашению с кабмином Украины, устанавливает функциональный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы организации, операции с монетарными металлами. На НБУ  возложено регулирование банковских операций, связанных с обращением приватизационных ценных бумаг, установление форм депозитов, приватизационных бумаг, установление условий их учета, хранения и погашения. Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена  система денежно-кредитного регулирования.

   НБУ - осуществляет надзор за  деятельностью коммерческих банковских отделений, филиалов представительств на территории Украины. Он направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков, изменение уменьшение расходов в деятельности коммерческих банков. Содержание надзора, определяемых полномочиями, установленными Законом Украины о банках и банковской деятельности. Функцию надзора осуществляет управление по Банковскому Надзору НБУ. Операции по надзору выполняют региональные управления.

НБУ в  соответствии с доведенной им программой ,заданиями управления по банковскому надзору. Обеспечение рыночной стабильности банков - необходимое условие эффективного функционирования экономики. Банк как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся крупных ресурсов. Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерческих банков возможно по национальности, банк с применением методов экономического административного воздействия. Согласно законодательству  в своей деятельности, коммерческие банки обязаны соблюдать экономические приоритеты устанавливаемые национальным банком. Решением  НБУ устанавливается минимальный размер условного фонда коммерческого банка. Это регулирует количество вновь создаваемых коммерческих банков.

   Поскольку кредитно-банковская система  имеет важное значение для  экономики страны, она служит  объектом тщательного надзора и регулирования, как со стороны НБУ, так и со стороны высших органов государственной власти и управления. Надзор за коммерческими банками и регулирование их деятельности преследует главным образом 2 цели: обеспечение устойчивости и предотвращения банкротства банков. Ограничение концентрации капиталов в руках немногих банков с целью недопущения монопольного контроля над денежным рынком. Это достигается путем установления НБУ экономических нормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, и осуществление надзора за их деятельностью. Для соблюдения установленных НБУ - экономических нормативов и избежания санкций с его стороны, коммерческие банки должны проводить систематическую работу. На сегодняшний день НБУ предоставляет давно большие кредиты правительству и в результате несвоевременной выплаты долгов. Долг правительства НБУ составляет 11055 млн. гр. Политика НБУ направленная на постепенную либерализацию валютного рынка Украины, начало давать положительные результаты. Необходимо сказать, что только объем торговли по 3-х валютах в первые месяцы этого года увеличился в 3 раза, по сравнению с прошлым годом. За последние годы НБУ сумел взять под контроль ситуацию на денежно-кредитном рынке Украины. НБУ, придерживаясь монетарной политики, смог вывести Украину из гиперинфляции 1993 г., когда и уровень был выше 10.000 %. В 1994г. снизил уровень инфляции к 401 %, 1995г. - 182 % и уже к денежной реформе уровень инфляции был 1 % ( схема 4).

   НБУ - орган, призванный контролировать  состояние коммерческих банков, давно и серьезно заниматься нормотворчеством, оперируя множеством предоставленных ему рычагов и периодически регулируя банковские параметры. Насколько те или иные действия НБУ были эффективными, в тот или иной период сказать сложно, однако довольно число принимаемых норм действовали долго или не очень действовали, ну будем объективными.

   НБУ продвинулся в реализации  всех декларированных направлений своей деятельностью, хотя и существуют " белые пятна", но в этом нельзя обвинить только Центральный банк. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Проблемы становления  современной банковской  системы в Украине. 

   Следует отметить, что в данный момент существуют проблемы в деятельности коммерческих банков в условиях криминальной экономики Украины. Прежде всего, это связано с объективными причинами финансовых трудностей в банковской системе, которые возникают из общего источника экономики страны нехватки соответствующего опыта и соответственно подготовки специалистов для функционирования в условиях рыночных реформ. Вместе с этим, в значительной степени финансовые проблемы банков связаны факторами, в том числе слишком рискованной кредитной политикой их руководителей в погоне за высокими доходами, не высчитанными затратами на развитие финансов без подъема ее потенциальной доходности и другие. Ключевым фактором устойчивости и конкурентно способности банковской системы в рыночной экономике, есть наличие собственного капитала, банки, уставные фонды, которые формируются в денежной форме, несут максимальные убытки от обесценивания национальной валюты. Так в период массового создания новых комбанков (1992г. - 1993гг. ) общий уставной фонд банковской системы вырос в 350 раз тогда, когда в долларовом исчислении (за рыночным курсом) эти 2 года упал: 42.000.000 $ - на начало 1992г., 75.000.000 $ - наконец 1992г;36.500.000 $ - на конец 1993г. За последние 1,5 года уставные фонды коммерческих банков в долларовом исчислении увеличились в 54 раза, как свидетельствует аналитическая информация, на период максимальной инфляции попадают значительные расходы банковского капитала (схема 6). Вторым серьезным фактором влияния на ликвидность и платежеспособность банков, есть проблема несвоевременного возвращения займов, увеличения бюджетной, кредитной задолжности. Без введения кардинальных изменений, что касается исправления данной ситуации с возвращением кредитов, увеличивается угроза потери ликвидности банковской системы Украины. На конец 1996 году общая сумма задолжности за простроченными кредитами, которая подлежит возвращению коммерческим банкам НБУ составляет 24млн. гр. что составляет 11 - % от общей сумму задолжности за кредитами НБУ. Как известно существует две группы банков: государственные, бывшие государственные, специализированные, сейчас корпоратизированные (Проминвестбанк, Укрсоцбанк "Украина" ). Семь лет назад гос. банки занимали 100% банковского сектора, и сегодня они связаны с государством ( 4 из них являются уполномоченными по обслуживанию бюджета), что приносит им настолько доходов, а столько убытков, в связи с необходимостью кредитовать нерентабельные проекты правительства по его социально - политическим, а не экономическим причинам. Не скрывая ни от кого можно сказать, что сегодня на рынке трудно всем, в том числе и банкам, прибыльность которых в среднем  1996г. упала более чем на 25%, а прибыльность капитала более чем на 36%. В 1996г. деньги зарабатывать было труднее, даже в сравнении с 1995г. Существует еще одна проблема уплаты дивидендов. Чем ниже доходность капитала, тем ниже дивиденды акционеров - закон рынка. В тоже время, чем больше уставной фонд, тем на общее количество акций делится прибыль, тем ниже дивиденды акционеров. С одной стороны банки на протяжении нескольких лет находятся в тисках требований Верховного Совета и НБУ. По формированию уставного фонда (норматив - 500.000 экю или 1,184млн. гр.) на 01.01.97, а с другой стороны имеются сложные проблемы, с акционерами которые постоянно вкладывают средства.

   Банки могут формировать свои  уставные фонды, через распределение  собственной прибыли, привлечение  прибыли, заработанной субъектами или хозяйственной деятельности свободных средств граждан. Разница в динамике работы, капиталов уставных фондов и банковской прибыли говорят о том, что на протяжении 1997г. формирование банков стало не только за счет полученной прибыли, сколько за счет средств посторонних. Большую абсолютно понятную проблему нового независимого государства предоставляют  собой коммерческие банки, не выполнение требований Верховного Совета об оплате минимальных размеров своих уставных фондов на соответствующие контрольные даты, на 1 Января 1997 года 13 банков не оплатили, не заригестрировали обязательное увеличение уставного фонда в размере эквивалентной 500.00 ecu.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 ПРИМЕЧАНИЕ 

На протяжении 1992-1997гг. из республиканской книги  регистрации банков было исключено 32 коммерческих банка. Сегодня в Украине функционирует 188 банков и 2284 их филиала. Ситуация осложняется еще тем, что значительная часть банков, не выполняющих требований от увеличения уставного фонда созданы в еще закрытых акционерных обществах для обслуживания отдельных предприятий, являющихся их же акционерами. Ряд этих же акционеров намеревавшись, прежде всего собрать средства других предприятий и населения

"для  решения" так сказать своих  проблем. Это увеличивает вероятность  банкрот-

ства  малых банков, порождая дополнительный источник нестабильности в банковской системе. Поэтому, требует ускорения роста уставных фондов банка с диверсификацией ответственности учреждений за будущее конкретных банков. На протяжении 1997г. специально созданной комиссией НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков были приняты меры о выдаче лицензий на право осуществления банковских операций 175 коммерческим банкам.

В 1997г. была подготовлена инструкция № 10 - " о порядке регулирования и анализе деятельности коммерческих банков ". Она позволяет стандартизировать, производить комплексно экономический анализ банка с единой точки зрения.

   Система базирования основана  на анализе основных показателей  финансового 

Информация о работе Банковская система Украины