Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:58, курс лекций
Согласно ФЗ о БиБД ст 1 Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы
должны быть указаны в учредительных
документах создавшего их юридического
лица. За открытие филиалов КО взимается
сбор в размере, определяемом БР, но не
более 1000-кратного МРОТ. Указанный сбор
поступает в доход федерального бюджета.
Вопросы реорганизации КО регулируются:
Общие вопросы реорганизации КО регулируются ГК и ФЗ о БиБД.
В соответствии со ст 57 ГК РФ:
Ч. 1. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ч.2. . Реорганизация может быть осуществлена в форме:
1. слияние, 2. присоединение, 3. разделение, 4. выделение, 5. преобразование
Ч.3. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации КО в форме присоединения к ней другой КО первая из них считается реорганизованной с момента прекращения деятельности присоединенной КО, т.е. с момента аннулирования записей в Книге государственной регистрации КО о регистрации присоединенной КО (ст 23 ФЗ о БиБД).
Важным организационно-правовым аспектом реорганизации КО являются вопросы урегулирования правопреемства (ст 58 ГК РФ).
При слиянии КО права и обязанности каждой из них переходят ко вновь возникшей КО в соответствии с передаточным актом.
При присоединении КО к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной КО в соответствии с передаточным актом.
При разделении КО ее права и обязанности переходят к вновь возникшим КО в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава КО одной или нескольких КО к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной КО в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании КО одного вида в КО другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшей КО переходят права и обязанности реорганизованной КО в соответствии с передаточным актом.
Другим важным правовым аспектом реорганизации КО является гарантирование прав кредиторов реорганизуемого банка.
В ст 60 ГК РФ учредители юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
В связи с этим заявление с ходатайством о регистрации КО, создаваемой в ходе реорганизации, обязательно должно содержать информацию об уведомлении кредиторов. (ст 60 ГК РФ, ст 51 ФЗ об ООО, ст 15 ФЗ об АО).
При этом кредиторы реорганизуемой КО вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является эта КО, и возмещения убытков.
Основными документами, определяющими специфику правоотношений при реорганизации КО, являются передаточный акт и разделительный баланс (ст 59 ГК РФ).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного банка в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших КО.
Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Следует отметить и следующие правовые положения, характерные для реорганизации КО:
Нужно отметить, что реорганизация в любой форме для КО болезненна и сложна, требует гибкости и уступок как собственников и кредиторов банков, так и внешнего менеджмента реорганизуемых банков, поскольку связана с переходом прав собственности и изменением личного статуса руководителей банка.
Однако, положительный момент реорганизации – сохранение при любом раскладе сил всеми участниками своего присутствия в банковском бизнесе, либо цивилизованный уход из него с наименьшими потерями для деловой репутации.
Во всяком случае, реорганизация лучше, чем ликвидация или банкротство КО.
Само понятие Ликвидации КО, как юридического лица, влечет ее прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.
В ст 23 ФЗ о БиБД указано, что ликвидация КО осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством, т.е. регулируется ГК РФ. Таким образом банки, как и любые КО, юридические лица, могут быть ликвидированы по следующим основаниям (ст 61 ГК РФ):
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст 65 ГК РФ, т.е. перед процедурой банкротства, регулируемой ФЗ о несостоятельности КО от 25.02.99г.
Требование о ликвидации КО в случае осуществления его деятельности с нарушением закона может быть предъявлено в суд ЦБ РФ. В этом случае инициатива БР выглядит как отзыв у банка лицензии на осуществление банковской деятельности.
Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора БР на основании ходатайств главных управлений (национальных банков) БР, ходатайства руководителя временной администрации кредитной организации, а также структурных подразделений БР, и оформляется Приказом БР.
При отзыве лицензии в целях защиты интересов кредиторов, в том числе вкладчиков, БР вправе назначить в КО (филиал) своего уполномоченного представителя. Деятельность уполномоченного представителя БР регулируется нормативными актами БР и прекращается с момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражного управляющего (ликвидатора).
При получении приказа БР об отзыве у КО лицензии территориальное учреждение БР, другие кредитные организации прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и внебалансовым счетам данной кредитной организации и её филиалов.
Все операции по счетам клиентов кредитной организации и её филиалов прекращаются.
Имеющая в кассе кредитной организации и её филиалов денежная наличность в полной сумме должна быть инкассирована не позднее следующего рабочего дня после получения Приказа БР об отзыве лицензии в соответствующие подразделения расчетной сети БР для дальнейшего зачисления её на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (филиала).
Таким образом, после отзыва лицензии банк не вправе заниматься деятельностью и сделки могут быть признаны недействительными.
Ликвидированной КО считается
с момента аннулирования