Банкротство за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

дним из проявлений экономического кризиса, переживаемого Россией, является кризис неплатежей. Фактическое банкротство значительного числа предприятий делает крайне неустойчивым финансовое положение многих банков и небанковских финансовых учреждений. Ситуация усугубляется несовершенством российского законодательства о банкротстве, а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных предприятий и банков, принятию решений об их санации или банкротстве, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов.

Работа состоит из  1 файл

банкротство за рубежом.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Практика    выработала   несколько  путей   воздействия  на  банки, находящиеся  в критической ситуации. Зарубежные исследователи выделяют три  основные  стратегии  такого   воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса.

Стратегия   выжидания  действует в том случае, если есть основания полагать,  что  затруднения   банка носят временный характер и он сам в состоянии  преодолеть  их. Такая стратегия использовалась, например, в отношении  ряда   крупных  банков  США непосредственно после обострения долгового  кризиса   развивающихся  стран  в 80-е годы и в ряде случаев сопровождалась  предоставлением   надзорными  органами  некоторых льгот банкам (например, изменение в их пользу предписаний по учету убытков).

Подобные    действия,  как  отмечают зарубежные исследователи, ведут при определенных    условиях  к  положительным   результатам,  однако  успех зависит    от  внешних  обстоятельств,   находящихся  обычно  вне  сферы контроля  государства  и  надзорных   органов.  Кроме  того, ослабление правил   надзора  может спровоцировать проведение чрезмерно рискованных операций.

Ликвидация  (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно  редко,  так  как   разделение банка приводит к разрушению сложившихся  отношений  с клиентурой и потому связано со значительными потерями.    Поскольку  значение  этого   фактора  возрастает  с  ростом размеров  банка,  данная мера обычно применяется в отношении небольших кредитных    институтов.   В   Японии   и    Скандинавских  странах  она использовалась   почти   исключительно   по  отношению  к  небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация   баланса   (санация)   предполагает  прямое  или косвенное   увеличение  капитала.  В  Германии   и  Швейцарии существует практика,  когда   надзорный  орган путем ужесточения контроля, а также мер  "морального   воздействия"  побуждает акционеров и собственников к предоставлению   дополнительного  капитала.  Тем самым акционеры подают публике   сигнал,    что  они  уверены  в   жизнеспособности  и  будущей рентабельности  банка.  Отказ  акционеров   от соответствующих действий может рассматриваться в качестве аргумента для инициирования процедуры банкротства.

Президент    Банка  Франции  может  предложить   акционерам  банка, попавшего  в   затруднительное  положение,  продолжать выполнение своих обязанностей  (что  также   обычно  предполагает  увеличение   капитала, замену  руководства и т. п.) или прибегнуть к поддержке других банков, что может в конечном счете означать слияние и поглощение.

В    Скандинавских   странах  в   увеличении  капитала  традиционно значительную роль играет государство - либо в форме прямых "инъекций", либо в форме предоставления гарантий.

Важнейшую    роль   в   организации    процедуры   воздействия   на "проблемные"   банки  за рубежом играют системы депозитного страхования (СДС).   Основными    функциями   этих   систем   являются:  обеспечение стабильности  и   укрепление доверия к банковской и финансовой системе, защита  интересов мелких вкладчиков, минимизация издержек страхования.  Выполнение этих функций предполагает активное участие СДС в "спасении" испытывающих  платежные   затруднения  кредитных  учреждений,   если это обходится дешевле, чем открытое банкротство и возврат вкладов.

Так,  к   числу  основных  задач Фонда страхования вкладов частных банков  в   Германии  относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков   и    недопущение  снижения  доверия  к   частным  кредитным учреждениям   в    случае   возможных   или    действительных  платежных затруднений   и  в  особенности  при  угрозе приостановки платежей. Для решения этой задачи используются все необходимые для поддержки меры, в частности,   платежи   отдельным   кредиторам..,  финансовая  поддержка банков,    предоставление   гарантий    или   принятие   на   себя    их обязательств...  Наряду с этим в качестве срочных можно использовать и такие   меры,  как  временное  закрытие   банка, запрет на осуществление финансовых   операций,  которые не служат цели погашения долгов, запрет на прием новых вкладов и т.д.

В  Германии,   кроме  того, в 1974 году по инициативе Федерального банка  был создан Консорциальный банк ликвидности (Лико-банк), который предоставляет  в  целом  устойчивым   кредитным  учреждениям  ликвидные средства,   если   они  испытывают   временные  платежные  затруднения.   Уставный фонд банка был сформирован за счет средств Федерального банка (30 процентов), а также взносов всех банковских групп Германии.

В   США  в   соответствии  с  федеральным  законом   о  страховании депозитов     Федеральная   корпорация    страхования   вкладов   (ФКСВ) уполномочена   оказывать   финансовую    помощь   при  угрозе  закрытия застрахованного    банка.   Здесь    возможны   три   способа:    помощь непосредственно   кредитному    учреждению,   испытывающему    платежные затруднения; содействие в слиянии этого учреждения с другим устойчивым банком;  оказание  помощи компании, которая уже контролирует или будет контролировать неплатежеспособный банк.

В  США  (а   в  последнее  время  и  в  Японии)   наиболее  широкое распространение получил второй способ поддержки - содействие в слиянии в   форме  "покупки-присоединения".   Эта  процедура,  по данным ФКСВ, в последние   годы   была    осуществлена  в  отношении  80-85   процентов неплатежеспособных       банков.      ФКСВ      организует     процедуру покупки-присоединения,  то есть проводит конкурс среди других банков - членов корпорации на приобретение активов и присоединение обязательств (в  первую  очередь  счетов вкладчиков) неплатежеспособного кредитного учреждения.   Клиентура  и  вклады   такого  учреждения  в  основном  и привлекают   другие   банки   к   участию  в  конкурсе.  Для   повышения привлекательности  сделки   ФКСВ  предлагает  к  продаже не все, а лишь действующие  активы. При проведении конкурса ФКСВ следит за тем, чтобы сделка  по   приобретению и присоединению требовала меньших затрат, чем ликвидация   банка    (за   исключением   случаев,    когда  продолжение деятельности банка необходимо для надлежащего обслуживания общины).

ФКСВ  может   учреждать  на  срок  до  пяти  лет   и так называемые "бридж-банки",  если   после  закрытия кредитного учреждения не удается сразу найти подходящего покупателя.

Бридж-банк   имеет  статус  национального  и   управляется  советом директоров,   которые  назначаются  ФКСВ.   Создаются  такие  банки  при условии,     что    издержки,     связанные    с   их    организацией   и функционированием, не превышают затрат по ликвидации банков-банкротов.

В  процессе   санации нередко производится выделение недействующих активов  банка  в  особое   управление.  В  США  сепаратное   управление является  обычным  и   осуществляется специально создаваемым банком или ликвидационным  обществом  под управлением ФКСВ. В Швеции "проблемные" требования  передаются  специальной дочерней компании соответствующего банка или независимой фирме. Сходная система существует в Японии.

Санация    банковских   учреждений,   как   и  других  предприятий, рассматривается   за  рубежом  лишь  в  качестве средства, позволяющего повысить   эффективность  использования финансовых и других ресурсов, и потому  обычно   сопровождается  реструктуризацией.  Она,   как правило, предусматривает      совершенствование     организационной    структуры; упорядочение филиальной сети; концентрацию на тех сферах деятельности, которые  приносят наибольшую прибыль, и отказ от других; высвобождение работников  и  т.д.  Вопросы   замены  руководства  решаются при этом в разных  странах  неодинаково. В США, например, смена руководства банка является нормой. В Швеции и Финляндии данная мера осуществлялась реже, что отчасти объясняется тем, что одновременное возникновение проблем у многих кредитных учреждений рассматривается там в качестве аргумента в пользу "невиновности" руководства отдельных банков, а отчасти тем, что в   небольших   странах    ощущается   дефицит   высококвалифицированных руководящих банковских работников.

В  то же время за рубежом исходят обычно из того, что руководство банка обязано сознавать роль доверия в банковском деле и предпринимать все    возможное   для   того,    чтобы   не  допустить  даже   временной неплатежеспособности.

Поэтому неплатежеспособность рассматривается СДС прежде всего  как сигнал   возможной    неэффективности   банка  и   некомпетентности  его руководства.  При   этом учитывается, что автоматическое предоставление финансовой  помощи  может   лишь  оттянуть  момент  банкротства и порой оборачивается   тем,  что  банк,   стремясь  увеличить  рентабельность, пускается в рискованные операции и в конечном счете наносит вкладчикам больший  ущерб,   чем  могло бы быть изначально. Поэтому осуществляется постоянный  надзор  за деятельностью банков, задачей которого является раннее обнаружение и предупреждение возникновения острых проблем. Если это  не   удается и анализ состояния дел "проблемного" банка приводит к выводу,  что  его   санация  нецелесообразна,  СДС   принимает  активное участие в организации и проведении процедуры банкротства.

Юридические     процедуры    объявления     банка    банкротом    и организационные  мероприятия  по  его   ликвидации  в  целом  сходны  с процедурами,  предусмотренными  для   предприятий  вообще,  а  основная нагрузка  по  решению организационных вопросов, касающихся банкротства кредитных   учреждений,  ложится  на  СДС.  Так, в США после объявления банка   банкротом   ФКСВ,  как  правило,  назначается   управляющим  его имуществом.  Она   действует  при  этом как доверительный собственник в отношении затронутого банкротством имущества в пользу кредиторов. ФКСВ проводит  оценку  имущества,  реализует активы обанкротившегося банка, удовлетворяет   требования  кредиторов  и   ликвидирует  банк.  При этом преимущественное   право  на   удовлетворение  своих  требований   имеют массовые вкладчики. Возврат вкладов осуществляется в течение трех-пяти рабочих   дней после закрытия банка. Выплаты производятся наличными или переводом  вклада   в  другой  банк  -  член  ФКСВ.   При выборе второго варианта   ФКСВ    стремится  продать  за   определенное  вознаграждение застрахованные  вклады  ликвидируемого   банка  другому  устойчивому  в финансовом отношении учреждению, которое действовало бы как агент ФКСВ по их выплате.

Мотивом  для   покупки  вкладов неплатежеспособного банка является возможное приобретение новых клиентов.

"Кризисное    управление"  при  возникновении  у   банков финансовых затруднений  должно   дополняться  мерами  по   предотвращению кризисных явлений  в перспективе. Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора.

На   макроэкономическом  уровне  политика   должна  направляться  в первую   очередь  на  борьбу  с  инфляцией, которая создает предпосылки общей    нестабильности   на    финансовых  рынках,  способствует   росту процентных   ставок,   что,    в   свою  очередь,  может   провоцировать банкротства  заемщиков  и   т.  д. Чрезмерно "мягкий" кредитно-денежный курс  создает  условия для массовой спекуляции (например, спекуляции с недвижимостью),   которая  может  серьезно дестабилизировать финансовую сферу.  В то же время макроэкономическая политика должна действовать и против спада производства, который неизбежно связан с банкротствами.

Совершенствование   банковского надзора призвано создать механизм, обеспечивающий   соблюдение    финансовой   дисциплины.   Все    страны, сталкивавшиеся  в  последние   годы  с проблемами в банковском секторе, предприняли   шаги   и   в  этом   направлении,  включающие,  например, увеличение минимальных размеров собственного капитала банков, усиление контроля  за небанковскими финансовыми учреждениями и т.д. Опыт стран, испытавших   финансовый    кризис,   показывает,   что    само  по  себе дерегулирование,    если   оно   не   сопровождается  совершенствованием контроля   за   банковским    сектором,  может  привести,  как   это  ни парадоксально, не к ослаблению, а к усилению государственного участия через механизм спасения "терпящих бедствие" кредитных учреждений.

Опыт оздоровления банковской системы в странах Восточной Европы

Системы    депозитного   страхования,    играющие  ведущую  роль  в осуществлении  процедур  санации  и   банкротства кредитных учреждений, могут    успешно   функционировать    лишь   в   условиях   относительной стабильности  финансовой и кредитной сфер. В странах Восточной Европы, для   которых  характерен  глубокий  кризис банковской системы, размеры финансовой   поддержки банков нередко выходят за рамки возможностей СДС и  бюджета; при этом массовое банкротство кредитных учреждений чревато дальнейшим  обострением  кризиса   финансовой системы. В связи с этим в странах   Восточной  Европы  наряду  с   разработкой  законодательства о банкротстве  и  СДС обычно стремились осуществить меры по оздоровлению финансовой системы в целом.

К  числу   проблем  банковской  сферы   постсоциалистических  стран относятся,   как  правило,  недостаточный размер собственного капитала, слабый  банковский   надзор,  чрезмерная  зависимость  от ограниченного числа   клиентов  и   учредителей,  дефицит   квалифицированных  кадров, отсутствие    конкуренции,  коррупция  и  др.   Однако  наиболее  острой проблемой,   типичной  для  постсоциалистических   стран,  является рост взаимных    неплатежей   предприятий,  а   соответственно  недействующих кредитов   и  убытков в банковских балансах. Поскольку обе эти проблемы неразрывно   взаимосвязаны,  в Восточной Европе широкое распространение получило    мнение,     что   оздоровление    кредитной   сферы   должно осуществляться    одновременно     с    финансовым     оздоровлением   и реструктуризацией небанковского сектора экономики.

Информация о работе Банкротство за рубежом